издательство П.П. Сойкина

Источник

Хлысты

Хлысты – мистическая секта, образовавшаяся, как думают, еще в половине XVII века, одновременно с появлением старообрядческого раскола. В легендах (X., царь Алексей Михайлович и патриарх Никон являются их последователями. Впервые из православных писателей о них упоминает св. Димитрий Ростовский в своем «Розыске». Некоторые исследователи считают хлыстовство наносным явлением с запада, наподобие сект западных – бичующихся, пляшущих, адамитов и т. п., другие признают хлыстовщину самобытным произведением русского духа. Вероятнее всего, что дуалистическое воззрение X. возникло, с одной стороны, под влиянием языческих верований наших предков, с другой стороны, и под влиянием богомильских идей, распространявшихся у нас чрез апокрифическую литературу. И языческие верования, и богомильские воззрения не целиком были пересажены в хлыстовство, а значительно переработаны. Причинами появления X. были крайне обрядовая религиозность и соединяющееся с нею формальное отношение к богослужению; распространению же X. способствовало воздержание их от спиртных напитков, равенство всех их между собою по общественному положению, широкое развитие среди них взаимопомощи, широкая благотворительность и пленительные для простецов собрания с радениями и пением роспевцев. Название X. произошло или от одного из их обрядов, при совершении к-рого они хлещут и бьют себя по телу жгутами, прутьями, или же есть искаженное произношение «христовщина», а так секта называется потому, что управляется христами. Сами себя X. называют людьми Божьими, в к-рых за их богоугодную жизнь обитает Бог. Они сами себя не называют и не любят, когда другие их называют хлыстами. Их называют также богомилами, лядами, кантовщиками, сладкоедцами, шалопутами, монтанами, духовными христианами, самообожателями, ханжами, купидонами, братьями карабельщиками, вертунами, баклушниками и все эти названия известны и в литературе. Появление секты большинство ученых относят к 1645 г., основателем ее называют костромича Данилу Филиппова, первого хлыстовского «Саваофа». Теперешние X. не знают истории своей секты, ни ее основателя; им известны только 12 пунктов учения, к-рые пользуются у них значением «заповедей», из которых последняя («Святому духу верьте») есть самая главная. В 1733 г. возникло в Москве первое следственное дело о X., в 1752 г. – второе, по к-рому привлечено было 416 человек. Вследствие появления скопчества во 2-й половине XVIII в., хлыстовщина стала менее заметной, но не заглохла. Особенно успешно секта распространялась в царствование импер. Александра I, благоприятное для процветания мистических идей. В настоящее время X. существуют в 30 губерниях. По учению X., существуют небо и земля, мир материальный и мир духовный; небес семь; на 7-м небе обитают Св. Троица, Богородица, архангелы, ангелы и угодники, однако, что такое Троица, Богородица, архангелы, X. не разъясняют. Можно думать, что они разумеют под этими названиями не лица, а только нравственные свойства, различные проявления одного и того же божественного существа. Бог может воплощаться в людей неопределенное количество раз, смотря по надобности и нравственному достоинству людей. Воплощения Божества идут непрерывно: за одним христом является другой. Воплощение может совершаться путем естественной передачи христом своего духа сыну своему по плоти; но чаще воплощение достигается хлыстом чрез продолжительный пост, молитву и добрые дела в хлыстовском смысле. История этих христов похожа одна на другую В то время, когда она оканчивается в одном человеке, в том же порядке и в таких же обнаружениях она начинается и продолжается в другом. Таким образом, одновременно может быть несколько христов, между к-рыми иногда происходит спор о том, кто больше; большим оказывается наиболее смиренный, смиренным дается благодать, ему и приписывается большее божество. Богородиц может быть также много. Отсюда вытекает, что И. Христос не есть ипостасный Сын Божий, единственный Искупитель мира; Он один из христов, в к-ром пребывает божество, как пребывает и в последующих христах. Св. Писание X. не считают за неизменное божественное откровение, однажды навсегда данное Богом людям. Откровение, возвещенное И. Христом, обязательно было только для того времени, когда Он жил; теперь имеют значение учения новых христов и пророков, которые и служат источником вероучения и нравоучения. Однако, X. не отвергают прямо Библии, иногда на своих радениях читают ее и стараются найти оправдание своему учению: Библия имеет прообразовательное значение для новозаветной церкви (т. е. для хлыстовского общества), с одной стороны, с другой, отрицая прямо Библию, они боятся оттолкнуть этим молодых прозелитов Свое общество они считают истинной внутренней, духовной церковью. Уставы православной церкви имеют значение только для несовершенных, не постигших истины. В их обществе постоянно присутствует Дух Святой, сообщающий им особенные, чрезвычайные дарования. Для избежания подозрения в хлыстовщине они посещают церковь и лицемерят, но в душе они относятся к церкви и православным холодно и враждебно. X. верят также в предсуществование душ и в душепереселение. Душа человека после его смерти становится ангелом; если жила во хлысте, исполнявшем заповеди; при неисполнении им заповедей, душа переселяется в животных или в младенца, существо нечистое, пока он не сделается хлыстом. Души людей, живущих во браке, переходят в свиней. Душа переходами очищается, пока, наконец, не попадает в хлыста, в к-ром совершенно очистится и по смерти к-рого перейдет в общество ангелов. Если же она не попадает, в тело хлыста, то переходит в число диаволов и обречена на вечную муку. Нравственное учение X. зиждется на том, что дух есть начало доброе, а тело – злое. Первый человек Адам согрешил угождением плоти и впал в грех супружества. Естественные потребности тела должно умерщвлять, дабы душа могла беспрепятственно достигнуть своего назначения. С женой следует жить, как с сестрой, не следует почитать плотских родителей. Зато X. имеют духовных жен, к-рые даются им на радениях христами для забот о хранении целомудрия этими женами. Плотские отношения между духовным мужем и женой – не грех, ибо здесь проявляется не плоть, а духовная христова любовь. Не терпя брака, X. оправдывают внебрачные сношения и стараются не иметь детей; хлыстовки всячески вытравляют плод; детей, рожденных от церковного брака, они называют утехою сатаны, щенятами, грешками и т. п. Для умерщвления плоти они не употребляют в пищу мяса и воздерживаются от хмельного; то же преследуется и их радениями, соединенными с самоистязаниями. Цель X. достичь полного бесстрастия и святости, когда человек умирает плотию и воскресает духом. Смерть о Адаме есть смерть видимая, следствие греха; смерть о Христе есть таинственная состоящая в отвлечении от всего внешнего, углублении в самого себя и постоянной духовной молитве. Кто таинственно умрет, тот делается храмом Божиим и Дух Божий живет в нем; он делается сыном Божиим, новым Христом; ему закон не лежит и он может творить чудеса. X. не курят, не танцуют, запрещают всякие увеселения, музыку, игру в карты, божбу. X. не все одинаково посвящены в тайны секты: 1) одни посещают только простые беседы, 2) другие допускаются на обыкновенные радения, 3) производят годовые и чрезвычайные радения. Отдельные общины X. называются кораблями; независимые друг от друга, они управляются «кормщиками», наз. также богом, христом, и бывает еще и «кормщица», называемая также Богородицей, восприемницей, матушкой. Кормщики пользуются неограниченной властью в своем корабле; кормщицы руководят радениями; в случае смерти кормщика заменяют его и управляют кораблем. Каждый корабль имеет своих архангелов, апостолов и т. д. Место собраний их называется «Сионской горницей», «Иерусалимом»; чаще всего служат местом собраний подземелья, но иногда и жилые помещения, которые тогда наглухо закрываются. Собираются большей частью ночью, часто в ночи под праздники православной церкви, а иногда в особые дни, как напр., «годовое радение», к-рое происходит в один из длиннейших июньских дней. На собраниях мужчины надевают белую рубашку с широкими рукавами длиною до крайних оконечностей ног; она называется радельной мантией, парусом. Во время моления X. босы. В состав богослужения, на к-ром присутствуют одни сектанты, входят кружение или беганье, называемое раденьем, пророчества и пение духовных роспевцев. Раденья бывают разных видов; роспевцы большей частью произведения самих хлыстовских пророков. Вследствие разнообразия во взглядах различных общин, происшедшего от различия в учении лжепророков, а также вследствие влияния рационалистических сект, в некоторых губерниях в среде X. замечается в последнее время дробление на отдельные полки. Существует мнение, что между X. распространен, так называемый свальный грех, т. е. общий разврат всего корабля. Иногда при богослужении совершается обряд принятия в секту, называемый «приводом»: поступающий в секту клянется хранить тайну хлыстовского учения, не объявлять ее никому, даже если б пришлось поплатиться своею жизнью.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle