издательство П.П. Сойкина

Источник

Кипрская православная церковь

Кипрская православная церковь – теперешняя кипрская автокефальная церковь в истории своего развития прошло 4 периода, из которых каждый наложил свой характерный отпечаток. 1-й считается от основания до появления латинян (45–1191 г.), 2-й господство латинян (1191–1571 г.), 3-й подчинение туркам (1571–1878 г.) и 4-й настоящее состояние под английским протекторатом. 1-й период характеризуется распространением христианства, проповедываемого ап. Варнавой, ап. Павлом, ап. Иоанном или Марком, основавшими здесь несколько общин. Их деятельность встретила противодействие иудеев и римлян, которые многих из них довели до мученической кончины. Первые еписк. были: города Тамаса, Гираклидис, Аристион, гор. Бретании, Аристовул, гор. Тадга, Епафрас, гор. Нарбонны, Сергий Павел и др. В IV в. побывавшая случайно на К. равноапостольная царица Елена, построила церкви в Василопотаме и Тогне и прислала им в дар частицы обретенного честного креста Господня. К этому времени относится появление ересей с которыми боролся и в борьбе прославился еписк. города Констанции, Епифаний, он вместе с Юлием пафским, Тихоном таамасским Феопемпом тримифунтским осудили на соборе 401 г. Оригена, офитов, карпократиан, василидов и др. еретиков. Кипрск. церковь, однако прочно утверждалась, пользуясь правами автокефальности. Последнее обстоятельство не нравилось патриархам антиохийским, которые задумали в V в. подчинить ее антиарх. престолу. Они вмешались в избрание кипр. епископ., из-за чего произошла упорная борьба. Собор под председательством константиноп. патриарха Акакия, созванный по приказанию имп. Зенона, постановил признать автокефальные права кипрской церкви. Она управлялась арх. Констанции, получившим особой грамотой право носить красную мантию, скипетр и титул «блаженнейшего». В VII в. Кипр подвергся многократным набегам арабов, причем жители должны были предпринять по приказанию Юстиниана, который не мог их защитить от врагов, переселение в Геллеспонт вместе с епископом Иоанном, права которого и в новой местности подтвердил и импер., и созванный Трульский собор. Когда арабы были разбиты в VIII в. имп. Ираклием, кипряне начали понемногу возвращаться на родину, а архиепископство было перенесено при Константине Копрониме в 747 г. в город Арсиной и существовало здесь до XIII в. (1215 г.). Кипр становится убежищем православия, куда уходили монахи, преследуемые за иконопочитание. С другой стороны он получает влияние в лице еписк. Олимпия, констанцск., Епифания солонск., Сотира феодосианск., Феодора китийск., Александра амафийиск. на происходивших тогда в Констант. соборах. Но мирное развитие церковной жизни в VII в. тормозили частые набеги арабов, которые, пользуясь отдаленностью острова от Визант. империи безнаказанно грабили и разрушали цветущие кипр. города. Отражаемые Констант. V Копронимом, царицей Ириной, Михаилом Рангаве, Василием I Македононянином, они уходили на время и вновь нападали, когда византийский флот уходил от Кипра. Лишь при имп. Никифоре Фоке визант. имп. удалось окончательно свергнуть арабское иго, и тогда стала расцветать церковная жизнь, появилось много монастырей, каковы Богородицы Кикка при имп. Алексии Комнине, Богородицы на горе Махера, Тамасский женский, Апсинион, Фанеромены и др. По-прежнему авторитет кипрск. епиек. на соборах стоял на высокой ступени, как напр. в истории борьбы между архиеписк. Иоанном и константин. патриархом Лукой Христовергом. В XI и XII в. на Кипре уже было 15 епископов. Конец первого периода ознаменован восстаниями против тираннии визан. императоров под предводительств. Феофила Еротика, а затем Рапсоматиса и др., протестоваших по поводу злодеяний правителя Исаака Комнина. Второй период (1191–1571 г.) начался несчастным нападением короля крестоносца Ричарда Львиное Сердце, который мстил правителю Ис. Комнину за жестокости над воинами во время кораблекрушения у берегов Каира. Жители должны были платить высокую дань тамплиерам и это вызывало бунты, под влиянием которых Ричард продал в 1193 г. К. иерусалимскому королю Лузиньяну, кот. хотя и объявил католич. господствующим исповеданием, однако терпимо относился к православию, которое и могло спокойно развиваться и крепнуть. Спокойствие нарушил преемник Имп. Лузиньяна, Амори, который при содействии папы Целестина III стал жестоко преследовать православных и утвердил во главе цер. иерархии выписанных латинских монахов и духовенство. Пришельцы насильно отбирали у правосл. духовенства имущества и церкви и своими жестокостями побудили их обратиться за помощью к византийск. царям. Но цари Визант. были безсильны освободить угнетаемых от разбоя культурных христиан-латинян: в правление Алисы, жены Гуго, осталось всего 4 православл. еписк., алатиняне продолжали насильственный захват дальнейших прав и имуществ правосл. духовенства. Папа Иннокентий III вручил кардиналу Пелагию абсолютную власть над Кипром и этот в жестокости дошел до того, что сжег на костре монахов, отказавшихся насильно перейти из православия в латинство. Вместе с тем, воспользовавшись смертью архиеписк. православн. Симеона, папа Гонорий III решил подчинить своей власти кипр. церковь, отверг 2-х избранных Симеону преемников: Исаию, а после его вынужденного отогчения, Неофита и подчинил греческое духовенство латинск. архиеписк. и епископам. Кипряне мужественно вступили в новую борьбу и обратились к защите визант. патриарха Германа II (1222–1240 г.). Синод и патриарх, опасаясь кровопролитий, рекомендовали хипрянам подчинение латиням, но под влиянием прибывавших в Константин. новых жертв клириков и монахов п. написал послание в 1225 г., благословляя на борьбу и мученичество для свержения ненавистного ига. Кроме того он обратился с письмом к папе Григорию IX, усовещевал прекратить несправедливые гонения кардиналов и не сеять вероисповедного антагонизма. В ответ он получил 2 письма, где папа пытался доказать свое право владычества. Столкновения в 1240 г. дошли до того, что православн., захватив священные предметы, бежали в Армению киликийскую, ибо ходатайства их у папы Иннокентия IV вызвали новые гонения кардиналов. Тогда греческ. архиеписк. переселился в 1248 г. в Никею. Когда он через год возвратился, латиняне затеяли новые распри, довели дело до суда, после которого последовала булла папы Александра IV в 1260 г. о кипрской церкви, коей утвердилось полное подчинение греческ. церкви латинск. архиепископу. Больше – греческ. протоиерей и епископ занимали при богослужении второе место и произносили, обращаясь к латинск. еписк.: «Благослови, владыко, благовестителя» и заставляемы были участвовать в латинск. торжестенно-религиозных процессиях. И все же дух православия не угасал: в 1313 г. произошло восстание, в котором чуть не погиб папский легат. Тогда папа Иоанн XXII назначил французск. кармелита Петра Фому легатом и вручил ему абсолютную власть для искоренения на К. латинской ереси, т. е. православия. Коварный представитель латинск. церкви завлек обманно греческих епископов в храм св. Софии в Никосии, приказал запереть дверь и стал их насильно обращать в латинство, но народ стал ломать двери, и это вызвало участие короля, который освободил епископ. Скоро Ф. уехал в Коронну и греческ. церковь, поддерживаемая луизиньянской династией, вздохнула свободнее. В XV в. начались переговоры о воссоединении кипр. и визант. церквей; был отправлен синодом и патриархом Матфеем монах Студ. монаст. Иосиф Вриенний, который должен был расследовать состояние кипр. церкви, но посольство успеха не имело, и через 7 лет при патриархе Евфимии кипр. вновь отправили послание, по поводу которого Собор в храме св. Софии высказался, что не может их принять, пока они не освободятся от политического господства латинян, без чего они только будут позорить визант. церковь. В 1441 г. гречанка Елена Палеолог сделалась королевой, женой кипрск. короля Иоанна II; при ней греческий язык, культура получил большия льготы; она пыталась добиться назначения православн. архиеписк. главой правосл. церкви и, хотя архиеп. назначен был Галезио, но положение правосл. церкви было, в общем благополучно. Ее стараниям мешали слабохарактерный муж и зять, португальск. принц Иоанн камбирск., с которым ей пришлось открыто воевать. Елена умерла в 1458 г. и с тех пор латинск. господство вновь восторжествовало, пользуясь распрями многочисленных претендентов на королевск. престол. Власть над кипр, перешла на 80 лет к венецанцам, которые притесняли греч. духовенство и продолжали дело латинизации Кипра. Вот почему кипряне с радостью встретили в 1571 г. новое владычество над островом победителей турок. Третий период начинается турецк. завоеваниями, которые вызвали напрасную радость и принесли христианам неисчислимые бедствия: они перебили тысячи людей, обращали храмы в мечети и изгоняли греческ. клириков. Латинские иерархи предусмотрительно бежали и церковь их начала разрушаться. Между тем православные, оправившись от первого натиска, вступили в переговоры по религиозно-церковным делам с Мустой пашей, последствием которых явилось приобретение права иметь самостоятельных епископов и многие другие льготы. Архиепископы назначались, правда, при содействии визиря, который благоволил к тем, кто давал взятки, но все же они были православные. В начале господства турок сменилось подряд 4 правосл. Иерарха. В 1592 г. возникли споры из-за выбора архиеп.; претендентами были: Леонтий Евстратий, Афанасий, причем на права кипр. церкви посягали антиохийск. и вселенск. патриархи. Афанасий был низложен в 1598 г. собором кипрск. и затем константиноп. в 1600 г., но не захотел подчиниться решению, продолжал богослужение и управление, причем кощунственно обращался со святынями, рукополагал многоженцев в священники и проч. За это он был патр. Матфием, расследовавшим на соборе его преступления, вновь низложен, а на его место был избран Вениамин. Его избранию содействовали вселенск. патриархи, которые в посланиях и сигиллиях старались умиротворить терзаемый смутами остров. При Вениамине наступило успокоение, и он строил даже планы о постройке высшей школы для духовенства. Правопреемника его, Христодула, оспаривал иеромонах Кирилл в 1618 г., что вызвало вмешательство вселенск. патриарха Тимофея. Внутренние смуты затягивались; дошло дело до распри между архиеписк. и епископами, которые, обуреваемые честолюбием, претендовали на равноправие и равночестность с главой-архиепископом. Тогда в 1751 г. патриарх константинопольск. Иоанникий отправил им грамоту и преподал обеим противным сторонам правила поведения. Это на них серьезно повлияло, и они утихомирились, но был установлен приоритет вмешательства вселенск. патриархов в дела кипрск. церкви. Так продолжалось при патр. Дионисии IV в деле монастыря Богородицы Кикка и в деле архиеписк. Никифора, однако, до конца правления его (1674 г.) кипрск. церковь достойно возвышала свой голос. После него предстоятелем кипрск. церкви был иеромонах Иларион Кигала, написавший много сочинений по богослужебным вопросам, С 1679 г. архиепископск. кафедру занимал Иаков I, с 1690 г. Герман II, при котором вселенск. патриарх заявил епархиальн. монастырь Амасгу, и когда он не захотел подчиниться, его низложили и лишили кафедры. Преемником он себе избрал Иакова II, вопреки назначенного собором Афанасия II. Произошла опять смута, завершившаяся признанием в 1707 г. законным архиеписк. Афанасия II. С 1718 г. архиеписк. был Сильвестр, который в 1730 г. имел мужество отправиться ходатайствовать перед Портой по поводу притеснений турецкими властями кипрян, за что был сослан в Авратотаси, но через год, во время смуты на Кипре вследствие безвластия, был восстановлен и возвращен из ссылки. В этом же году он внезапно умер и его сменил архиеписк. Филофей, выдающийся дидаскал того времени. Однако в 1745 г. по наветам врагов-клеветников турки лишили его престола и поставили иеромонаха Неофита. Константиноп. патриарх Паисий III отказался его признать и добился восстановления Филофея. С 1759 г. архиеписк. кафедру занимал Паисий, который прикладывал старания уврачевать народные раны, но был оклеветан и должен был бежать. Порта заставила признать архиеписк. иеродиакона Киприана, констант. дидаскала. На Кипре образовались две партии, одного и другого претендента. Победил Паисий и его вторичное правление было ознаменовано в 1764 г. бунтом против турок. Он ездил в Констант. хлопотать, много перестрадал и разбитый физически и духовно, удалился в 1766 г. на покой в Скалу, где скоро скончался. На его место избран был в 1767 г. Хрисанф, пафский митроп., при котором правитель турецкий Хаджи-Бакки-Ага наложил тяжелую дань. Он довел церковь до жалкого состояния, так что, в конце, концов, вызвал демонстрации жителей грозивших оставить совершенно остров. В 1791 г. Хрисанф созвал собор, на котором объявил о своем желании уйти на покой в виду старости и болезни, но ему не дали удалиться и избрали помощника. Противники из мирян обратились к туркам, и Хрисанф был сослан в Евбею. Архиеписк. кафедру занял молодой и энергичный Киприан, популярный в народе после заключения перемирия с турками при осаде, в 1804 г., гор. Левкоссии. С большим трудом ему удалось добиться хиротонисания, согласно каноническим правилам, и в 1810 г. он вступил в управление. К. энергично занялся устроением церковно-общественной жизни острова, но все его стремления грубо уничтожали турки. Они учинили в 1812 г. страшный разгром в Левкоссии, казнили многих архипастырей, считая их мятежниками, отняли насильно монастыри, церковные имущества, причем особенно отличился жестокостью правитель Кучук-Мехмед. Архиеписк. были умерщвлены и кафедры опустели. Тогда кипряне, отчаявшись получить помощь от вселенск. церкви, потерпевшей не меньший разгром, обратились к антиохийск. патриарху, который хиротонисал иеромонаха Иоакима в архиепископа. Скоро, однако, между ним и паствой произошли разногласия. Последняя пожаловалась Порте, которая поручила патриарху Анфилу III расследовать спор. Патриарх послал 3 послания, где внушал Иоакиму заниматься умиротворением гонимой церкви, но разногласия не прекращались и Иоаким отрекся в 1824 г. Преемник его Дамаскин не удержался долго и сослан был в изгнание в 1827 г. правителем Кипра, Али-Рухи. Архиеписк. кафедру занял пафский митроп. Панарет, славный плодотворной-внешней политикой, добился у турок уменьшения дани, открыл духовную школу и искоренял ереси. Однако, в 1839 г. положение его пошатнулось, ибо он вмешался в борьбу партий среди народных представителей. Враждебная партия выдвинула кандидатом архиеписк. экзарха Иоанникия, переселившегося из места своего бегства из Парижа. Панарет отрекся и удалился на покой в монаст. Св. Честного Креста. Архиеписк. Иоанникий продолжал его политику защиты островитян от турецких притеснений; в 1849 г. избран был, по смерти Иоан., архиепископ Кирилл, который успешно руководил кипрск. церковной жизнью до 1854 г. и отвратил готовящееся восстание греков Кипра, вызванное начавшейся крымской войной. Его преемник, арх. Макарий оказался счастливее, разумными мерами восстанавливая спокойствие; он много потрудился на пользу просвещения клира и народа. Наибольшей славы достиг вступивший в 1865 г. на архиеписк. кафедру, Софроний, схалар школы в Левкоссии. Его уважали не только греки, но и турки и это послужило к вящшему успеху его мероприятий в церковном и административном отношении. Он добился от турок издания фирмана, коим точно определялись права турецких чиновников и православного населения и клира. Ему довелось видеть окончательное падение турецкого владычества и до 1900 г. он счастливо управляет кипрск. церковью под английским протекторатом. IV период, новейший, начинается с 1878 г. с оккупации острова англичанами. Однако новое владычество не принесло особенной, радости. Англичане, в угоду туркам, игнорируют нужды православия и, к тому же, стараются распространить протестантизм, для чего учредили особы протестантский институт «The Cyprus Soriety». Теперь на острове 4 епархии, во главе архиеписк. Левкоссии, имеющаго титул «Блаженнейший арх. Новой Юстиниании и всего Кипра»; всех священников в архиеп. Левк. около 300 человек; главными ставропигиальными монастырями являются Кикка и Махера, а из других существуют монаст. – Апостола Варнавы, Андрея и Паллиуратисы. По смерти архиеписк. Софрония, кафедра оставалась семь лет незамещенной. Второй по чину – пафский митр., имеющий титул «преосвящ. митр. Пафа, всечестный и экзарх Арсинии и Ромеон»; всех священников около 250. Во главе третьей – китийской митрополии стоит преосвященный Кирилл с титулом «проедр Амасунта, нового города Лемисса и Курия»; всех священников около 200; замечательны в митр. монастыри св. Георгия и Ставровуния. Киринийск. митроп. с титулом «проедр Соли», занимает Кирилл, всех священ. в этой епархии около 200 человек. В общем, на всем Кипре числится около 1.000 монастырей, 20.000 учащихся в 300 школах.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle