издательство П.П. Сойкина

Источник

Кирилл св.

Кирилл св. – философ, славянский первоучитель, род. в 827 г. в Солуни и был младшим сыном греческого военачальника Льва, отличался исключительными талантами, умом, острой памятью, так что удивлял учителей и учеников успехами. На школьной семье он заинтересовался творениями св. Григория Богослова и это занятие влияло на развитие в мальчике стремления к богословию. На страсть К. к учению обратил внимание сановник-логофет Феоктист, воспитатель малолетнего имп. Михаила III и выписал его ко двору. Здесь Кирилл вместе с царевичем учился в школе Варды, изучал грамматику, арифметику, музыку, астрономию, философию, риторику и христианское богословие под руководством знаменитых ученых Льва, Фотия и др. Он блестяще выдвинулся на научном поприще, так что Феоктист хотел его женить на своей родственнице и создать блестящую карьеру и назначил хортофилаксом и библиотекарем в св. Софии. Но юный «философ» отклонил заманчивые предложения и тайно удалился на берег моря. Однако, скоро склонясь на неотступные просьбы друзей, принял место учителя в придворной школе кесаря Варды. Будучи профессором, он одержал две победы в диспутах с патриарх. Иоанном, приверженцем иконоборчества и с сарацинами в Богдаде в 851 г., где вместе с Георгием Палашем блестяще отстоял учение о Божестве св. Троицы. После того он посвятил себя подвижнической жизни в олимпийском монаст., где был его брат Мефодий. Отсюда он принимал участие в путешествии хазарской миссии на Восток. Хозары, народ тюркского племени, принадлежали частью к магометанской и иудейской-религии, частью к языческой. Они просили имп. прислать им ученого человека, чтобы наставить их в религии. Кирилл и Мефодий отправились по приглашению импер. Михаила и приехали сперва в Херсон. Здесь они изучили иудейск. язык и вместе с херсон. архиеписк. Георгием, довели до благополучного конца дело обретения мощей св. Климента и обратили хазарского воеводу, напавшаго на Херсон, в христианство. Пройдя племя Угров, братья благополучно добрались до хазар, и здесь К. в присутствии Кагана вел диспуты с магометанскими и Иудейск. учеными, после чего обратили кагана и многих хазар в христианство. Каган одарил К. щедро и послал благодарность имп. в Констант. На обратном пути К. совершил в Херсоне некоторые чудеса, обратил соленую воду в сладкую и т. п., и, не успев отдохнуть в Констант., отправился в моравскую миссию. Когда в 862 г. Ростислав, моравск. князь, попросил у имп. Михаила прислать духовное лицо для проповеди хр-ва, выбор имп. и констант. собора единогласно пал на братьев солунян, близко знакомых со славянскими наречиями. Тогда братья и изобрели славянскую азбуку и принялись за перевод богослужебных книг и Св. Писания на славянск. язык. Помощниками К. были ученики, данные княз. Ростиславом, который милостиво обошелся с вероучителями. И вот свв. Кир. и Меф. принялись проповедывать христианство сначала у моравов, а потом у соседних славянских народов, вследствие чего им пришлось выдержать борьбу с латинск. духовенством и немцами, которые боялись потерять свое влияние на славян. Скоро они отправились с учениками к веницианск. еписк. для рукоположения учеников во священников и по дороге склонили к христианству славянск. князя Коцела блатенского. Еписк. – патриарх венециан. Ваталис готовил им препятствия, созвал против мирно – пришедших к нему братьев собор, перед которым, обвиненный в переводе на славянск. язык богослужебн. книг. Кирилл держал речь и доказал им, что такое дело могли учинить лишь фарисеи-книжники. Братья отправились за защитой к папе Адриану II в 867 г. в Рим, который торжественно встретил братьев, привезших мощи св. Климента. Папа одобрил их книги и посвятил на священство некоторых учеников и разрешил отслужить славянскую литургию в соборе св. Петра. К. заболел в Риме и умер 14 февр. 869 г. Латиняне почли за честь иметь останки умершего святого у себя и похоронили его в усыпальнице пап, а потом по просьбе Мефодия перенесли в собор св. Климента, где у мощей св. Кирилла творились чудеса. Перед смертью К. завещал своему брату твердо продолжать святое дело просвещения славян. К. оставил много слов, речей, переводов и других литературно-богословских трудов, связанных с его деятельностью вероучителя.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle