Источник

Нижегородская губерния

Обителей мужских 8, женских 23.

Мужские обители

Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде. Этот монастырь находится в самом Нижнем Новгороде, на берегу реки Оки, при ее впадении в Волгу, в версте от Кремля, напротив ярмарки. Основан он был в 1221 году, т. е. в то время, когда полагалось основание самому городу. Через 8 лет после основания монастырь был разрушен князем мордовским Пургасом; возобновил его митрополит Алексий. Проезжая из Орды, он обратил внимание на эту обитель, возобновил и украсил ее. Нижегородский князь Борис подарил монастырю разные земли и угодья. В последующее время правительство также не оставляло эту обитель без внимания и дарило ей разные угодья. В XVIII веке монастырь достиг цветущего состояния; так в 1722 году за обителью числилось более 4159 крестьянских душ!

В Благовещенском монастыре имеется пять каменных храмов. Главный из них, соборный, носит название Благовещенского; построил его возобновитель обители Св. митрополит Алексий в 1370 г. Другой храм, посвященный имени прп. Сергия Радонежского, построен в ХVІІ веке патриаршим ризничим Иосифом Булгаковым. Третья каменная церковь именуется Успенской, построена в ХVІ веке; при ней находится придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Четвертый храм – домовая церковь в честь Св. Андрея Первозванного и, наконец, храм во имя Св. Алексия, митрополита Московского, с двумя приделами: в честь Св. Пантелеимона и во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Благовещенский монастырь, живописно расположенный при слиянии Оки и Волги, привлекает много богомольцев своими достопримечательностями. Из них можно указать на Корсунскую икону Божией Матери, написанную в 999 году монахом Симоном (на ней имеются две надписи на греческом и славянском языке), затем на икону Богоматери «Скоропослушница», которая является единственной копией с образа, писанного евангелистом Лукой (в этой иконе заключены частицы свв. мощей с Афона); далее, в монастыре имеется образ Св. митрополита Алексия с частью его мощей, писанный в начале ХVІ века, икона Св. Иоанна Лествичника, на которой изображена лествица и восходящие по ней праведники; местночтимая Смоленская икона Божией Матери, древние ризы и др. вещи. Вне монастыря, под горой, которая защищает обитель с южной стороны, находится Алексеевская часовня, сооруженная по воле императора Николая I.

Монастырская библиотека богата древними рукописями и книгами. Так в ней хранятся: Измарагд, рукопись ХVІ века; церковный Устав, писанный в 1607 году, разные печатные книги XVI–ХVІІ столетий и т. п.

Благовещенский монастырь – общежительный. В 1764 году, при императрице Екатерине II, его зачислили в третий класс. Количество иноков невелико; управляет обителью архимандрит.

Высокогорский Воскресенский монастырь близ Арзамаса. Обитель эта расположена в лесу, на обширной горе, в 4 верстах от уездного города Арзамаса. Внизу горы протекает река Теша. Основана обитель в 20-х годах XVIII столетия, по желанию нескольких арзамасских граждан. Последние написали челобитную императору Петру Великому, в которой ходатайствовали о разрешении выстроить на упомянутой горе часовню и две кельи. Получив согласие, они приступили к постройке деревянной часовни, затем начали строить храм. Так было положено основание Высокогорскому монастырю (1718 г.). Последний, однако, просуществовал недолго; подвергаясь частым нападениям разбойников, скрывавшихся в соседних лесах, иноки принуждены были оставить обитель, взяв с собой все движимое имущество и ризницу новоустроенной обители. Все это они перенесли в Арзамасский Троицкий монастырь, и лишь в 1743 году Высокогорская обитель была снова возобновлена.

В монастыре имеются три церкви: соборная, во имя Вознесения, с двумя приделами; каменная, в честь Покрова Пресвятой Богородицы и церковь Св. Тихона Задонского – домовая. Кроме того, в обители находятся три часовни.

Высокогорский монастырь славится многими достопримечательностями. Таковы большой кипарисный крест, икона Иверской Богоматери, представляющая список с Афонского подлинника, и образ Богородицы «Всех скорбящих Радости».

Высокогорский монастырь отличается своим благоустройством; он посещается многими паломниками, для которых выстроены на средства обители две гостиницы. Ежегодно в праздник Вознесения устраивается крестный ход в обитель из г. Арзамаса; к этому времени в монастырь стекаются целые толпы богомольцев.

Управляет обителью архимандрит. Количество иноков невелико, и образ жизни их – общежитие. В настоящее время обитель эта числится за штатом.

Городецкий Феодоровский монастырь в Балахнинском узде. Когда паломник проезжает по Волге мимо села Городца, то взору его представляется монастырь, живописно расположенный на левом берегу реки, около указанного села, в 18 верстах к северо-западу от уездного города Балахны. Основание этого монастыря относится к началу XIII века; устроил его великий князь Юрий II Всеволодович в память чуда, проявленного иконой Божией Матери, которая стояла в часовне, построенной неизвестно кем. Вскоре при этой иконе стали совершаться многочисленные чудеса, которые привлекали в Городецкий монастырь многих богомольцев. В 1263 году в обитель прибыл великий князь Александр Невский; на обратном пути из Орды он сильно заболел и заехал в обитель, где перед смертью принял иночество с именем Алексия. В 1408 году обитель была разорена татарами, после чего она долгое время не могла оправиться. В конце XVII века обитель была упразднена, но затем, по просьбе местных жителей, ее восстановили. В 1765 году монастырь и все село Городец совершенно выгорели; однако и на этот раз обитель в скором времени возродилась, благодаря стараниям и усердию благочестивых жителей Городца.

В монастыре три каменные церкви: соборная, в честь Федоровской иконы Богоматери (эта икона, пребывающая в соборном храме, представляет собой копию с древней чудотворной иконы, которая с ХЦ века находилась в Городце, а затем была перенесена в начале XIII века в Кострому), теплый храм в честь Св. Александра Невского и церковь во им Св. Феодора Стратилата.

При монастыре есть училище Александро-Невского братства, рассчитанное на 40 мальчиков; там же находятся и больница с аптекой. Вообще описываемая обитель отличается заметным благоустройством. Ей принадлежит площадь земли в 322 десятины земли; кроме того, монастырь получает доходы с принадлежащей ему церкви Св. Александра Невского, находящейся близ Нижегородской ярмарки, возле вокзала железной дороги.

Городецкий монастырь общежительный, 2-го класса; зачислен в этот класс в 1870 году. Управляет им архимандрит. Благодаря своему благоустройству, монастырь привлекает к себе многих, желающих посвятить свою жизнь Богу в иноческих подвигах.

Керженский Благовещенский единоверческий монастырь в Семеновском уезде. Этот общежительный, 3-го класса, монастырь расположен при реке Керженце, в 25 верстах от уездного города Семенова. Монастырь основан в начале XIX столетия; на берегу реки раскольники устроили свой скит. Когда же они приняли единоверие (1848 г.), то скит был обращен в общежительный монастырь. В последующее время он два раза подвергался нападениям шайки грабителей, но оба раза Господь сохранил обитель от грозившей ей опасности.

В монастыре имеется три церкви: соборная, каменная во имя Св. Троицы, Благовещенская и трапезная во имя прпп. Зосимы и Савватия, чудотворцев Соловецких.

В обители хранятся, как достопримечательности, две старинные иконы: образ Казанской и образ Страстной Богоматери. Первая икона почитается чудотворную и привлекает в монастырь многих богомольцев. Ежегодно 8 июля с этой иконой устраиваются крестный ход вокруг монастыря. Богослужение в этой обители отличается истовым, благолепным характером и совершается с употреблением старопечатных книг и обрядов.

Обитель небогата постройками и не отличается благоустройством. Она управляется игуменом; количество братии невелико.

Оранский Богородицкий монастырь в Нижегородском уезде. Оранский первоклассный общежительный монастырь живописно расположен при реке Русе, недалеко от деревни Оранки, в 50 верстах от Нижнего Новгорода. Основание его относится к первой половине XVII столетия, т. е. ко времени царствования Алексея Михайловича. В прежнее время на месте нынешнего монастыря стоял дремучий лес, служивший местом жительства для племени мордвы. По чудесному повелению Богоматери, один дворянин Петр Гладков прибыл на это место, поставил на горе крест и затем приступил к постройке церкви. Так в 1634 году было положено основание Оранскому монастырю. Мордва несколько раз пыталась остановить постройку храма и келий, но всякий раз Царица Небесная, во имя Которой строился храм на Оранской горе, спасала Свою обитель от разграбления. Мордвины, однако, не унывали и решили так или иначе изгнать Гладкова с места, которое они причисляли к своим владениям. С этой целью они подали царю Алексею Михайловичу челобитную на Гладкова, обвиняя его в присвоении их владений. Челобитная эта принесла много хлопот и неприятностей Гладкову, но все-таки не увенчалась успехом: правительство дало Гладкову разрешение устроить обитель на Оранской горе. Несмотря на явный неуспех своих происков, мордвины и в последующее время пытались вредить обители, делая на нее нападения и истребляя леса, принадлежащие монастырю. В один из таких набегов они совершенно разграбили монастырь и умертвили его основателя – Петра Гладкова. Когда об этом узнало правительство, то им был послан отряд войска, который смирил мордву и наказал их за дерзкое преступление. Самая же обитель была восстановлена лишь в 1700 году.

Таким образом, Оранскому монастырю пришлось выдержать продолжительную борьбу с мордвой; победа в этой борьбе осталась на его стороне. Это не была победа физической силы над другой силой: победа тут, разумеется, нравственная. Оранский монастырь сделался центром просвещения в христианском духе язычников-мордвинов. Влияние его было столь сильно, что в скором времени вся окрестная мордва обратилась ко Христу.

В Оранском монастыре имеются три каменных храма: соборный, построенный в честь Владимирской иконы Божией Матери, которая называется еще Оранской, теплый и домовой при настоятельских покоях. В соборном храме замечательны некоторые иконы, писанные академиком Ступиным. Но главная святыня соборной церкви и всего монастыря – это вышеназванная Оранская икона Богоматери, принесенная в 1635 году из Москвы Гладковым. Кроме этой иконы, в монастыре имеется еще копия ее, два Евангелия, печатанных до Никона, и несколько древних рукописей.

В Оранском монастыре совершаются следующие крестные ходы с Владимирской иконой Богоматери: в Нижний Новгород в субботу на Пасхе, где икона пребывают до 19 июня; в город Горбатов – 24 июня; в город Арзамас –26 августа и в другие города Нижегородской епархии.

Оранский монастырь славится своим благоустройством: в нем имеется ремесленное училище, школа для мальчиков и пчельники, a вне его находятся две большие гостиницы для приезжающих в обитель паломников. Количество братии значительное; управляет архимандрит, наместник Нижегородского епископа, в непосредственное заведывание которого монастырь отдан с 1866 года.

Островоезерский Троицкий монастырь в Горбатовском уезде. Заштатный Островоезерский общежительный монастырь расположен на острове озера, находящегося вблизи села Ворсмы, в 18 в. от города Горбатова. Местоположение монастыря очень живописное: сам по себе остров весьма богат растительностью и великолепными видами природы, кругом озера, лѣса и луга.

Монастырь основан схимником Макарием, прославившимся своими подвижническими трудами. По его просьбе брат царя Михаила Феодоровича Борис Черкасский выстроил на острове Ворсменского озера кельи для иноков и храм во имя Животворящей Троицы, вручив Макарию для новоустроенной обители два образа: Казанской Божией Матери и Нерукотворный образ Спасителя. В последующее время, после смерти князя Бориса Черкасского, благотворил обители брат его князь Яков, которым была выстроена в обители еще одна церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Есть в обители и еще одна церковь, которую построил князь Михаил Черкасский для вечного поминовения в ней первого царя из дома Романовых – Михаила. Церковь эта посвящена прп. Малеину – наставнику Св. Афанасия Афонского. Таким образом, в Островоезерском монастыре имеются три каменных храма.

Главной святыней монастыря являются вышеупомянутые иконы, которые прославились многочисленными чудесами. Другой достопримечательностью монастыря служит Смоленская икона Божией Матери, находящаяся в храме прп. Малеина: она вышита золотом, серебром и красными шелками и поражает паломника художественностью своей работы.

Ежегодно в монастыре совершается два крестных хода: 6 января на озеро, окружающее монастырь, и 3 июля – вокруг монастыря с чудотворною Казанской иконой Богоматери. К этому времени в обитель собирается много богомольцев; их привлекают не только крестные ходы и достопримечательности обители, но и чин церковного богослужения, совершаемый по образцу афонских монастырей. Общежительный устав монастыря также близко подходит к уставу афонских обителей. Для паломников устроена гостиница с номерами. Обитель окружена каменной стеной; с восточной стороны устроена плотина, тянущаяся около версты; плотина представляет из себя великолепный парк. Обителью управляет игумен.

Печерский Вознесенский монастырь близ Нижнего Новгорода. Первоклассный Печерский общежительный монастырь расположен на правом берегу реки Волги, в одной версте от Нижнего Новгорода, между самым городом и слободой «Старые Почеры». В прежнее время монастырь находился в двух верстах от теперешнего места, на горе, где ныне приходский храм слободы «Старых Почер». 18 июня 1597 г. гора сползла в Волгу, благодаря чему монастырские здания были разрушены. На третий день после обвала были обретены нетленные мощи схимника Иосафа, который скончался за 30 лет до этого. Игумен ходатайствовал перед царем Феодором Иоанновичем о возобновлении обители и получил на это разрешение. Было выбрано теперешнее место, где и выстроили монастырь, мощи же Иосафа остались па прежнем месте, где и воздвигли церковь во имя Преображения Господня.

Основатель монастыря является инок Киево-Печерской лавры Св. Дионисий, – впоследствии архиепископ Суздальский и затем митрополит всея Руси. Основание относится к 1329 году; монастырь был наименован Печерским в честь Печерской иконы Божией Матери, которая была принесена Дионисием из Киева. Первым настоятелем обители был Св. Дионисий; под его руководством иноки вели строгий, подвижнический образ жизни. Из его обители вышли известные подвижники – прпп. Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский. В Смутное время Печерский монастырь был оплотом православия и русской государственности.

Когда при императоре Петре I Великом возникла война со шведами, то Печерский монастырь также принял участие в оказании помощи государству: он помогал средствами в устроении военного корабля «Орел» в Воронеже и послал царю колокол на пушки.

В обители 8 каменных храмов: главный, соборный, выстроен в 17 в. во имя Вознесения Господня; другой храм соборный – теплый, во имя Успения Богоматери, с двумя приделами; церковь во имя прпп. Дионисия, Евфимия и Макария, храм Свв. апп. Петра и Павла, церковь Св. Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и вмч. Димитрия Солунского, Крестовоздвиженский храм (на горе, при съезде к монастырю), Покровская церковь и, наконец, церковь в усыпальнице, находящейся в подвальном этаже монастыря.

Главной святыней обители является Печерская икона Божией Матери, представляющая из себя копию с известной Печерской иконы Богородицы, находящейся в Киево-Печерской лавре. Монастырская библиотека содержит в себе очень много древних печатных книг, разных указов и синодиков. Ризница обители также отличается богатством предметов, из которых многие очень древни: таковы наперстные кресты с частями св. мощей, старинные плащаницы и т. п. Управляет обителью с 1867 г. Нижегородский викарий епископ Балахнинский.

Спасский Преображенский монастырь в Арзамасе. Монастырь находится в самом городе, на берегу Спасского озера. Обитель эта основана в половине XVI века, в царствование Иоанна Грозного, после покорения Казани. Находясь под владением сперва митрополитов, а потом патриархов, монастырь являлся центром христианского просвещения среди местного инородческого населения. В обители три церкви: в честь Преображения Господня, во имя Рождества Пресвятые Богородицы и в честь Св. великомученика Георгия. Святыню монастыря оставляют: древняя икона Казанской Божией Матери, киоты с частицами мощей и часть Животворящего Креста Господня.

Монастырем управляет архимандрит.

Женские обители

Абабковский Николаевский Георгиевский монастырь в Горбатовском уезде. Монастырь расположился на правом берегу реки Оки и в 15 верстах от уездного города Горбатова, при селе Абабкове. Основан он в начале XIX столетия. В 1818 году это дикое и пустынное место посетила одна благочестивая странница Лукия Масленникова. Место ей понравилось, и она решила окончить здесь свою жизнь, посвятив себя подвигам благочестия. О появлении странницы Лукии узнала помещица села Абабкова Наталья Прокофьева. Она нашла ее и при ее содействии устроила богадельню при Абабковской кладбищенской церкви и таким образом выполнила волю старца Серафима Саровского, который выражал ей неоднократно свое желание, чтобы она устроила богадельню.

Ее Высочайшему повелению, в 1848 году эта богадельня была переименована в общину, при чем была названа Абабковской (по близости своей к селу Абабкову) и Николаевской (по имени своего ктитора). В 1859 году община была возведена на степень третьеклассного монастыря.

Храмов в нем теперь три: во имя Св. Троицы, в честь Покрова Богородицы и домовая церковь, находящаяся в больнице, – в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Обитель управляется игуменьей.

Азрапинская Спасская община в Лукояновском уезде. Эта община находится близ села Азрапина и учреждена 1905 году, по определению Св. Синода, но существовала уже с 1867 года в виде общежития, открытого неофициальным путем.

Община имеет всего лишь один храм, в честь Нерукотворного образа Спаса. Общиной управляет настоятельница.

Ардатовский Покровский монастырь в Арзамасском уезде. Общежительный третьеклассный Покровский монастырь находится в самом городе Ардатове. Первоначально на месте, занимаемом Ардатовским монастырем, была устроена богадельня в начале XIX столетия. В продолжение 15 лет богадельня управлялась основательницей – мещанской девицей Вассой Полюховой, под постоянным руководством старцев Саровского монастыря – Иллариона и Серафима.

В 1837 году пожар уничтожил имущество и здания общины, и сестры принуждены были разойтись по домам своих родственников.

Общежитие, впрочем, вскоре было восстановлено.

По определению Св. Синода, в 1861 году община была возведена на степень третьеклассного монастыря.

Обитель имеет три храма: соборный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй – в честь Св. Димитрия Солунского и прмч. Стефана Нового и третий храм – при больничном корпусе, в честь Владимирской икон Богоматери.

При обители имеется церковно-приходская двухклассная школа. Управляет монастырем игуменья.

Арзамасский Николаевский монастырь. Третьеклассный общежительный Арзамасский Николаевский монастырь находится в самом городе Арзамасе, на главной городской площади. Основание его относится к ХVI столетию. Священником Феофилактом Яковлевым был первоначально выстроен храм во имя Николая, Мирликийского чудотворца, на том месте, где теперь стоит Николаевский монастырь. Так как в Арзамасе не было женской обители, то, по совету Сергия – настоятеля Арзамасского мужского монастыря, свщ. Яковлев решил основать таковую при новоустроенном храме. Был построен еще один храм во имя Богоявления Господня и 30 келий при нем для инокинь.

Так было положено основание Николаевскому женскому монастырю. В 1650 году монастырь этот был уничтожен пожаром; в скором времени он, однако, был восстановлен.

Храмов теперь в обители три: соборный холодный, во имя Николая Чудотворца, в честь Богоявления Господня с двумя приделами и больничный, в честь иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость». В соборном храме находится главная святыня монастыря – икона святителя и чудотворца Николая, пожертвованная в эту церковь упомянутым выше Сергием, игуменом Арзамасского монастыря. В этом же храме есть другая местночтимая икона–образ Владимирской Божией Матери, принесенный в дар монастырю основателем его – свщ. Феофилактом Яковлевым. Крестные ходы, привлекающие в монастырь много богомольцев, совершаются два раза в год: 2      февраля, в память избавления города Арзамаса от моровой язвы, и 30 апреля – в память спасения города от пожара, бывшего в 1883 году. Управление игуменское.

Арзамасский Новодевичий Алексеевский монастырь. Этот первоклассный общежительный монастырь находится в городе Арзамасе, на конце Прогонной улицы. Основан он князем Шаховским в царствование Михаила Феодоровича (XVII в.). Так как обитель не отличалась ни многолюдством, ни обезличенности, то в 1764 году, при пересмотре монастырских штатов, она была упразднена, монастырская же церковь была обращена в приходскую. При ней, однако, остались жить келейницы упраздненной женской обители. Они составили женскую общину, долгое время существовавшую в виде общежития. В 1818 году общежитие было переименовано в общину, а в конце прошлого столетия община была возведена на степень монастыря. В нем три каменных храма: соборный, в честь Вознесения Господня, в честь Успения Богоматери и больничный – во имя Св. Иоанна Лествичника и Св. Варвары великомученицы.

Святыней монастыря является местночтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали» и образ Св. Николая Чудотворца. При обители имеется странноприимный дом для паломников, две больницы и разные мастерские, из которых особенно славится золотошвейная, получающая заказы не только со всех мест России, но даже и из Греции, Палестины и других отдаленных мест.

Обителью управляет игуменья.

Иверский Выксунский монастырь в Ардатовском уезде. Общежительный Выксунский нештатный монастырь находится при селе Выксе. Основан он во второй половине прошлого столетия в виде богадельни; основателем его является старец Варнава, подвизавшийся в пещерах Гефсиманского скита, находящегося вблизи Троице-Сергиевой лавры. В 1874 г. богадельня была переименовала в Иверскую общину; через четыре года общину обратили в монастырь третьего класса.

В монастыре четыре храма: соборный каменный, в честь Иверской иконы Богоматери, в честь собора Бесплотных сил, находящийся под соборным храмом в склепе, больничный – в честь Успения Богоматери и новый каменный, во имя Св. Живоначальной Троицы. В великолепном соборном храме замечательный храмовой образ, представляющий собой точную копию с московской Иверской чудотворной иконы Богоматери и украшенный серебряной вызолоченной ризой; чтится местно, как чудотворный; образ прп. Сергия – копия с чудотворной иконы, находящейся в лавре с частью древа от гроба угодника Божия Сергия Радонежского; икона Богоматери, именуемая «Скоропослушница», привезенная с Афона, и др.

Обитель отличается благоустройством: при ней имеются больница, аптека, странноприимный большой дом и всевозможные мастерские, где работают сами сестры. Управляет монастырем игуменья.

Крестовоздвиженский монастырь в Нижнем Новгороде. Первоклассный общежительный Крестовоздвиженский монастырь находится в Нижнем Новгороде близ Арзамасской заставы.

В теперешнем своем виде он основан в начале прошлого столетия; образовался он из трех монастырей женских – Воскресенского, Зачатиевского и Происхожденского. Первый из них существовал уже в XIV столетии в Нижнем Новгороде. Происхожденский монастырь, основанный в XVII столетии, в начале ХVІІІ века был переименован в Крестовоздвиженский; через сто лет его перенесен на теперешнее место. В 1856 г. он был возведен на степень первоклассного монастыря.

В обители имеются четыре каменных храмов: Крестовоздвиженский, соборный, с двумя приделами, кладбищенский – Казанский, также с двумя приделами, больничный – в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и во имя Св. Василия Блаженного; четвертый храм находится под алтарем соборного храма в склепе; устроен он в честь Иверской иконы Божией Матери.

Особенных достопримечательностей монастырь не имеет. При нем существует церковно-приходское училище, богадельня и больница. Среди сестер монастыря развиты рукодельные работы. Управляет ими игуменья.

Крестовоздвиженский Осиновский единоверческий монастырь в Семеновском уезде. Третьеклассный Осиновский общежительный монастырь расположен близ реки Осинки, при деревне Журавлиной. Раньше здесь существовал раскольничий женский скит. В половине ХІХ столетия обитательницы скита перешли в православие на правах единоверия; тогда же община получила права монастыря, а из часовни, существовавшей при ските, была устроена церковь.

Теперь в монастыре существуют две церкви – каменная, во имя Тихвинской иконы Божией Матери, с двумя приделами, и церковь во имя Воздвижения Креста Господня. Достопримечательностей и святынь в обители не имеется. Управляет ей игуменья.

Курихинская Знаменская община в Ардатовском уезде. Эта община расположена при урочище Куриха, в 25 верстах от уездного города Ардатова. Сначала на месте теперешней общины существовал богадельный дом, построенный на месте подвигов инокини Афанасии, жившей с благословения прп. Серафима Саровского в землянке. С ней жила некая девица Людмила; под ее руководством была выстроена женская община, официально открытая в 1899 году.

В общине существует только один храм – во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Достопримечательностью ее является колодец, выкопанный отшельницей Анастасией, по указанию Богородицы, которая являлась ей; чтится, далее, как святыня, камень, на котором молилась эта пустынница. Общиной управляет настоятельница.

Кутузовский Богородицкий монастырь в Ардатовском уезде. Нештатный общежительный Кутузовский монастырь находится в местности «Кутузово», где в прежнее время скотником Кутузовым был устроен скотный двор, в 20 верстах от уездного города Ардатова.

Основание монастыря было предсказано прп. Серафимом Саровским Неониле Захаровой, основательнице Дально-Давыдовской женской обители. Вследствие раздоров она ушла из названной обители и поселилась в заброшенном скотном сарае. Здесь она устроила сначала молитвенный дом, который впоследствии был обращен в богадельню с общежитием; В 1888 году общежитие переименовал в общину, а впоследствии – уже в начале текущего столетия – в монастырь.

В обители находятся три церкви: каменная, в честь Христа Спасителя, теплая деревянная и такая же кладбищенская. Главной святыней обители является местночтимая икона Богоматери «Утоли моя печали». Особых достопримечательностей монастырь не имеет.

При монастыре существуют богадельня для призрения престарелых и неимущих женщин и школа грамоты и рукоделия. Управляет обителью игуменья.

Лукояновский Тихоновский монастырь. Общежительная нештатная Лукояновская женская обитель находится в самом уездном городе Лукоянове. Сначала на месте этой обители существовала богадельня, выстроенная некоей госпожой Листовой. В 1888 году богадельню переименовали в общину, а впоследствии возвели ее на степень монастыря с тем, однако, условием, чтобы при ней была открыта церковноприходская школа для девочек.

Уже в 1866 году при общежитии был выстроен деревянный храм во имя Св. Тихона Задонского, откуда и сама обитель получила название Тихоновой. В настоящее время построен новый собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Из святынь обители следует упомянуть об иконе Богоматери «Экономиссы», присланной в обитель с Афона.

При монастыре имеется странноприимный дом для паломников. Обителью управляет игуменья.

Макариевский Желтоводский Троицкий монастырь. Этот общежительный нештатный женский монастырь живописно расположен на левом берегу реки Волги, недалеко от города Макарьева. Именуется Желтоводским потому, что основан в урочище «Желтые воды». Время этого основания относится к первой половине ХV столетия (1435 г.), а основателем является прп. Макарий Желтоводский и Унженский чудотворец. Во время татарского ига он был разорен свирепыми завоевателями; около двухсот лет после этого монастырь оставался в запустении. Возобновил его инок Тетюшского Казанского монастыря Авраамий, по повелению прп. Макария, явившегося ему во сне, и указавшему ему идти в Желтоводскую обитель. В 1868 году его упраздняли, а в 1882 году обратили в женскую обитель, по просьбе жителей Макарьева, ходатайствовавших о восстановлении общежития в упраздненной обители.

В обители шесть каменных храмов: соборный Троицкий (представляет из себя копию с Маяковского Успенского собора), в честь Успения Божией Матери, во имя Макария Желтоводского, над свв. Воротами – в честь Архистратига Михаила, в башне, во имя Св. Григория Пельшемского, и, наконец, келейный – во имя прп. Антония Великого. Святыней Макарьевского монастыря является чудотворная икона прп. Макария Желтоводского, представляющая из себя копию с таковой же иконы, находящейся в Унженском монастыре. Как достопримечательность, показывают в монастыре могилы иноков, убитых при разрушении монастыря татарами. Могилы эти находятся за алтарем соборного монастырского храма.

При монастыре имеется сиротский приют, содержащийся на епархиальные средства. Управляет обителью игуменья.

Мало-Пицкий Богородицкий монастырь в Нижегородском уезде. Мало-Пицкий нештатный общежительный монастырь расположен в местности, находящейся близ селения «Малая Пица». Основание ему было положено в начале ХІХ столетия; по благословению прп. Серафима, Саровского чудотворца, крестьянка Марфа Димитриева основала общежитие для женщин при селе «Большая Пица». Впоследствии общежитие, переименованное в богадельню, было перенесено в село «Малую Пицу». По указу Св. Синода в 1884 году, богадельня получила наименование Скорбященской общины, а в 1900 году возведена на степень общежительного нештатного монастыря.

В обители только один каменный храм в честь иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость». Святынь и достопримечательностей в монастыре не имеется.

Управление в обители игуменское.

Маровская Крестовоздвиженская община в Васильсурском уезде. Маровская община находится недалеко от села Зверева, или Прудища при Маровской часовне. На месте, занимаемом этой общиной, находилась в прежнее время Крестомаровская Воздвиженская мужская обитель, основанная в XVII столетии. Во время восстания Пугачева монастырь этот был совершенно разрушен шайкой этого мятежника и с того времени находился в запустении до начала нашего века, когда, по определению Св. Синода, на его месте была учреждена Маровская женская община.

Храма при общине не существуют, а есть только Маровская часовня. Управляет общиной настоятельница.

Медведевский Покровский единоверческий монастырь в Семеновском уезде. Второклассный Медведевский монастырь расположен при селе Медведеве. С половины прошлого столетия здесь существовала женская община, возникшая из богадельни, устроенной при кладбищенской церкви села Медведева. В 1858 году, по определению Св. Синода, Медведевская община была возведена на степень второклассного женского монастыря. Святынь монастырь не имеет. Церкви две – в честь Покрова Богородицы и прп. Сергия Радонежского и вторая – во имя Св. Николая Чудотворца.

Мелявская Умиленсная община в Ардатовском уезде. Эта община находится в 3–4 верстах от села Теплова Ардатовского уезда. Основана она в 1899 году в местности, известной в Теплове под названием Мелявской поляны, отчего и сама община получила имя Мелявской. Основательницей ее является старица Серафимо-Дивеевского женского монастыря – Наталья Молозева, больше известная под именем блаженной Наташи. Через год после основания Мелявской общины она скончалась оплакиваемая всеми, близко знавшими эту подвижницу.

В скором времени после смерти своей основательницы община украсилась трехпрестольным храмом в честь иконы Божией Матери «Умиление», построенным на средства неизвестного благотворителя из города Саратова.

Достопримечательностью общины является икона Спасителя в терновом венце, пожертвованная в обитель о. Иоанном Кронштадтским. Управляет общиной настоятельница.

Николаевский Дальне-Давыдовский монастырь в Горбатовском уезде. Этот монастырь находится при селе Дальнем Давыдове. В 1857 году на его месте была основана женская община для бесприютных вдов и сирот крестьянкой Неониллой Захаровой; при общине было также открыто училище для сирот духовного звания. Впоследствии община была обращена в общежительный монастырь. Основание этого монастыря было предсказано еще в 1785 году прп. Серафимом Саровским чудотворцем, который собственноручно водрузил на его теперешнем месте большой деревянный крест.

В обители существуют две церкви: соборная – в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», и вторая – во имя Всех Святых. Святынь и достопримечательностей монастырь не имеет. При нем вне ограды устроена странноприимница. Главный труд монахинь – рукоделие и земледельческие занятия.

Управляет Николаевской обителью игуменья.

Община «Отрада и Утешение» в Ардатовском уезде. Община сия находится при селе Шейн-Майдане. Мещанка Феодосия Цыпина пожертвовала землю для устройства женской обители, и, по определению Св. Синода, таковая здесь и была основана в 1903 г.

Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь в Ардатовском уезде. Нештатный общежительный Серафимо-Дивеевский монастырь находится при селе Дивееве. В прежнее время здесь находилась женская община, основанная вдовой полковника Мельгуновой при церкви Казанской иконы Божией Матери села Дивеева. Потеряв мужа, она начала ходить по свв. местам. Однажды, когда она шла в Саровский монастырь, то увидела во сне Божию Матерь, которая повелела ей построить храм. В скором времени она выполнила это повеление Богоматери: приобрела небольшой участок земли и построила каменный храм в честь Казанской Божией Матери, при котором тогда же основала женскую общину. Начальницей общины была поставлена мать Александра, управлявшая ею под руководством старца Саровского монастыря Пахомия. После смерти последнего пo его завещанию, в судьбе общины принял деятельное участие прп. Серафим Саровский, пологая сестрам общины как указаниями, так и своими скудными материальными средствами. В 1812 году описываемая община была соединена с Мельничной общиной, устроенной прп. Серафимом Саровским. Эти две общины составили одну женскую общину–Серафимо-Дивеевскую; впоследствии она была преобразована в монастырь.

В обители находятся пять храмов: соборный, во имя Св. Троицы, с четырьмя приделами, храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», в честь Тихвинской иконы Божией Матери, кладбищенский, во имя Преображения Господняя, и домовый, при богадельне, в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

В монастыре имеется много достопримечательностей и святынь. Из числа их можно указать на чудотворную икону Богоматери «Умиление», находящуюся в соборном храме, перед которой       постоянно молился прп. Серафим Саровский; перед этой иконой этот святой муж и скончался, ее он и завещал Дивеевскому монастырю. Следует упомянуть также об иконе Успения Богоматери с камнем от гроба Богоматери, присланной в дар монастырю от Кирилла, патриарха иерусалимского, и находящейся в той же церкви. При приходской церкви села Дивеева хранится много вещей, принадлежавших прп. Серафиму, – церковная утварь, старинная Псалтирь, Евангелие и Апостол, стул его, кожаная мантия, медное распятие, епитрахиль и пр.

Местное предание рассказывает, что от прикосновения к этим вещам многие болящие получали исцеление. Из числа построек, находящихся в монастыре, замечательна так называемая «Ближняя пустынька» прп. Серафима Саровского и келья основательницы обители.

Серафимо-Дивеевский монастырь принадлежит к числу тех, которые наиболее посещаются паломниками. Для последних имеются две странноприимницы. Вообще этот монастырь один из самих многолюдных и благоустроенных. Ежедневно в нем совершаются службы по строгому уставу. При нем имеются также больница, богадельня для сестер обители, училище и разнообразные мастерская, где работают сестры монастыря. Монастырем управляет игуменья.

Серафимо-Понетаевский Скорбященский монастырь в Арзамасском уезде. Этот нештатный общежительный монастырь находится при селе Понотаевке. Основан он во второй половине XIX столетия Гликерией Занятовой (в иночестве Евпраксией), удалившейся из Серафимо-Дивеевского монастыря. Первоначально он существовал в виде женской общины, носившей название Серафимовской – в честь прп. Серафима Саровского, – а в 1869 году община была переименована в монастырь.

В обители существуют четыре каменные церкви: домовая, в честь Св. ап. Иоанна Богослова; малая домовая, во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»; больничная, в честь Св. Сергия Радонежского и четвертая, во имя иконы Богоматери «Живоносный Источник».

Святыней монастыря является икона Божией Матери «Знамение», прославившаяся многими чудесными исцелениями и ныне подающая таковые всем, прибегающим к ней с верой и надеждой на предстательство Царицы Небесной перед Богом.

Монастырь вполне благоустроен; при нем имеются иконописная школа, училище для девиц-сирот духовного звания, гостиница, разные мастерские и больница. Количество сестер весьма значительно. Управляет ими игуменья.

Спасо-Зеленогорский монастырь в Арзамасском уезде. Этот нештатный общежительный монастырь именуется Зеленогорским по месту своего расположения при селе Зеленых горах, вблизи реки Пасмуровки. На месте Зеленогорского монастыря в ХVII и XVIII веке существовала Спасо-Белогорская обитель, основанная иноком Ионой. В 1764 году, при пересмотре штатов монастырей, Белогорский монастырь был упразднен. В начале XIX века на его месте возникла женская обитель, основанная старицей Ириной Лазаревой с благословения прп. Серафима Саровского чудотворца. Жизнь сестер этой общины вначале была весьма тяжела; нередко им приходилось кормиться подаянием. В трудные моменты своей жизни они, однако, всегда находили утешение и отраду в заботах о них прп. Серафима, облегчавшего по мере сил своих их тяжелое положение. В 1887 году Спасо-Зеленогорская община была возведена на степень монастыря.

В монастыре два храма: новый каменный в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» и деревянный, во имя Нерукотворного образа Спаса; последний остался от бывшего здесь в прежнее время Спасо-Белогорского монастыря. В этих храмах хранятся, как святыни, крест с 35 частями мощой свв. угодников, икона Богородицы, также с мощами, и другие священные предметы.

29 мая ежегодно устраивается крестный ход вокруг монастыря, привлекающий в обитель много паломников. Управление игуменское.

Спасская Троицкая община в Васильсурском уезде. Эта община находится в селе Спасском. Сначала здесь была открыта богадельня: община же была основана в конце ХІХ века крестьянином Алексеем Шуминым, перешедшим в православие из раскола. Храм в общине один, каменный, во имя Св. Троицы. В нем имеются две местночтимые иконы Афонского письма – Иисуса Христа и Богоматери. Обитель принадлежит к числу бедных в виду того, что она находится среди раскольнического населения и не встречает поддержки со стороны местных жителей. При общине имеется богадельня, школа живописи и рукодельные мастерские. Управляет общиной настоятельница.

Ягодинский Введенский монастырь в Княгининском уезде. Этот общежительный монастырь именуется Ягодинским по месту своего расположения при селе Ягодном. Первоначально монастырь существовал в виде богадельни (с начала ХІХ века), затем она была обращена в общину, которая с 1882 года стала именоваться монастырем 3-го класса. Монастырь этот имеет большое значение для православия: он противодействует распространению раскола, царящего в окрестностях села Ягодного. Храмов два: деревянный, в честь Введения Божией Матери, и каменный двухэтажный, во имя Св. Троицы. 1 мая ежегодно совершается в обители крестный ход в память избавления монастыря от пожара. В числе святынь имеются чаетицы мощей и несколько местночтимых икон. При обители существует школа грамоты и живописная мастерская. Управляет монастырем игуменья.

Орловская губерния

Обителей мужских 9, женских 8.

Мужские обители

Архиерейский дом (бывший Успенский монастырь) в Орле. Раньше здесь существовал монастырь, называвшийся Успенским; основателем его был игумен Евфимий. С 1819 года в этом монастыре устроен архиерейский дом. При нем теперь существуют три храма: Успенский, Троицкий и Предтеченский. Святыней дома является древняя икона Успения Божией Матери.

Богородицкая Площанская пустынь в Севском уезде. Эта заштатная пустынь расположена при реке Березне, в 12 верстах от села Брасова. Именуется она Площанской по той причине, что с одной стороны примыкает к ней Площанское озеро.

Нельзя с точностью определить, когда было положено основание этой пустыни. Известно только, что в ХVІ веке она уже существовала. При прохождении в Москву поляки разорили ее, и только по окончании Смутного времен она была возобновлена. Часть ее возобновления принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Прокопию, испросившему на это дело разрешение царя Михаила Феодоровича и благословение патриарха Филарета.

Пустынь потеснено украшалась храмами. Возвратившись из Москвы, Прокопий построил деревянную церковь в честь Казанской Божией Матери. В XVIII веке на ее месте был выстроен каменный храм, который ныне является соборным. Тогда же был заложен другой храм – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Кроме этих, в обители имеются еще две церкви: одна во имя Сошествия Св. Духа и другая – в честь Всех Святых, находящаяся над святыми вратами.

Главную святыню пустыни составляет икона Казанской Божией Матери, которая чтится местно, как чудотворная. Икону эту подарили основателю пустыни Прокопию царь Михаил Феодорович и патриарх Филарет.

Два раза в году, в храмовые праздники, – 9 мая и 8 июля, – устраиваются крестные ходы в село Брасово и другие селения и города Орловской епархии с чудотворной Казанской иконой Богоматери; к этому временя в пустынь собирается очень много богомольцев. Управляет пустынью игумен.

Болховский Троицкий Оптин монастырь близ Болхова. Этот общежительный третьеклассный монастырь расположен на берегу р. Бугры в 1 версте от уездного города Болхова.

Предание рассказывает, что монастырь этот основан князьями Милославскими и что он существовал уже в XV веке. По другому преданию, монастырь основан неким атаманом разбойником – Оптой, покаявшимся под старость. Отсюда и монастырь, по его имени, стал называться Оптиным; по другому же объяснению, слово «Оптин» обозначает – общий, т. е. Болховский монастырь имел два отделения – мужское и женское. В Смутное время, когда по России бродили шайки поляков и литовцев. Оптин монастырь был разграблен ими. Впрочем, в скором времени он был возобновлен.

Святынь и особых достопримечательностей в монастыре не имеется. Управляет им архимандрит.

Брянский Успенский Свенский монастырь в Брянском уезде. Свенский монастырь – один из самых древних на Руси. Расположен он при реке Десне, против реки Свены, в 4 верстах от уездного города Брянска.

Об основании сего древнейшего русского монастыря летопись передает следующее. В 1288 году великий князь Черниговский Роман Михайлович ослеп во время своего пребывания в городе Брянске. Услышав о чудесных исцелениях, совершающихся при Печерской иконе Божией Матери в Киеве и при мощах Свв. Антония и Феодосия Печерских чудотворцев, он послал гонца в Печорский монастырь с милостыней и с просьбой отпустить к нему этот чудотворный образ для испрошения себе исцеления. Архимандрит Печерский, посоветовавшись с братией, отпустил сей образ в Брянск на ладьях по реке Десне. Плывя по реке, сопровождающие икону остановились на одном берегу и провели там ночь. Когда на следующий день они вошли в лодку, где находилась икона Богородицы чтобы помолиться перед ней, то оказалось, что иконы в лодке нет. Они отравились искать ее и нашли икону, стоящей на большом дубе, против реки Свены. Об этом они уведомили князя Черниговского Романа. Последний со всем собором священников отравился пешком на то место, где стояла икона Богородицы. Когда перед ней совершили молебен, то великий князь прозрел. После сего икона Богородицы была снята с дерева. В скором времени тут заложено было основание храма в честь Успения Богоматери. В последующее время великие князья и цари не оставляли Свенской обители своим вниманием и попечением. Уже основатель обители великий князь Роман наделил ее землями и угодьями. Известно также, что Иоанн Грозный и другие цари благотворили этой обители. Два раза этот монастырь подвергался разграблению (в 1583 г. – литовцами, в 1664 г. – крымскими татарами), но и в том, и другом случае его в скором времени возобновляли. Последующие судьбы Свенского монастыря не представляют особого интереса. Можно отметить только, что Свенский монастырь не раз посещал Петр Великий. Келья, в которой он останавливался, сохранилась до настоящего времени. В последнее время она отреставрирована. С 1764 г. Свенский монастырь считается третьеклассным.

В обители четыре храма. Главный Успенский, достроенный по плану знаменитого художника Растрелли, замечателен своим иконостасом, который принадлежит к типу «полных», т. е. тех, на которых полно представлена как ветхозаветная, так и новозаветная история. Другая церковь построена в честь Свв. Антония и Феодосия Печерских. Две остальные церкви устроены – одна во имя Преображения Господня, а вторая – в честь Сретения Господня. В монастыре имеется также часовня на том месте, где рос дуб, на котором явилась чудотворная Свенская Печерская икона Богоматери.

Главную святыню монастыря составляет упомянутая выше Свенская икона Богородицы, украшенная богатой золотой ризой. По преданию, икона эта писана знатным иконописцем Алипием. На ней изображена Пресвятая Богородица, восседающей на троне с Предвечным Младенцем на персях своих. По обеим сторонам трона стоять Свв. Антоний и Феодосий Печерские со свитками в руках. Икона сия прославилась многими чудотворениями и посему постоянно привлекает в монастырь много богомольцев.

Четыре раза в году устраивается в обители крестный ход: 3 мая – внутри обители, в Неделю всех святых 7 Вселенского собора, 11 августа – в память избавления города Брянска от нашествия французов в 1812 году; со св. иконой крестный ход идет в город, обходят его и возвращается в обитель. Наконец, 15-го августа устраивается крестный ход из города в обитель.

При монастыре имеется большая школа и странноприимница, где богомольцы пользуются всем необходимым бесплатно. Управляет Болховской Оптиной обителью игумен.

Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь в Брянском уезде. Эта пустынь именуется Белобережской по месту своего расположения в урочище, называемом «Белые берега» при реке Снежети. Об основании сей пустыни предание рассказывает так. Одному священнику Серапиону (в схиме – Симеону) явилась во сне икона Богоматери «Троеручица». Когда он пробудился, то нашел в своих руках икону. Отыскав пустынное место, священник Серапион основал обитель, куда и перенос явившуюся ему икону Богородицы (1861 г.). Два раза эта обитель приходила в упадок и даже была упраздняема, но милость Божия снова возрождала ее к новой жизни. Последний раз была восстановлена она в 1817 году.

Обитель имеет пять храмов. В одном из них, построенном в честь иконы Божией Матери «Троеручица», находится главная святыня монастыря –местночтимая икона Божией Матери «Троеручица», именуемая Белобережской.

В старом соборном храме обители, освященном во имя Св. Иоанна Предтечи, находятся три иконы старинного письма в драгоценных окладах, принесенные в дар обители первой супругой Петра Воликого – Евдокией Федоровной – именно: икона Св. Иоанна Предтечи, Св. Троицы и Владимирской Божией Матери.

При монастыре устроена школа грамоты, церковноприходское училище и больница.

Управляет обителью архимандрит.

Вознесенский, ныне упраздненный монастырь в Зарайске. Время основания этой обители точно неизвестно. Находился монастырь в кремле гор. Зарайска и имел одну церковь во имя Вознесения, ныне обращенную в приходский храм.

Упразднена обитель в 1764 году.

Елецкий Троицкий монастырь. Монастырь этот расположен в самом городе Ельце. Предание рассказывает, что он основан в XII веке, исторические сведения о нем восходят, однако, только к первой половине XVII. В конце XVIII столетия он был упразднен вследствие ветхости. Возобновили его в 1836 году. Монастырь именуется Троицким в честь главного соборного храма. Кроме последнего, в обители еще имеется каменный Тихвинский собор, церковь во имя Тихона Задонского, трапезный храм в честь Св. вмч. Пантелеимона и церковь-усыпальница во имя Свв. бсрр. Косьмы и Дамиана.

Главная святыня монастыря – Тихвинская икона Божией Матери, украшенная ризой и драгоценными камнями. Кроме нее, имеются еще две местночтимые иконы – Казанской Божией Матери и Св. вмч. Пантелеимона. В монастыре хранятся также 30 частиц святого.

При монастыре имеются гостиница для паломников и церковная школа. Управляет обителью архимандрит.

Мценский Петропавловский монастырь. Мценский необщежительный третьеклассный монастырь находится в городе Мценске, в Подмонастырской слободе. Исторических сведений о времени основания этого монастыря не имеется; есть, однако, указания, что в XVI веке монастырь уже существовал. До XIX века монастырь все время бедствовал; в прошлом столетии он начал постепенно расти и в настоящее время он имеет вполне благоустроенный вид.

В обители два храма: соборный Покровский и Знаменский. Из святынь можно указать на образ Христа Спасителя, Тихвинскую икону Божией Матери с 60 частицами св. мощей, образ Богоматери Толгской и др. Монастырская библиотека заключает в себе много древних старопечатных и рукописных книг.

При монастыре имеется странноприимница. Количество иноков невелико. Управляет обителью игумен.

Одрин Николаевский монастырь в Карачевском уезде. Заштатный Одрин монастырь находится при реке Песочной и Одринке, в 7 верстах от уездного города Карачева. Сведений о времени основания сего монастыря не сохранилось. В 16 веке он, однако, уже существовал.

В обители два храма: соборный, во имя святителя Николая Чудотворца, и трапезный – в честь трех святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы.

В соборной церкви находятся святыни обители: чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, по преданию явившийся еще в 14 веке на месте описываемого монастыря, икона Богоматери «Утоли моя печали» и икона Богородицы «Споручницы грешных». Иконы сии прославились чудотворными исцелениями и посему привлекают в монастырь много богомольцев. Особенно много паломников собирается в монастырь ко времени крестных ходов, которые устраиваются из обители в город Карачев два раза в году – по четверг 8-ой недели в Пасхе, в память избавления от чумы, и 26 августа, причем икона Св. Николая Чудотворца остается в городе два месяца.

Управляет монастырем архимандрит.

Трубчевский Челнский Спасский монастырь в Трубчевский Челнский Спасский монастырь, в Трубчевском уезде. Трубчевским сей третьеклассный монастырь именуется по своему местонахождению в Трубчевском уезд, в 12 верстах от уездного города, при реке Десне. Основание монастыря предание ставит в связь с явлением образа Пресвятой Богородицы Челнской. О сем явлении рассказывается так. Святая икона плыла по реке Десне в челне против течения. Около того места, где теперь стоит Трубчевский монастырь, ее заметил пастух. Подойдя к берегу, он убедился, что лодка никем не управляется и что в ней что-то находится. Когда лодка остановилась около берега, то изумленным взорам пастуха представилась икона Богоматери. Никому не сказав о своей находке, пастух пришел на это место вечером, когда стемнело, взял икону и, принеся домой, поставил ее в божнице. Однако, на другой день оказалось, что св. иконы нет в доме пастуха. Последний весьма удивился и отправился разыскивать ее на место ее явления. Икону он нашел стоящей на пне одного дерева. Теперь он уже не дерзнул брать в свой дом святыню, а отравился в соло и рассказал о случившемся священнику. Последний устроил крестный ход на место явления св. иконы. Икона была взята и с подобающей честью была внесена в приходский храм. Однако, на следующий день икона опять оказалась на прежнем месте. Между тем об обретении св. иконы узнал князь Трубчевский Трубецкой, который в это время был сильно болен. Князь пожелал помолиться перед св. иконой об исцелении от своей болезни; отправившись на место явления иконы, он усердно помолился перед ней и получил исцеление. Благодарный князь устроил на месте явления иконы часовню. Вскоре от новообретенной иконы стали совершаться многочисленные чудеса, вследствие чего к ней начали стекаться во множестве богомольцы. Постепенно здесь начал устраиваться монастырь.

Так говорит предание. Но исторических положительных сведений о времени возникновения Трубчевского Спасо-Челнского монастыря не сохранилось. Есть только указания, встречающиеся в Месяцеслове Московском, Истории Российской Иерархии и в монастырском синодике от 1768 года, где строителем монастыря называется Алексей Никитич Трубецкой. Слово «строитель», однако, не выясняет вопроса о том, был ли Трубецкой только возобновившим и устроителем монастыря, или же он был первым основателем его, или это слово приложимо как к основателю, так и к возобновителю или обновителю монастыря. Есть вероятие предполагать, что Трубецкой только возобновил Трубчевский монастырь, и это тем более вероятно, что время жизни князя Трубецкого относится к тому периоду русской истории, когда литовцы и поляки безнаказанно грабили и опустошали русские земли, церкви и монастыри. Нет ничего невероятного в том, что и Трубчевский монастырь не избежал общей участи и был разграблен. А если так, то время основания Трубчевского монастыря относится ко времени, предшествующему XVI веку, т. е. периоду жизни князя Трубецкого. Есть далее, данные полагать, что основание этого монастыря относится к XII веку. Вполне правдоподобно предположение, что в Трубчевском княжестве, где уже с 1185 года были свои удельные князья, существовал с древнейшего времени мужской монастырь. Самые укрепления Челнского монастыря, состоящие из земляного замка с тайным подземельным ходом и высокого вала, остатки которых видны и в настоящее время, свидетельствуют также о большой древности монастыря. Эти соображения подтверждаются одним древним сказанием о нападении татар на княжество Киевское, где упоминается о том, что в княжестве Трубчевском в то время (XIII в.) существовала пустынь. Указанные соображения подтверждаются также устным преданием об основании Челнского монастыря. По устному преданию, монастырь основан в конце XII века; при этом предание не упоминает, кто был основателем монастыря.

В обители два храма: соборный – во имя Рождества Христова – и трапезный, теплый – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Главная святыня монастыря – чудотворно явленная Челнская икона Божией Матери.

При монастыре имеется церковно-приходская школа и странноприимная для паломников. Управляет монастырем игумен.

Женские обители

Болховский Богородично-Всесвятский монастырь близ Болхова. Сей общежительный монастырь находится в полуверсте от уездного города Болхова. Вначале на его месте существовала (с 1858 г.) община, основанная помещицей Трубицыной (в иночестве – игуменья София). В 1875 году община переименована была, в общежительный монастырь; в 1901 году монастырь был причислен ко 2 классу.

В монастыре три церкви: каменная, во имя Всех Святых, больничная, в честь иконы «Живоносный Источника», и третья в честь положения Ризы Господней. В первом храме находятся две местночтимые иконы Божией Матери – «Троеручица» и «Нечаянная Радость», а в последнем – частица ризы Господней и мощи свв. угодников Божиих.

Ежегодно два раза в году – в неделю Всех Святых и 12 июля, в день празднования иконы Божией Матери «Троеручицы», – совершаются в обители крестные ходы.

При монастыре имеются больница, богадельня, двухклассная церковноприходская школа для девочек и разные мастерские. Вообще монастырь вполне благоустроен. Количество инокинь значительно. Управляет им игуменья.

Екатерининский скит при Богородично-Всесвятском монастыре. Екатерининский женский скит находится в 3 верстах от Богородично-Всесвятского монастыря.

Основан этот скит в XIX столетии. Именуется он Екатерининским потому, что в нем находится церковь, построенная во имя Св. вмч. Екатерины. Инокини ведут строго подвижнически, отшельнический образ жизни.

Брянский Петропавловский монастырь. Сей нештатный общежительный монастырь находится в городе Брянске; расположен он на горе, над рекой Десной. Такое местоположение делает вид его очень красивым и живописным. Первоначально Петропавловский Брянский монастырь, основанный в XIII веке князем Олегом Романовичем (в иночестве Василий), был мужским. Вследствие отсутствия средств существования и бедности монастырь пришел с течением времени в упадок. В 1764 году его зачислили в 3 класс; впоследствии его хотели совершенно упразднить, и только благодаря содействию многих благотворителей он был сохранен, причем его переименовали в женский (1883 г.).

В монастыре насколько церквей; соборная построена в честь Петра н Павла. Главной святыней монастыря являются мощи основателя его – Св. Олега, князя Брянского, хранящиеся под спудом.

Количество сестер монастыря довольно большое. Управляет обителью игуменья.

Елецкий Знаменский монастырь. Знаменский монастырь живописно красуется на каменной горе в самом городе Ельце. Об основании этого девичьего монастыря исторических сведений не сохранялось. Известно только, что в первой половине ХVІІ столетия на месте Знаменского монастыря был устроен храм в честь Знамения Божией Матери и несколько келий при нем. В конце XVII столетия скит распался, но в скором времени был возобновлен, благодаря содействию Св. Митрофана Воронежского. При пересмотре штатов монастырей его упразднили и открыли только в 1822 году, по просьбе граждан города Ельца.

Монастырь этот общежительный, 3 класса, и имеет несколько церквей. Кроме того, при нем существует гостиница, школа и различные мастерские. Обитель усердно посещается богомольцами; их привлекает главным образом то, что богослужение в этой обители совершается по уставу, притом ежедневно, и пение отличается стройностью.

Количество сестер обители значительное. Управляет ими игуменья.

Марие-Магдалинский Ливенский монастырь в Ливенском уезде. Этот первоклассный общежительный монастырь находится в селе Никольском. Основание его относится к концу прошлого столетия, а основательницей является помещица Мария Охотников. Умирая, она завещала построить при монастыре школу для девочек и богадельню для престарелых женщин. В настоящее время воля завещательницы уже выполнена. Монастырь именуется Марие-Магдалинским потому, что церковь его посвящена имени Св. Марии Магдалины. Управляет Марие-Магдалинской обителью игуменья.

Предтеченская община в Кромском уезде. Эта община, расположенная в селе Посошки. Первоначально существовала в виде богадельне, основанной купцом Тороповым (1879 г.). В скором времени она была обращена в женскую общину. Церкви две – одна во имя Казанской иконы Божией Матери, а другая – в честь Cв. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

Управляет общиной настоятельница.

Орловский Введенский монастырь. Введенский Орловский монастырь находится в самом городе Орле; расположен он на выезде, в так называемой Заочной части, т. е. за рекой Окой.

Вначале здесь существовала женская община, основанная в первой четверти XVII столетия. Монастырь был расположен на левом берегу реки Орлика, на теперешнее же место он перенесен в 1843 г., после пожара, истребившего почти все здания монастыря.

Храмов четыре: соборный, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, трапезный, церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери и, наконец, храм Воскресения Христова.

Главная святыня монастыря – чудотворная икона Богоматери, находящаяся в соборном храме. Особых достопримечательности в монастыре нет.

Управляет им игуменья.

Севский Троицкий монастырь. Этот монастырь именуется Севским пo месту своего расположения в самом городе Севске.

Другое название его происходит от того, что главный собор обители посвящен Св. Живоначальной Троице.

Основание его относятся к половине XVII столетия. В 1764 году, при учреждении монастырских штатов, Троицкий Севский монастырь был положен в 8 классе. Образ жизни инокинь – общежитие. В монастыре несколько храмов. В главном из них находится и главная святыня обители – чудотворная Молченская икона Божией Матери, привлекающая сюда многих богомольцев. Управление в обители игуменское.


Источник: Православные русские обители : Полн. ил. описание всех православ. рус. монастырей в Рос. Империи и на Афоне / [Сост. П.П. Сойкин]. - С.-Петербург : Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1909. - 712, VIII с.

Комментарии для сайта Cackle