А.А. Половцов

Соломаткин, Леонид Иванович

Соломаткин, Леонид Иванович, художник-жанрист, умер в Петербурге в 1883 г. Малоросс по происхождению, С. был сыном базарной торговки. Рано оставшись сиротой, он попал в услужение к странствующему торговцу. Следуя своим художественным стремлениям, он отправился в Москву, чтобы там найти возможность работать в школе живописи. Добившись цели, но совершенно лишенный средств к жизни, С. получил приют у натурщиков, среди которых было несколько горьких пьяниц. Эта компания и научила Соломаткина пороку, погубившему его талант и сведшему его впоследствии в могилу. Из Москвы он отправился в Петербург, где поступил в Императорскую Академию Художеств (в начале 1860-х гг.), в которой получил малую серебряную медаль за картину «Именины дьячка» (1861–1862 г.) и большую серебряную медаль за картину «Славильщики» (1864 г.). На академической выставке 1861 г. привлекали к себе внимание картины Соломаткина «Охотник» и «Охотники». В 1866 г. С. получил от Академии звание классного художника 3-й степени, но страсть к вину и соответственный этому образ жизни помешали ему продолжать свое художественное образование: он постоянно проводил время в различных притонах, среди пьяниц и босяков. Отравленный алкоголем и другими недугами трущобной жизни, он уже не в силах был вернуться к более светлому существованию. Однако горячая любовь к живописи до самой смерти не угасала в нем, и он оставил в общем до двухсот картин небольшого размера, написанных в разное время. Незначительность величины его картин объясняется, прежде всего, обстоятельствами, при которых они создавались: С. обыкновенно писал их в коротких промежутках пьяного разгула, среди самой случайной внешней обстановки, обыкновенно чужими красками и на чужом материале. Странствующие музыканты, представители трактирного мира, вообще люди «подонков жизни» являются главными действующими лицами на его картинах. В противоположность некоторым другим художникам-жанристам 1860-х гг., С. в своих картинах не преследует никаких моральных тенденциозных целей, а остается чистым художником. Картины его, написанные смелою и выразительною кистью, проникнуты теплым поэтическим чувством и в то же время юмором. Особенною популярностью пользуется картина Соломаткина «Славильщики» («Городовые-Христославы»), распространенная в олеографических и гравюрных воспроизведениях.

Умер С. среди своих странствований по различным трущобам; труп его найден был на Песках.

Н. Брешко-Брешковский, «Живописец четвертого сословия» (Россия» 1901 г., № 830). – Н. Брешко-Брешковский, «В царстве красок», СПб. 1903 г. – Н. Брешко-Брешковский, «Легендарный босяк (Л. И. Соломаткин») «Отдых» 1902 г., № 1). – Ф. И. Булгаков, «Наши художники (живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры) на академических выставках последнего 25-летия», СПб., 1889–1890 гг. – П. Н. Петров. «Сборник материалов для истории Имп. Академии Художеств за сто лет ее существования», СПб., 1864–1866 гг. – А. П. Новицкий, «История русского искусства», М., 1899–1903 гг. – А. Бенуа, «История русской живописи» (при Истории живописи в XIX в. «изд. т-ва Знание»), СПб., 1901 г., ч. II, стр. 168. – Некоторые сведения о Соломаткине, вошедшие в настоящий очерк, сообщены Н. Н. Брешко-Брешковским.

Комментарии для сайта Cackle