А.А. Половцов

Чельцов, Иван Васильевич

Чельцов, Иван Васильевич, заслуженный профессор Петербургской Духовной Академии, помощник ректора по церковно-историческому отделению, родился в 1828 г. в Рязанской губ., где жил и служил его отец – священник. Получив первоначальное образование в Рязанском духовном училище, он перешел затем в семинарию, по окончании которой, в 1848 году, поступил в Петербургскую духовную академию. В 1851 г., окончив курс наук в академии по первому разряду, Чельцов был оставлен при ней, по кафедре общей церковной истории, со званием бакалавра. В 1852 г. он был возведен в звание магистра богословия, в 1859 г. утвержден экстраординарным, а в 1860 г. «за отлично усердную службу, обширную разработку и основательное преподавание своего предмета» – ординарным профессором по той же кафедре. В 1870 г. защитив ученую диссертацию на тему: «Древние формы символов веры», он был удостоен степени доктора богословия. В 1876 г., по выслуге 25 лет, он был избран советом духовной академии на новое пятилетие, при чем св. синодом дано было ему звание заслуженного ординарного профессора.

Умер Чельцов 5 марта 1878 года.

Профессорская деятельность Чельцова снискала ему славу прекрасного лектора и трудолюбивого ученого. Его лекции, в живой увлекательной беседе излагавшие свой предмет, весьма охотно посещались слушателями, а многочисленные переводные и оригинальные ученые труды по истории церкви приобрели ему широкую известность среди русских богословов. В сфере академической жизни деятельность Чельцова была также немаловажна. Академическая корпорация постоянно облекала его своим доверием во всех случаях, требовавших ума, знания и энергии. Так, например, ему поручено было устройство библиотеки рукописей и старопечатных книг после поступления в собственность академии знаменитых рукописных библиотек софийской и кирилло-белозерской, причем последняя даже была принята им самим на месте, и редактированье «Христианского чтения» в 1872–1875 гг.

Оригинальные труды Чельцова: «Древние формы символов веры, или так называемые апостольские символы», историческое исследование, СПб., 1869; «История христианской церкви»; «Очерк истории Константинопольского патриархата с половины XI столетия до времени взятия Константинополя латинянами в 1204 г.» («Христианское Чтение», 1857 г.); «Исследование о Павликианах»; «Собрание символов и вероизложений православной церкви от времен апостольских до наших дней» («Христианское Чтение», 1870 г., № 2, стр. 241–272); «Речь по поводу рассуждений о нуждах единоверия» («Христианское Чтение», 1873 г., № 5, стр. 1–22, и № 6, стр. 259–313); «По поводу сочинения И. Троицкого: «Изложение веры церкви армянския», СПб., 1875; «Римско-католическая церковь во Франции» («Христианское Чтение», ч. I (№ 2), отд. III, стр. 83–103); «Внешнее положение церкви в обществе в первые три века христианства» («Христианское Чтение», ч. I и II, стр. 59–87; 327–359; 441–465). Переводные труды: перевод 2-го тома «Византийской истории Никиты Хониата», перевод «Писем Иоанна Златоуста».

«Христианское чтение», 1878 г., март, апрель (стр. 587, 588, 601), ноябрь-декабрь (стр. 209–210). – «Церковный Вестник», 1878 г., № 10 (часть неофициальная), стр. 7–12. – «Новое Время», 1878 г., № 729. – «Голос», 1878 г., № 69. – «Петербургские Ведомости», 1878 г., № 66.

Комментарии для сайта Cackle