сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне

Источник

Змея

(греч. ophis, лат. serpens). В раннюю эпоху развития культуры отношение к З. было различным. У многих первобытных народов З. почитали (змеепоклонство – ophiolatrie). Вавилоняне видели в ней олицетворение зла, египтяне – олицетворение мудрости. В тех местах, где водились ядовитые З., образовались с др. времён касты заклинателей З. Во времена греч. античности З. часто содержали как домашних животных для борьбы с мышами. К З. не чувствовали отвращения и даже позволяли детям играть с ними. Знатные женщины в жару носили З. вокруг шеи для прохлады. В Эпидавре З. высоко почитались. Бог врачевания Асклепий (Эскулап) изображался с посохом, обвитым З. Жезл Эскулапа до сих пор является символом медицины. В Афинах в спец. храме содержалась священная З. Афины. Почитательницы бога Диониса (вакханки) во время празднеств несли в руках кинжалы, тирсы (жезлы Вакха) и З. Во время войны во вражескую крепость подбрасывали глиняные сосуды с ядовитыми З. (изображение Ночи – Nyx Пергамского алтаря). В знак победы в битве под Платеями в 479 до н. э. в Дельфах была воздвигнута бронзовая колонна из трёх сплетённых змеиных тел, которые несли золотой треножник. Рим. племена марсов и офиогенов вели свой род от З. Римляне заимствовали у парфян жезл с шёлковой З., которая на ветру надувалась, как сетка для ловли бабочек. Плиний Старший считал наиболее опасным укус З. аспида. Отвращение к З. появилось только во времена поздней античности под влиянием христианства. З. является также созвездием сев. неба.


Источник: Словарь античности : Пер. с нем. / Сост. Й. Ирмшер в сотр. с Ренате Йоне ; Редкол.: В.И. Кузищин (отв. ред.) и др. - Москва : «Прогресс», 1989. - 704 с., [30] л. ил.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle