Августин
Аврелий (род. в 354 в Тагасте, ум. 28.08.430 в Гиппоне, Нумидия); сын языч. городского магистрата и христианки Моники. Юношей А. изучал риторику. Знакомство с «Гортензием» Цицерона привело его к занятиям философией. В течение мн. лет являлся сторонником манихейства, затем на короткий период отдал предпочтение скептикам, позднее исповедовал неоплатонизм. Глубокое влияние, оказанное на А. епископом Амвросием, в учении которого слились христианство и неоплатонизм, побудило его в Милане к принятию христианства (387). Он начинает вести аскетич. жизнь. В 395 А. стал епископом в Гиппоне, недалеко от Карфагена. Из его многочисл. лит. произведений, затрагивавших все сферы богословия, наиболее известны «Исповедь» (“Confessiones”) в 13 книгах; написанный в 397–401 автобиография. труд, в котором А. глубоко и беспристрастно оценивает собств. жизн. путь, и «О граде божьем» (“De civitate Dei”) в 22 книгах, посвящ. событиям, связанным с завоеванием Рима Аларихом. В этом произведении А. полемизирует с язычниками, обвиняющими христианство в отказе почитать др. богов, в разрушении античного мира. Он выдвинул новую христианскую историч. концепцию, которая оказала на ср.-век. зап. историографию огромное влияние, особенно разработкой теории этапов мирового развития через шесть возрастов. Связанные с богословскими и аскетич. принципами А. политич. и социальные идеи, содержащиеся в этом труде, сохранили свою силу на протяжении длительного времени. Наряду с экзегетич. и душеспасительными произведениями, проповедями, письмами и стихотворениями заслуживают внимания сочинения А., направл. против манихеев, Пелагия (проблема первородного греха) и донатистов. Последних А. сначала мягко увещевал, но т. к. этим ничего не добился, то всё более ужесточал меры воздействия. Взяв на вооружение библейские слова из Луки (14:23) “Cogite intrare”, склонил духовенство и светские власти к принятию суровых мер. А. был широко образованным человеком своего времени и блестящим стилистом. Ему удалось синтезировать все духовные системы своего времени – как античные, так и христианские – в одну универсальную систему, влияние которой на современников А. и последующие поколения трудно переоценить. Благодаря разработке учения о греховности, прощении и спасении (проблемы святости и проблемы зла) в связи с покаянием церкви теология А. оказала сильное влияние на средние века, в т. ч. на реформаторские идеи Мартина Лютера.