Природное дарование
(греч. physis, лат. natura atque ingenium). В качестве необходимых предпосылок художеств, творчества представители перипатетич. школы в Греции и Риме выдвигали:
1) П. д.,
2) обучение,
3) упражнение.
Согласно этим представлениям, обучение и упражнения служат для развития имеющегося П. д. и для получения опыта в использовании приобрет. знания. Обучение и упражнение, пренебрежительно отвергнутые Пиндаром, начиная с софистов, считались необходимым элементом творчества. Отныне осн. значение стало придаваться не столько П. д. художника (которое считалось не приобретаемым, а требующим развития), сколько его интеллектуальным (приобретаемым) качествам и технич. мастерству. Наряду с П. д. к этому кругу понятий относятся также энтузиазм, интуиция и – в послеаристотелевской эстетике – фантазия.