Свобода воли
В мифах собств. решение человека представляется в виде манифестации божеств. воли. К примеру, Агамемнон упрекает Зевса и Мойру в том, что они несут ответственность за его вину. На первых этапах развития космология, философии проблема С. в. не играет почти никакой роли. Положение изменяется с началом деятельности софистов и Сократа, обратившихся к познающему и изъявляющему свою волю человеку. Учение Сократа о зависимости воли от знания (добродетель тождественна знанию) переходит к Платону и Аристотелю. Особое значение проблема С. в. приобретает в этически ориентированной эллинистич. философии. Фатум стоиков не оставлял места для С. в. Эпикур, напротив, стремился обосновать возможность подлинно свободного решения путём введения гипотезы о случайном отклонении атомов.