сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне

Источник

Средневековая латинская литература

К С. л. л. относится обширная и отличающаяся жанровым разнообразием лит-ра, развивавшаяся на основе лат. яз. и существовавшая на протяжении всего ср.-век. периода, включая эпоху Возрождения. Для произведений С. л. л. было характерно широкое использование традиционных художеств. форм рим. лит-ры преим. эпохи поздней античности, однако их содержание определялось уже новыми господствующими силами (феодалы, церковь); вместе с тем в ней зародились новые поэтич. формы и жанры (секвенция и тропы, ритмич. и рифмованная поэзия, литургич. драма и животный эпос). Сохранилось гораздо больше произведений С. л. л., чем сочинений античных авторов. Это объясняется, во-первых, широким распространением традиции изготовления рукописных книг. Благодаря этому до нас дошло большое кол-во (частично ещё неопубликованных) как переписанных от руки с авторских текстов книг, так и самих оригиналов. Во-вторых, тем, что С. л. л. существовала почти во всех европ. странах, входивших в сферу влияния католич. церкви, а духовенство в осн. пользовалось средней латынью в качестве своего письм. языка (поэтому и авторы, и читатели, как правило, принадлежали к этой среде). Период, непосредственно последовавший за падением Западной Римской империи, ознаменован общим упадком культуры, что не могло не сказаться на лит. жизни. Однако благодаря мерам, предпринятым Карлом Великим, в истории С. л. л. наблюдается первый заметный подъём (каролингское Возрождение, его представители ещё в значительной степени опирались на рим. лит. традиции); следующий подъём С. л. л. в 10 11 вв., приведший к созданию вполне оригинальных произведений, был связан с мероприятиями Оттонов и Салиев. Подлинного расцвета она достигла в 12–13 вв. Затем наступает период упадка, и в эпоху Возрождения С. л. л. практически исчезает. Получают широкое распространение новолат. литра и произведения, написанные выразительным народным языком. Среди памятников С. л. л. мн. значительных произведений, обладающих большой эстетич. ценностью. Она определялась характерным для многочисл. жанров этой лит-ры плодотворным сочетанием античной лит. традиции со ср.-век. художеств. средствами. Среди историч. сочинений были истории отдельных народностей («История франков» Григория Турского, 6 в.; «История лангобардов» Павла Диакона, 8 в.), монастырей («История монастыря св. Галла» Эккехарда IV, 11 в.) и епископатов (Адам Бременский, 11 в.), а также произведения, посвящ. «имперской» («Хроника» Титмара Мерзебургского, ок. 1000), совр. («Анналы» Ламберта Герсфельдского), а также всемирной истории (Оттон Фрейзингенский, 12 в.). Последнее сочинение отличает интерес к философско-историч. проблемам. На раннем этапе развития С. л. л. из-под пера Эйнгарда вышел блистательный образец художеств. биографии («Жизнеописание Карла Великого», 9 в.). Другое биографии, сочинение о Карле Великом, насыщ. всевозможными истории, анекдотами и сказочными мотивами (Ноткер Санкт-Галленский, 9 в.), положило начало лит. новелле как жанру; последняя получила широкое распространение в период зрелого средневековья. Она была представлена как сборниками написанных на анекдотич. материале светских рассказов и историй («Римские деяния», ок. 1300), так и сводами повествований религиозного характера («Золотая легенда» Якопо из Варацце, 13 в.). Хотя научные труды носили преим. энциклопедии, характер и опирались в осн. на аналогичные сочинения периода поздней античности и раннего средневековья (напр., на сочинения Исидора Севильского, 7 в.), появлялись трактаты, посвящ. проблемам техники (Теофил Пресвитер, ок. 1100), и в большом кол-ве медицинская лит-ра. Её авторами были гл. обр. профессора Салернской медицинской школы. Велико было кол-во теологии, трактатов, посвящ. анализу различных мест лат. варианта Библии («Вульгата»), христианских проповедей (Бернар Клервосский, 12 в.) и эпич. проблемам (Альбертиан Брешианский, 13 в.). Развитие религиозно-философских идей достигло своей кульминации в произведениях представителей схоластики, интерпретирующих положения Аристотеля (Пьер Абеляр, 12 в., Альберт Магнус, 13 в., Фома Аквинский, 13 в.) и писателей-мистиков (Гуго и Рихард Сен-Викторские). Разнообразна эпистолярная лит-ра, включающая переписку личного и политич. (Герберт Реймский, 10 в.), дидактич. (Рабан Мавр, 9 в.) и поучающего (Фромунд Тегернзейский, 11 в.) характера. Ср.-век. поэзия отличалась богатством жанров: драмы в стихах Гросвиты Гандерсгеймской (11 в.); другие виды литургич. драмы (рождественское действо и инсценировка страстей Христовых, представление об Антихристе, 12 в.). Существовали различные виды сюжетной литургич. поэзии – сводные сборники библейских историй и христианских легенд, мартирологи, агиография (Гротсвита). Среди стихотворных произведений светского содержания выделяется эпич. поэзия, представл. такими жанрами, как героич. («Вальтарий», 9 в.), историч. («Поэма о Барбароссе», ок. 1200) и животный эпос («Бегство пленника», 14 в., «Изенгрим», 12 в.). Замечательным образцом романа в стихах является поэма «Руодлиб» (11 в.). В лирич. поэзии были представлены стихотворения как светского (творчество вагантов: «Кембриджские песни», 11 в., «Кармина бурана», 12–13 вв.), так и религиозного содержания (секвенция: Ноткер Санкт-Галленский, 9 в., Герман Райхенау, 12 в.); обилие религиозных гимнов (напр., в честь богородицы – девы Марии). В дидактич. поэзии разрабатываются светские («Песнь о соловье» Бонавентуры, 13 в.), сатирич. («Зерцало глупцов» Нигелла Вирекера, 12 в.) и назидательные («Источник философии» Готтфрида Сен-Викторского, 12 в.) сюжеты. Сюда можно отнести сборники гимнов и изречений («Дистихи Катона», «Випон», 12 в.), а также стихотворения, написанные для воспитания юношества («Регистр авторов» Гуго Тримбергского, 13 в.), шуточные стихотворения, стихотворные загадки (Альдхельм, 7 в.), эпич. поэмы на сказочные сюжеты и басни (Павел Диякон, 8 в.). Богатством художеств, форм отличались бесчисл. стихотворения, написанные по самым различным поводам: панегирики, эпитафии, эпиграммы, стихотворное описание тех или иных политич. событий, приветствия, посвящения и т. д. С. л. л. оказала большое влияние на становление разнообразных жанров народной лит-ры этой эпохи.


Источник: Словарь античности : Пер. с нем. / Сост. Й. Ирмшер в сотр. с Ренате Йоне ; Редкол.: В.И. Кузищин (отв. ред.) и др. - Москва : «Прогресс», 1989. - 704 с., [30] л. ил.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle