Щит
(Shield)
На древнем Ближнем Востоке щит был основным оборонительным оружием воина. От выбора правильного типа щита могла зависеть жизнь воина в битве. В разных местах и в разные времена щиты значительно различались по размерам и по форме. Пехотинцы без доспехов предпочитали длинные щиты, а воины, прикрытые доспехами, могли позволить себе менее громоздкие щиты, не так сильно стеснявшие движения. Щитоносцы, сопровождавшие воина в бою, носили обычно длинные щиты. Щиты были разной формы – круглые, прямоугольные, треугольные и в форме восьмерки. Одни щиты были плоскими, а другие выпуклыми, лучше защищавшими от ударов, наносившихся под углом, и от стрел. Щиты изготовлялись из разных материалов, в том числе из металла, дерева, кожи и сплетенных прутьев. Деревянные и кожаные щиты иногда усиливались металлическими пластинами или вставками (см. Yadin, 13–15).
Благодаря своему значению в бою щит служит метафорой защиты как в библейской, так и в другой древней ближневосточной литературе. Например, в ассирийском прорицании богиня Иштар заверяет царя Эзархаддона в своей защите: «Я – твой надежный щит» (ANET, 605). Дабы подчеркнуть способность Бога защитить Свой народ, в Ветхом Завете Его часто называют щитом. После военной победы Аврама над коалицией восточных царей (Быт.14) Бог явился ему в видении и сказал: «Не бойся, Аврам; Я твой щит» (Быт.15:1). В заключительной части своего благословения колен Моисей назвал Господа щитом и мечом Израиля, ибо Он разгромил его врагов (Втор.33:29). Особенно часто эта метафора встречается в псалмах. Господь защищает Свой народ как щит (Пс.3:4; 5:13; 7:11; 17:3, 31 [пар. 2Цар.22:3, 31]; Пс.27:7; 32:20; 58:12; 113:17–19; 118:114; 143:2). Защита, подобная щиту, свидетельствует о верности Бога и позволяет Его народу сохранять уверенность и не бояться (Пс.90:4–5; см. СТРАХ).
В некоторых случаях эта метафора используется применительно к царям, так как они несут ответственность за защиту своих подданных (Пс.46:10; 83:10 [обратите внимание на параллелизм – «помазанника Твоего»]; Пс.88:19 [обратите внимание на параллелизм – «царь наш»]). Автор Пс.83 использует образ щита в идиоматическом выражении, заявляя, что «Господь Бог есть солнце и щит» (Пс.83:12). В качестве справедливого Царя мира Господь благословляет Своих верных подданных. (Древние ближневосточные цари часто сравнивали себя с солнцем, когда говорили о своем полновластии и ответственности за защиту народа. Например, ассирийский царь Ашшурнасирпал II называл себя тем, чья «защита простирается как лучи солнца над землей» [см. Grayson, 2:184]. К хеттским царям и египетским фараонам обращались как к «солнцу», поскольку они управляли обширными царствами.)
В образе могущественного воина-царя (см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ) Господь изображается со щитом (Пс.34:2). Он сокрушает щиты Своих врагов (Пс.75:4) и сжигает их огнем (Пс.45:10 NIV – здесь слово «щит» заимствовано из древнего греческого перевода Ветхого Завета). Давид говорит, что Бог дал ему щит для победы в битве (Пс.17:36, пар. 2Цар.22:36). Образ божества, дающего царю особое оружие, широко распространен в искусстве и литературе древнего Ближнего Востока. Например, в египетском тексте бог Амон говорит Рамзесу III: «Даю тебе мой меч как щит для твоей груди, и я буду (магической) защитой (твоего) тела в любом бою» (см. Edgerton and Wilson, 107).
Что касается Нового Завета, то в этой части Библии щит как метафора встречается редко. Павел сравнивает веру со щитом, который может защитить христиан от нападок сатаны, подобных раскаленным стрелам.
См. также: ДОСПЕХИ, ВСЕОРУЖИЕ; ЗАЩИТА; ОРУЖИЕ.
Библиография:
W. F. Edgerton and J. A. Wilson, Historical Records of Ramses III (Chicago: University of Chicago Press, 1936);
A. K. Grayson, Assyrian Royal Inscriptions (Wiesbaden: O. Harrassowitz, 1972);
Y.Yadin, The Art of Warfare in Biblical Lands (London: Weidenfeld and Nicolson, 1963) 13–15, 48, 64–65, 83–84, 295–296.