Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Оружие

(Weapons)

В Библии много военных выражений. Ее страницы от Бытия до Откровения наполнены звуками сражений. Вот почему оружие играет в Писании важную роль.

В этом словаре много статей об отдельных видах вооружения (см. ВОЙСКО, ВОИНСТВО; ДОСПЕХИ, ВСЕОРУЖИЕ; КОЛЕСНИЦА; МЕЧ; СТРЕЛА, БОЖЬЯ СТРЕЛА; ЩИТ), а также есть общая статья о Небесном Воителе, где дан канонический обзор преломления темы войны в Библии от начала Ветхого до конца Нового Заветов. Но как используется в Писании общий литературный образ оружия?

В большинстве упоминаний об оружии в Библии имеется в виду буквальное оружие, оборонительное, как щит, или наступательное, как меч. Но во многих случаях это оружие указывает не только на борьбу за политическую или военную власть; это орудия битвы Бога против сил зла.

Знаменитая битва Давида с Голиафом – впечатляющий пример того, как человеческое оружие служит для вселенской битвы против сил зла. В этом редком библейском описании Голиаф – профессиональный филистимский воин, вооруженный самым совершенным и устрашающим оружием того времени: «Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди; медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец» (1Цар.17:5–7).

Другую сторону представлял юный Давид. Он не был профессиональным воином и появился на поле боя благодаря тому, что принес из дома еду своим братьям, служившим в армии. Он был так мал, что не мог носить броню, и вышел на бой, вооруженный обычной пращой. Буквальное и богословское значение оружия отражено в речи Давида перед боем, в 1Цар.17:45–47: Ты идешь против меня с мечем и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил. Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле. И узнает весь этот сонм, что не мечем и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.

У Давида есть оружие, праща, но оно явно менее мощное, чем оружие его соперника. Здесь показано, что могущество Бога действует через слабых людей. В результате они не могут хвалиться собой, но только Богом, давшим им победу.

Но Божье оружие даже в Ветхом Завете не ограничивается тем, которое держат в руках Его слуги. Когда Израиль обращается против Господа, Он использует даже армии язычников, чтобы нанести Израилю поражение. Пророк Иеремия называет Вавилон Божьей «боевой дубинкой», которой Он поражает народы (Иер.51:20). Господь выражает Свое намерение уничтожить это оружие, то есть народ язычников, которое Он использует без его ведома. Ранее пророк сообщает, что Бог открыл «хранилище Свое» и взял оттуда «сосуды гнева Своего» (Иер.50:25).

Фактически, Божий арсенал не ограничивается людьми. Когда Бог идет на войну, к Его услугам все творение. Выступая против египтян у Чермного моря, Бог использует ветер, чтобы заставить расступиться море, после чего израильтяне благополучно пересекают его, а войска фараона тонут (Исх.14). В битве против коалиции южных хананейских царей Бог обрушивает на врага град и позволяет завершить уничтожение противника, заставив солнце и луну остановиться (Нав.10:9–15).

Важный переломный пункт в Божьей войне случился в момент ареста Иисуса. Когда толпа пришла арестовать Его, сообщают евангелия, Петр попытался сопротивляться. Он выхватил меч и отрубил ухо одному из слуг первосвященника. Иисус говорит в ответ на это: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф.26:52–54). Потом Иисус отправляется на крест, где наносит поражение сатане, не убивая его, но умирая Сам (Кол.2:13–15).

Иначе говоря, в Новом Завете осуществляется переход от физической битвы к духовной. В результате образ оружия активно используется для описания духовной силы, которую Бог дает людям.

Еф. 6:10–20 содержит наиболее развернутый пример такого использования. Павел велит своим верующим читателям «стать, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего взять щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф.6:14–16). Другие сходные отрывки можно найти в Рим.13:12; 2Кор.6:7; 10:4 и 1Сол. 5:8.

Наконец, оружие играет роль в заключительной сцене истории искупления в Библии. Последний суд над человечеством и духовными силами зла описывается как великое сражение. Самое развернутое описание этой последней битвы содержится в Книге Откровение, апокалиптическом труде, насыщенном образами. Если принять во внимание тему и жанр этой книги, неудивительно, что в ней часто упоминается оружие. Это орудия Бога и Его слуг (напр., Откр.19:11–16).

См. также: БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ; ВОЙСКО, ВОИНСТВО; ДОСПЕХИ, ВСЕОРУЖИЕ; КОЛЕСНИЦА; МЕЧ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ОХОТА; СТРЕЛА, БОЖЬЯ СТРЕЛА; ЩИТ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle