Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Вор, тать

(Thief)

В Библии проводится разграничение между разбойником, который отнимает у людей имущество угрозами или насилием, и вором, который забирает чужую собственность тайно, с помощью хитрости или ловкости рук. Однако это разграничение не очень строгое, так как в Ин.10:1–10 образы разбойника и вора встречаются в параллельном описании человека, который входит в овечий загон, и вор характеризуется как насильник, убивающий и уничтожающий стадо.

Воровство и обман обычно происходят под покровом ночной темноты. Иов считает, что «враги света, не знают путей его, и не ходят по стезям его» (Иов.24:13). Сюда относятся прелюбодеи, которые вторгаются в дома, и убийцы, которые «ночью бывают ворами» (Иов.24:14). Вор – человек с двойной личиной: он один при свете дня и другой – ночью. Действуя в темноте (неизвестной многим современным людям, живущим в хорошо освещенных городах), вор надеется избежать разоблачения, поимки, наказания и публичного позора. Вор может оказаться одним из ближайших друзей, как Иуда, ученик Иисуса, которому был доверен кошель с деньгами и который, однако, оказался вором (Ин.12:6).

Воры – нежеланные, непрошеные гости, которые тайно нарушают законы общества, чтобы присвоить то, что им не принадлежит. Избегая света и публичности (Иер.49:9; Авд.1:5), они пользуются положением спящих людей. Они вламываются в дома (Ос.7:1), залезают в окна (Иоил.2:9), избегая ворот (Ин.10:1), пренебрегая принятым в обществе способом входа на частную территорию.

Обычно вор – человек, который тайно нарушает законы общества и как таковой является объектом презрения. Но даже здесь в притче допущено исключение: «Если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден» (Притч.6:30). Иеремия подчеркивает преобладающую здесь тему позора, утраты чести, когда говорит об Израиле: «Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, – так осрамил себя дом Израилев» (Иер.2:26; ср. Иер.48:27). Тема национального позора звучит в словах о том, что правители Израиля – «сообщники воров», которые берут взятки и требуют подарков (Ис.1:23). Разоблаченный вор не принимается в общество. Иов передает общее отношение к ворам на Ближнем Востоке в древности, описывая своих насмешников как сыновей презираемых людей – «из общества изгоняют их, кричат на них, как на воров» (Иов.30:5). Тема изгнания из общества достигает кульминации в предупреждении Павла: воры, вместе с пьяницами, злоречивыми и хищниками, не наследуют Царства Божьего (1Кор.6:10).

С точки зрения жертвы, вор может дать ей только один урок: богатства и материальное имущество непрочны. Иисус велит Своим последователям собирать сокровища на небесах, «куда вор не приближается, и где моль не съедает» (Лк.12:33; Мф.6:19).

В некоторых случаях образ вора связан с элементом неожиданности, без негативных оттенков, которые предполагаются в других местах Библии. Иисус, призывая Своих учеников быть готовыми к пришествию Сына Человеческого, использовал образ вора, который приходит неожиданно. А Павел вторит этому предупреждению, сообщая фессалоникийцам, что «день Господень так придет, как тать ночью» (1Сол.5:2), чтобы верующие, живущие не во тьме, не были захвачены врасплох. В Откровении Иисус предупреждает: «Се, иду как тать» (Откр.16:15). Очевидно, этот образ не значит, что Иисус приходит забрать то, что Ему не принадлежит. Эти слова предупреждают как церковь в Сардисе (Откр.3:3), так и всех верующих вообще, что необходима бдительность и подготовка.

См. также: ГРАБЕЖ, ГРАБИТЕЛИ, РАЗБОЙНИКИ; НЕОЖИДАННЫЕ СОБЫТИЯ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle