Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Голова

(Head)

Будучи верхней и наиболее выдающейся частью человеческого тела, самим средоточием жизни, голова служит в Библии образом, в котором выражаются многие важные богословские понятия. Слово голова встречается в Писании более четырехсот раз, и этот образ часто несет значительную символическую окраску.

Голова в буквальном смысле. Библейские авторы рассматривали голову как вместилище жизни и пользовались этим образом для выражения мысли о самой жизни человека. Во время войны или в конфликтных ситуациях отсечение головы служило ярким символом победы, поскольку это действие обозначало смерть противника. Самый показательный, пожалуй, случай мы видим в Быт.3:15, когда Бог проклял выступивших против Его власти в саду. Что касается змея, Бог провозгласил, что семя женщины будет «поражать тебя в голову», имея в виду его уничтожение. Позднее Давид уверенно заявил Голиафу: «Я убью тебя, и сниму с тебя голову твою» (1Цар.17:46). Когда Саул пронзил себя мечом и умер, филистимляне сняли с него голову и повесили ее в храме своего бога Дагона (1Пар.10:9–10). В обоих случаях отрубленная голова символизировала полное поражение врага. Равным образом, казнь Иоанна Крестителя из-за его сопротивления нравственному злу нечестивого союза Ирода Антипы и Иродиады выразилась в отсечении головы, которую палач принес на блюде (Мк.6:24–28). Голова Иоанна символизировала не только его смерть, но и прекращение противодействия преступной паре.

Голова представляет собой уязвимое место, поэтому псалмопевец радуется в Боге, Который «покрыл голову мою в день брани» (Пс.139:8). В духовной войне Бог защищает Свой народ «шлемом спасения» (Ис.59:17; 1Сол. 5:8). Павел изображает этот шлем жизненно важным оружием для успешного сопротивления верующего козням враждебных начальств и властей (Еф.6:17).

Как часть тела, символизирующая всего человека, голова в Библии занимает центральное место при описании многих символических и ритуальных действий. При посвящении священника или царя на особое служение его голова помазывалась елеем. В соответствии с повелением Бога (Исх.29:7), Моисей возлил елей помазания на голову Аарона, рукоположив его священником (Лев.8:12). Самуил тоже взял сосуд с елеем и вылил его на голову Саула, помазав его царем Израиля (1Цар.10:1). Траур и скорбь выражались в сбривании волос на голове, в покрытии головы или в посыпании головы пылью или пеплом. Когда на Иова обрушились неописуемые несчастья, он остриг голову (Иов.1:20).

Фамарь посыпала голову пеплом в знак стыда и отчаяния, когда ее изнасиловал Амнон (2Цар.13:19). Узнав о заговоре Авессалома, Давид сначала покрыл голову (2Цар.15:30), а затем он и Хусий Архитянин, друг Давидов, посыпали голову прахом (2Цар.15:32), знак скорби и сожаления.

Образ головы занимал также центральное место при получении благословения. В притче говорится о благословении «на голове праведника» (Притч.10:6). В конце жизни Иаков благословил двух сыновей Иосифа: «Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему... а левую на голову Манассии» (Быт.48:14).

С другой стороны, голова символизировала место, на которое возлагается вина. По закону, слышавшие злословие человека должны были полагать руки на голову его перед побитием камнями (Лев.24:14). В Ветхом Завете неоднократно заявляется, что вина за грехи людей остается на их головах. Провозглашая грядущий суд в день Господень, Авдий предупреждает: «Воздаяние твое обратится на голову твою» (Авд.1:15). По поводу убийства Иоавом двух видных мужей Израиля Соломон воскликнул: «Да обратится кровь их на голову Иоава и на голову потомства его на веки» (3Цар.2:33). В различных искупительных обрядах собственная вина человека пред Богом возлагалась на голову жертвенного животного. Либо сам человек, приносивший жертву, либо священник возлагал руки на голову жертвенного животного (Лев.1:4; 3:2, 8, 13; 8:14, 18, 22). В день очищения священник должен был возлагать «обе руки свои на голову живого козла», исповедовать над ним «все беззакония сынов Израилевых... и все грехи их» и переносить их «на голову козла» (Лев.16:21).

Голова в символическом смысле. Под влиянием, по-видимому, значения головы для всего тела многие древние и библейские авторы использовали слово голова как символ руководства и власти. Когда аммонитяне пошли войной на Израиль, старейшины Галаада призвали Иеффая быть их вождем. Они сказали ему: «Для того мы теперь пришли к тебе, чтобы ты пошел с нами, и сразился с Аммонитянами, и был у нас главой всех жителей Галаадских» (Суд.11:8 {«начальником»}). Иеффай согласился, и «народ поставил его над собою главой и вождем» (Суд.11:11 {«начальником»}). Глава может символизировать не только человека, обладающего властью, но и местонахождение власти, как в Ис.7:8: «Ибо глава Сирии – Дамаск, и глава Дамаска – Рецин». Такое понимание руководства и власти в какой-то мере показано в 1Кор.11, где Павел говорит о взаимоотношениях Бога со Христом, Христа с людьми и мужчины с женщиной (1Кор.11:3). Символика головы используется также применительно к Иисусу для выражения Его главенствующего положения над начальствами и властями (Кол.2:10).

Для демонстрации взаимосвязи Христа с церковью Павел использует в качестве символа положение головы по отношению к телу (Кол.1:18; 2:19; Еф.4:15; 5:23). В этом вопросе он, вероятно, следует широко распространенному представлению – выраженному, в частности, в сочинениях по медицине таких авторов, как Платон и Филон – о двояком смысле головы как руководящего центра и источника обеспечения по отношению к телу. Таким образом, говоря о Христе как о главе, Павел подразумевает, что Он не только руководит церковью, но и питает тело, предоставляя все необходимое для роста и развития (см., в частности, Кол.2:19; Еф.5:23).

Образ головы используется также применительно к отношениям мужа и жены (Еф.5:23). Коль скоро взаимосвязь Христа с Церковью служит образцом для подражания, схема двоякой роли главы как руководящего центра и источника обеспечения применима для истолкования и этого текста. Будучи главой, мужчина призван осуществлять руководство в браке, основанном на примере жертвенной любви Иисуса, поставившего Своей целью защиту интересов невесты (Еф.5:25–28). В этом образе подразумевается также, что муж должен обеспечивать жену так, как Иисус обеспечивает Церковь, питает и согревает ее (Еф.5:29).

См. также: БРАК; ВЛАСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И АНГЕЛЬСКАЯ; ВЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ; ВОЗЛОЖЕНИЕ РУК; ВОЛОСЫ; ДОСПЕХИ, ВСЕОРУЖИЕ; ПОМАЗАНИЕ; ТЕЛО.

Библиография:

С. Е.Arnold, «Jesus Christ: ‘Head’ of the Church» //Jesus of Nazareth: Lord and Christ. Essays on the Historical Jesus and New Testament Christology, ed. M.M.B.

Turner and J.B. Green (Grand Rapids: Eerdmans, 1994) 346–366;

J.A. Fitzmyer, «Another Look at KEPHALE in 1Corinthians 11:3», NTS 35 (1989) 503–511.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle