Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Голос

(Voice)

Для Библии характерен прежде всего не особый визуальный ряд, а интересные звуковые и слуховые образы. Поэтому неудивительно, что такое понятие как голос появляется в современных переводах более трехсот раз. Это слово используется в широком спектре значений, но во всех случаях имеется в виду некое изречение, обычно словесное.

Если вы слышите чей-то голос, вы вступаете в личные отношения с этим человеком. Голос каждого человека уникален и отличается от голосов других людей. Поэтому возлюбленный из Песни песней жаждет услышать голос своей любимой; голос этот сладок для него и отражает ее качества (Песн.2:14). Голос Иисуса тоже сладок для Его последователей. Он говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин.10:27; Ин.10:3–5). Голос Доброго Пастыря уникален; в нем безопасность и уверенность. Овцы знают голос Пастыря.

Голос человека свидетельствует о его чувствах и характере. Громкий крик может указывать на отчаяние (Мф.27:46) или гнев (1Цар.28:12), в то время как тихий голос говорит о кротости или терпении.

Голос может дать нам больше сведений о ком-то или сделать нас ближе к нему, но он также может быть уклончивым или вызывать неуверенность, как голос Бога. Во Втор.4:12 сказано: «И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас». Подобным образом, голос с небес в Ин.12:28 вызывает столько же вопросов, сколько дает ответов; неверующим он кажется громом или голосом ангела (см. также Мф.3:17; 17:5–10).

Голос Бога – один из основных библейских мотивов, он упоминается более тридцати раз. Иногда он обозначает трансцендентную силу Бога. В Пс.28 грохот бури семь раз назван «гласом Господа» и воспринимается как активное действующее лицо драмы, по мере того как буря возникает над Средиземным морем и движется на восток, к суше.

По причине загадочности и трансцендентности Бога голос Его может вызывать великий страх: «Есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живого, говорящего из среды огня, как мы, и осталась жива?» (Втор.5:26; см. также Ис.6:8; Иез.1:24; 43:2; Евр.12:19). Его голос означает могущество; часто он отождествляется с громом (2Цар.22:14; Иов.37:2–5; Пс.17:14; Ис.30:30), для описания его могущественного вмешательства в жизнь людей. В Послании к евреям говорится о таком вмешательстве: «Глас тогда поколебал землю... ныне дал такое обещание: “еще раз поколеблю не только землю, но и небо”» (Евр.12:26). Здесь голос неявно связан также с судом (Ис.30:31 и Ин.5:25,28, где эта идея выразительно переносится на Христа).

Голос Бога, загадочный и устрашающий, используется в Писании как метафора Его личности. Когда Моисей говорит с Богом в скинии собрания, он слышит «голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения» (Чис.7:89; см. также 3Цар.19:13; 2Пет.1:17). Это лежит в основе более поздней (арамейской) иудейской практики загадочно называть Бога «Гласом» или «Словом».

Откровение приходит через голоса: Иоанн Креститель – «глас вопиющего в пустыне» (Ис.40:3; Мф.3:3); голос глашатая объявляет Благую Весть Иерусалиму (Ис.40:2, 9; 52:7); мудрость «возглашает на улице» (Притч.1:20); звучит и голос Самого Бога (Втор.5:22; Ис.6:8). Часто выражение «громкий голос» указывает на пророческое объявление (Иез.11:13; Мф.27:46; Лк.1:42; Ин.7:37).

Часто голос откровения упоминается без особых указаний на Бога, тем не менее, имеется в виду общение с Ним. Такие «голоса» делятся на три категории. Небесные голоса люди слышат в определенные моменты, когда божественное соприкасается с человеческим – например, при крещении Иисуса (Мф.3:17), Его преображении (Мф.17:5) и обращении Павла (Деян.9:4; см. также Дан.4:10; см. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ). Апокалиптические голоса слышит Иоанн (Откр.6:1; 10:4; 21:3), они передают призывы с небес. Пророческие же голоса провозглашают Божий замысел, связанный с Его народом.

См. также: ГРОМ; РОТ, УСТА; УХО, СЛУХ; ЯЗЫК.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle