Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Бдительность, стража

(Watch, watchman)

«Бог видящий меня» (Быт.16:13) следит за Своим народом. Это не праздное наблюдение, но активное присутствие (Быт.28:15), забота о пище и одежде (Быт.28:20), избавление от рабства (Исх.3:16), обеспечение безопасного путешествия по пустыне (Втор.2:7) и защита от врагов (Езд.5:5). Бог питает Свой народ, как садовник удобряет лозу (Ис.27:3) или как пастух заботится о стаде (Иер.31:10; см. ОВЦА, ПАСТУХ, ПАСТЫРЬ). Его всевидящее око позволяет Ему спасать людей в любых трудных ситуациях (Пс.33:13–20). Бог не нуждается в отдыхе, потому что «не дремлет и не спит хранящий Израиля» (Пс.120:3–4).

Хотя «знает Господь путь праведных», «путь нечестивых погибнет» (Пс.1:6). Его забота о благочестивых соответствует наблюдению за грешниками. Господь следит за грешниками «к погибели, а не к добру» (Иер.44:27). Иов испытывает страх перед Богом, так как знает, что Он – «страж человеков» (Иов.7:20) и может следить за путями неправедных, к их отчаянию: «Подстерегаешь все стези мои, – гонишься по следам ног моих» (Иов.13:27).

Так как «на всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых» (Притч.15:3), народу Божьему велено «беречься, и тщательно хранить душу свою» (Втор.4:9; см. Лк.17:3; Гал.6:1). Эта метафора иногда используется в контексте святого паломничества, в котором паломник должен «наблюдать за путями своими» (Пс.38:2). Защита Бога, следящего за Своим народом (Пс.120:7–8), не отрицает необходимости того, чтобы люди сами следили за собой, не впадали в грех (Лк.12:15) и остерегались лжеучений (Мф.7:15; ср. Флп. 3:2). Иисус упрекает учеников за то, что они не бодрствовали с Ним в саду, тем самым поддаваясь искушению (Мф.26:41, 69–75).

Грешники тоже бодрствуют, но при этом они выискивают возможность совершить зло. «Око прелюбодея ждет сумерков» (Иов.24:15). Убийца сидит в засаде, «в потаенных местах убивает невинного» (Пс.9:29). Неудивительно, что Иуда «искал, как бы в удобное время предать Его [Иисуса]» (Мк.14:11).

Верующие должны внимательно следить за собой и за внешним миром, беречься от греха и ожидать Господа. Им следует стремиться к дверям божественной мудрости, как ученик стремится к дверям учителя (Притч.8:34). Автор псалма использует повторение, чтобы указать на утомительную обязанность стража и нетерпеливое ожидание рассвета, когда описывает свои отношения с Господом: «Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи – утра, более, нежели стражи – утра» (Пс.129:6).

Пророк называет себя «стражем дому Израилеву» (Иез.3:17; ср. Деян.20:28). Его призвание предполагает отслеживание опасностей греха (Ос.9:8) и признаков божественного избавления (Мих.7:7). Как и Сам Бог, без отдыха следящий за Израилем (Ис.62:6), пророки находятся в постоянной молитве за Божий народ. Исаия изображает портрет верного стража, который выполняет свои обязанности, несмотря на их монотонность: «Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис.21:11–12). Когда избавление придет, пророки-стражи первыми «возвысят голос» и будут «ликовать» (Ис.52:8), провозглашая спасение Божьему народу. Если пророки немы (Иез.33:6), слепы, спят на своем посту (Ис.56:10) или их просто никто не слушает (Иер.6:17), то на народ Господа может напасть вражеское войско или духовный враг. Смутный силуэт покинутой сторожевой башни (Ис.32:14) – символ духовной заброшенности и незащищенности от нападения врагов. Но даже верные стражи не могут гарантировать полной безопасности, так как «если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126:1; ср. Плч.4:16–17).

Задача стражника приобретает в Новом Завете эсхатологический оттенок значения. Как владелец дома, который остерегается вторжения воров, как слуга, который следит за своим хозяином, или как девы, ждущие жениха, последователи Христа должны постоянно быть готовы к непредсказуемому возвращению Сына Человеческого (Мф.24:42–25:13). Так, необходимость жить во Христе в этом веке, передается одной-единственной фразой Иисуса, обращенной к ученикам: «Бодрствуйте!» (Мк.13:32–37; ср. Мк.14:32–42).

См. также: БАШНЯ; ГРАБЕЖ, ГРАБИТЕЛИ, РАЗБОЙНИКИ; КРЕПОСТЬ, ТВЕРДЫНЯ; ВОР, ТАТЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle