Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Ева

(Eve)

Хотя имя Евы упоминается всего четыре раза, она, тем не менее, представляет собой важный библейский персонаж и архетип личности. Ее образ многогранен и неоднозначен, с положительными и отрицательными чертами, как и у всех, за очень небольшим исключением, персонажей, о которых рассказывается в Библии. Она стала прототипом женщины в человеческом сообществе и занимает положение, аналогичное Адаму как прототипу мужчины. С ней связываются, в первую очередь, образы жены и мужа, ребра, змея, запретного плода, его вкушения и проклятия в виде деторождения в муках.

Будучи сотворенной из Адамова ребра, Ева стала плотью от плоти Адама (Быт.2:23). Она, как и Адам, создана по образу Божьему (Быт.1:27), и они вместе получили повеление владычествовать над миром (Быт.1:26–28).

Еве было предназначено также стать первой матерью, что побудило Адама назвать ее Евой иными словами, «матерью всех живущих» (Быт.3:20). Второе упоминание этого имени в Писании подтверждает его пророческий смысл: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1). Слова Адама о положении Евы как матери всех живущих относятся как к прошлому, так и к будущему, ибо в них выражается данное им Богом повеление «плодиться и размножаться, и наполнять землю» (Быт.1:28).

Ева была и первой женой. Они с Адамом составили первую супружескую пару, стали прототипами мужа и жены. Когда Бог впервые привел Еву к Адаму, автор описывает эту сцену как установление церемонии брака (Быт.2:24) словами, которые Иисус повторил в Своем учении о браке (Мф.19:4–6; Мк.10:7–9). В качестве жены Адама Ева служит архетипом товарища и помощника, она названа помощником Адама, подобным ему (Быт.2:20).

Даже в сцене суда после грехопадения Ева показана с положительной стороны. В то время как Адам пытался уклониться от ответственности, порицал Бога и Еву (Быт.3:12), Ева мужественно и безоговорочно признала свершившиеся факты (Быт.3:13). А Бог, наложив на Еву проклятие в виде мук при беременности и господства над ней мужа (Быт.3:16), в то же время объявил, что именно через семя Евы явится Спаситель, Который поразит змея (Быт.3:15).

О положительных качествах Евы сказано достаточно. Отрицательная сторона заключается, прежде всего, в положении Евы как первого падшего человека. В то же время необходимо подчеркнуть, что представление о Еве как об искусительнице и более широкий женоненавистнический взгляд, в котором Ева предстает в роли причиняющей одни неприятности и нечестной жены, относятся исключительно к постбиблейским преданиям. В библейском рассказе о грехопадении Ева не искушает Адама. Она первой ела плоды и «дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6). Здесь нет никакого искушения, хотя Бог и сказал Адаму: «ты послушал голоса жены твоей» (Быт.3:17).

Это не означает, что Ева не отмечена позорным пятном грехопадения. Павел обращает внимание, что змей хитростью прельстил Еву (2Кор.11:3), но акцент здесь делается на способности сатаны обольщать, а не на врожденной греховности Евы. Образ Евы действительно служит предостережением против греха, но не как человека, совратившего ко греху Адама, а как человека, введенного в грех сатаной. В 1Тим.2:14 тот факт, что Ева прельстилась и согрешила первой, приводится в качестве объяснения (подкрепленного аргументом, что она была сотворена второй) ее подчиненного положения в браке, но здесь нет никаких следов, получившего широкое распространение в постбиблейских преданиях представления о Еве, как об искусительнице. Следует также отметить, что грехопадение связывается с Адамом, а не с Евой (Рим.5:12–14).

Последний образ Евы, поражающий воображение, проявляется в чувстве сострадания, которое вызывают ее поступки, приведшие к грехопадению и его последствиям. Читая рассказ об искушении Евы сатаной в саду, мы морщимся от боли, когда она соглашается с лживыми рассуждениями о том, почему им можно и желательно есть запретные плоды (Быт.3:1–6). Ева показана жертвой искушения, а не искусительницей. Мы вновь переживаем разочарование, которое испытала первая чета, осознав свой позор и отчуждение от Бога (Быт.3:7–8). Признав свою вину в сцене суда (Быт.3:13), Ева молча несла наказание, выразившееся в суровых пророчествах Бога, что она будет следовать за мужем, служить ему и рожать детей в муках. Она безропотно последовала за Адамом из сада. Падшая Ева вместе с Адамом вела тяжелую жизнь за пределами Едемского сада и испытала боль, когда ее первенец стал убийцей своего брата и изгоем среди людей (Быт.4:1–16).

См. также: АДАМ; ВИНА; ЖЕНА; ЖЕНЩИНА, НЕВИННОСТЬ, НЕПОРОЧНОСТЬ; ОБМАН; ПЛОД, ПЛОДОНОСНОСТЬ; САД.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle