Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Вина

(Guilt)

Понятию вины, встречающемуся чаще в Ветхом, чем в Новом Завете, трудно дать однозначное определение, учитывая различные нюансы, которые оно принимает в Библии. На всем протяжении Писания проводится очень небольшое различие между понятиями вины, греха и наказания (Быт.4:13; Ис.6:7; 27:9; Иер.30:14–15; см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ). Библейскими авторами вина понимается не столько как чувство, которое испытывает человек, сколько как состояние, к которому он приходит в результате нарушения божественного закона – вольного или невольного греха, совершенного против Бога или ближнего (Чис.5:5–6).

Категории вины. Понимание смысла вины в Библии постепенно видоизменяется. В ранних ветхозаветных рассказах выражается ярко выраженное представление о коллективной ответственности (Исх.20:5–6). Один человек может стать причиной виновности целой группы людей. В Лев.4:3, например, сказано, что согрешение священника «сделает виновным народ». Один-единственный человек может сделать виновными всех остальных членов общины (Быт.26:10; Втор.24:4). Позднее Иеремия предупреждал, что его убийство станет коллективной виной (Иер.26:15).

В том же духе реальной возможностью изображается вина по ассоциации. Израильтяне наставлялись обличать ближних, чтобы не стать виновными (Лев.19:17). Семья человека, даже не знающая о его грехе, все равно несла на себе его вину и вместе со своим скотом подлежала наказанию (Нав.6). Илий был признан виновным, поскольку не отвратил своих сыновей от греха (1Цар.3:13–14). В Ветхом Завете показана также возможность ненамеренной виновности, выразившаяся, например, в вопросе Герарского царя Аврааму: «Чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех?» (Быт.20:9). На случай совершения кем-то из народа ненамеренного греха (Моисею) были даны указания, как при этом надо поступать (Лев.4; см. также Лев.22:14; Втор.19, 22:8).

В книгах пророков представлено иное понимание греха и вины. В них явственно выступает мысль о личной ответственности с упором на мотивацию и на внутреннее состояние духа (Ис.1; 57:15; 58:1–12; Мих.6:8). У пророков подчеркивается понятие личного греха и личной вины (Иер.31:29–30).

В Новом Завете образ вины встречается реже, но в учении Иисуса он принимает более глубокий и даже более личный смысл. Подчеркивается внутренняя (сердечная) мотивация виновного (Мф.5:21–22), а степень вины рассматривается в свете личной мотивации и личного знания (Лк.11:29–32; 12:47–48). Вина связывается с прощением греха как долга пред Богом (Мф.6:12; 18:21–35).

У состояния виновности серьезные последствия. Новозаветные авторы пишут, что вина заслуживает наказания (Мф.26:66; Иак.2:10; 1Кор.11:27). В понимании Павла вина принимает более всеобщий и еще более внутренний характер долга пред Богом как следствия греха: все виновны пред Богом (Рим.1:18–3:20).

Образы вины. В свете важного значения общинной жизни в Библии вина изображается как личной (Втор.24:16; Иез.18:2–4), так и коллективной (Исх.20:5–6; Ис.65:7). Разнообразие ее проявлений служит основанием для целого ряда выразительных образов. Распространенный образ – вина как кровавое позорное пятно. Дом Саула назван «кровожадным» за то, что он умертвил гаваонитян (2Цар.21:1). Об Иоаве, совершившем убийство в мирное время, Давид сказал, что он запятнал кровью свой бранный пояс и свою обувь (3Цар.2:5–6). Исаия сравнил вину с оскверненными кровью руками (Ис.59:3; см. также Ис.1:15–17), а символом грехов Божьего народа назвал багряный и красный цвета (Ис.1:18). Позорное пятно вины такое стойкое, что его невозможно смыть содой и мылом (Иер.2:22).

Немало также образов вины, связанных с человеческим телом. Один из них – прелюбодеяние блудницы. В Иер.2:20–25 грех поклонения Ваалу Бог сравнивает с таким широко распространенным блудодейством. Согласно данному в Книге Левит закону, прикосновение к «нечистому» телу делает человека виновным (Лев.5:2).

Стыд и позор навлекает на себя человек, согрешающий против Бога (Иер.3:25). В день Господень виновные подвергнутся суду: «У всех на лицах будет стыд» (Иез.7:18). Этот образ присутствует также в молитве Даниила, когда он признает, что чувство вины израильтян покрывает их лица стыдом (Дан.9:7–8). Чувство вины псалмопевец описывает как довлеющее над всем существованием грешника (Пс.39:13; 64:4), и яснее всего оно, пожалуй, выражено в образе «тяжелого бремени», которое слишком трудно нести (Пс.37:5).

Освобождение от вины. С наказанием вина связывается уже в начале Библии (Быт.4:11 –15) и далее на всем протяжении Ветхого и Нового Заветов. Поскольку вина требует определенного наказания (Втор.19:11–13, 21), необходимо принимать меры по ее удалению, чтобы избежать ее последствий. В Ветхом Завете предписывается приносить жертву за грех (Лев.4:1–5:13) и жертву повинности (Лев.5:14–6:7) для искупления, а в особых случаях требуется возмещение (Лев.6:1–7). Если человек грешит сознательно и пренебрегает необходимым искуплением греха: «слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней.» (Чис.15:31).

Помимо ветхозаветной системы жертвоприношений и обрядов, предназначенных для очищения, есть и ряд других достойных внимания образов, касающихся удаления вины. Известный библейский образ – омовение грехов. Для вхождения в Божье присутствие Иаков наставляет верующих «очищать руки» (Иак.4:8–10; ср. Исх.30:17–21). Спасение изображается как омовение (Ин.13:8; 1Кор.6:11; Тит.3:5). Кроме того, распространенный новозаветный образ воды связан с крещением, а крещение, в свою очередь, символизирует спасение, когда вина снимается (Деян.2:38; 22:16).

Вина удаляется также сжиганием вредных примесей. День Господень будет как «огонь расплавляющий», очищающий Его народ (Мал.3:2; ср. Зах.13:9). В Ис.4:4 действие этого очищающего огня распространяется на освобождение от вины. Очищение имеется также в виду в рассказе о поручении, возложенном Богом на Исаию. Горячий уголь коснулся его уст, и вина была удалена, а грех очищен (Ис.6:7; ср. Лев.16:12).

Встречаются также образы покрытия вины. Блажен человек, «чьи грехи покрыты» (Пс.31:1). Господь Сам покрывает грехи Своего народа (Пс.84:3). Иов в достаточно загадочном отрывке говорит, что Бог покрыл его вину, запечатав ее «в свитке» (Иов.14:17 «в свитке было бы запечатано беззаконие мое, и Ты закрыл бы вину мою»). Наконец, кровь, связывавшаяся с позорным пятном вины, может также служить искуплением греха. Окропление кровью может очищать и освящать (Лев.14:6–7; 16:18–19; 1Пет.1:2). Более того, именно вера в Кровь Иисуса Христа служит конечным средством освобождения от вины, приносящим верующим полное и окончательное искупление (Рим.3:23–25).

См. также: ГРЕХ; ГРЕШНИК; ИСКУПЛЕНИЕ КАК ВОССОЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ; КРОВЬ; МЫТЬЕ, ОМОВЕНИЕ; ОЧИЩЕНИЕ; ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ; СОКРЫТИЕ, ПРИКРЫТИЕ; ЧИСТОТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle