Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.

КОВЧЕГ (ARK)

В Библии говорится о двух ковчегах – Ноевом и Моисеевом. Хотя строительство Ноева ковчега было, без сомнения, пророческим знамением и предупреждением людям, наблюдавшим за его постепенным возведением, первоначальный смысл обоих библейских ковчегов заключается в обеспечении сохранения и спасения.

Построенный Ноем ковчег (Быт. 6 – 8) был огромным сооружением, символизировавшим грандиозность задачи, поставленной Богом перед единственным добродетельным человеком того времени, «человеком праведным и непорочным в роде своем» (Быт. 6:9). Длина ковчега составляла примерно 450 футов (около 137 м), а ширина 75 футов (около 23 м), и он был разделен на три этажа около 15 футов (4,5 м) высотой каждый. Ковчег, являвший собой образец не только величественности, но и надежности, был сделан из дерева гофер, покрытого изнутри водонепроницаемой смолой, и разделен на отсеки. Если прибавить к этому крышу и окна, сооружение предстает в нашем воображении в виде плавучего дома, надежного места для обитания остатка рода человеческого и животного царства, выжившего после потопа. В ковчеге сохранились единственные представители различных видов.

В первую очередь, ковчег символизировал сохранение и возрождение человеческой жизни. Он уберег жизнь от смерти в посланном Богом потопе, разрушившем творческие дела Бога во исполнение суда над греховным человечеством (Быт. 6:5–7). Тогда как мир за пределами ковчега был истреблен, «вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге» (Быт. 8:1). Тем самым ковчег служил выражением Божьей милости к Его творению. Мысль о возрождении неизгладимо присутствует в нашем воображении в образе оливкового листа, принесенного голубем, когда воды потопа отступили. Ной вышел из ковчега как второй Адам, как олицетворение нового начала, о чем свидетельствует повторение в Быт. 9:1 слов из рассказа о первом творении: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (ср. также Быт. 9:2–3).

В Ветхом Завете есть еще один, менее известный ковчег, связанный со спасением младенца Моисея, когда его доверили водам Нила (Исх. 2:1–3). Слово, переводимое обычно как «корзина», – то же самое, что и слово, переведенное как «ковчег» в рассказе о Ное. Слово «ковчег», teba в еврейской Библии использовано лишь в двух местах, и в обоих случаях указывается на человека, для которого он предназначен (leka, «для тебя»; lo, «для него»). По признанию раввинов (ср. Шмот Рабба, 1:20), Моисей – второй Ной, стоявший у истоков нового начала (ср. Исх. 1:7 и Быт. 1:28; а также следует отметить, что, согласно Исх. 2:2, мать нашла родившегося Моисея очень красивым – мысль, повторяющаяся как рефрен в Быт. 1). Подобно Ною, спасителю всех живых существ, Моисей, спаситель Израиля, тоже выжил на воде в ковчеге.

В рассуждении о смерти Иисуса в 1Пет. 3:18–22 автор ссылается на Ноев ковчег, в котором видит аналогию с крещением: церковь, получающая спасение через крещение, напоминает семью Ноя, избежавшую верной смерти благодаря Божьей помощи. Это сравнение весьма уместно, поскольку как в Бытии и в Исходе ковчег ассоциируется с символикой творения, так и христиане всегда рассматривали и рассматривают крещение как новое творение.

См. также: КОВЧЕГ ЗАВЕТА, МОИСЕЙ, НАВОДНЕНИЕ.

* * *

1

Книга неправославных авторов.



Источник: Словарь библейских образов Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) - Словарь библейских образов [2005, DjVu, RUS] Год: 2005 Автор: Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) Переводчик: Скороходов Б. A. (Aaron's rod — Spot), Рыбаков О. A. (Springs of water — Zion) Издательство: СПб: Библия для всех ISBN: 978-5-7454-1053-6, 0-8308-1451-5, 0-85111-753-8 Язык: Русский Формат: DjVu Количество страниц: 1424

Вам может быть интересно:

1. Библейская энциклопедия – Далматия архимандрит Никифор (Бажанов) 3074,1K 

Комментарии для сайта Cackle