Библиотеке требуются волонтёры
Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

ИСПОЛИН, ВЕЛИКАН

(Giant)

Исполины оказывали на человеческое воображение большее влияние, чем об этом можно судить по числу упоминаний в Библии, где рассказы о них в значительной степени окружены тайной. Поэтому следует с самого начала отметить, что в наших глазах представление о них связано с тайной, то есть с чем-то, что мы не в состоянии до конца понять.

В различных английских переводах словом «исполин» передаются четыре еврейских слова. Нефилимы (nepilim) были таинственными допотопными существами (Быт.6:4), известными нам благодаря выразительной фразе: «В то время были на земле исполины». Енакимы (enaqim) были высокорослыми обитателями Ханаана, жившими там до израильтян (Втор.2:10–11, 21; 9:2), которых соглядатаи назвали сынами Енаковыми (Чис.13:34). Рефаимы (repaʿim) тоже жили в Ханаане до израильтян (Втор.2:11; 3:11–12), но не обязательно были гигантского роста. Наконец, гибборами (gibbor) называли воинов-победителей или сильных людей, хотя и не ясно, были ли они огромного роста. За возможным исключением окутанных тайной нефилимов, все библейские великаны были высокорослыми людьми, которых это их качество делало опасными на поле боя. О военном значении библейских великанов свидетельствуют упоминания о них в контексте батальных сцен (2Цар.21:16–22; 1Пар.20:4–8).

При чтении рассказов с описанием высокорослых жителей Ханаана следует иметь в виду, что евреи не отличались крупным телосложением. Это подтверждается докладом большинства соглядатаев, вернувшихся из Ханаана: они сказали, что там живут «люди великорослые», а «мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Чис.13:33–34).

Образ великанов становится более выразительным, когда мы переходим от рассмотрения их категорий к конкретным личностям. Нимрода, который «начал быть силен на земле» и «был сильный зверолов пред Господом» (Быт.10:8–9), можно, по-видимому, считать великаном. Учитывая связь между рефаимами и землей Васанской, царь Васана Ог тоже, возможно, принадлежал к числу великанов. У него была огромная железная кровать более тринадцати футов в длину и шести футов в ширину (Втор.3:11). Даже если она служила выражением царского великолепия, а не была предметом необходимости, эта картина способствует представлению об Оге как о великане. Самый известный в Библии великан – филистимлянин Голиаф, само олицетворение необычайных роста и силы (1Цар.17). В приведенном в Иез.32:17–32 списке сильных воинов, падших в преисподнюю, встречаются имена на еврейском языке, которые иногда переводятся как «исполины».

Великаны служат в Библии отрицательными образами. Они бывают более сильными в битве, но это неугодные Богу язычники. Они внушают страх Божьему народу, но любопытно, что (за исключением Нимрода) Бог всегда повелевает Своему народу истреблять их, и он делает это. Вряд ли будет преувеличением сказать, что в Библии великаны показаны высокорослыми человеческими экземплярами, находящимися на грани исчезновения. В этих образах есть также оттенки гротескного уродства, как, например, в описании великана в Гефе, который был «человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре» (2Цар.21:20). Судьба этого монстра может служить примером, как вели себя эти великаны и что делал Бог в ответ: «И он поносил Израильтян; но его убил Ионафан» (2Цар.21:21).

См. также: ИСПОЛИНСКИЕ РАЗМЕРЫ И ДЕЛА; ЧУДОВИЩА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle