Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Место, седалище

(Seat)

Образы места в Писании указывают на особую роль или высокое положение, как, например, в словах о том, что Бог возвышает нищего на «почетное место» (песнь Анны, 1Цар.2:8 NRSV). Это находит выражение в образе самого выдающегося места в Библии – очистилища ковчега завета (более двадцати упоминаний).

Большая группа образов места появилась в связи с установлением монархии. Цари сидят на определенном «седалище» или престоле (1Цар.20:25; 4Цар.11:19; Деян.12:21). В великолепном дворце Соломона, произведшем такое сильное впечатление на царицу Савскую, были среди прочего «места князей» за столом (3Цар.10:5 NRSV; 2Пар.9:4 {в обоих случаях «пищу за столом» = особые места}). Величественный престол Соломона назван «местом сидения» (3Цар.10:19; 2Пар.9:18). Те же образы используются применительно к царскому достоинству Бога. Бог обитает «на высоте» (Пс.7:8; 112:5) как Царь, «сидящий» на небесном престоле (более десятка упоминаний в Откровении). Вознесенный Христос изображается восседающим «на престоле славы Своей» (Мф.19:28) и «сидящим одесную» Бога (Мф.26:64; Лк.22:69; Еф.1:20; Кол.3:1; Евр.8:1; 12:2).

Когда человек возвеличивается по какому-то особому поводу, образ места часто соотносится с оказанием чести. Навуфея посадили во главе собравшихся, прежде чем против него было выдвинуто ложное обвинение (3Цар.21:9–12). После возвышения Амана царь предоставил ему «седалище... выше всех князей, которые у него» (Есф.3:1). Вспоминая годы благоденствия, Иов говорит, что он «на площади ставил седалище свое» (Иов.29:7). Когда ссыльного царя Иоакима освободили из темницы, царь Вавилонский «поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне» (Иер.52:32). В синагогах были «лучшие места» ({«председания»} Мф.23:6; Мк.12:39; Лк.20:46).

В образе места может выражаться исполнение различных функциональных обязанностей в еврейском обществе. У священников было «место в Иерусалиме» (2Пар.19:8 NRSV), а священник Илий имел свое «седалище» (1Цар.1:9; 4:13, 18). Книжники и фарисеи сидели «на Моисеевом седалище» (Мф.23:2), которое символизировало их авторитетность в истолковании закона. Судьи сидели на «судейском месте» (Мф.27:19; Деян.25:6, 17; 26:30), и тот же образ используется в отношении Бога как Судьи (Рим.14:10; 2Кор.5:10). Персонифицированная мудрость в Притчах «становится на возвышенных местах» (Притч.8:2). У старейшин города тоже было место у ворот (Притч.31:23). А в Пс.1:1 превозносится муж, который не общается с нечестивыми и «не сидит в собрании развратителей». В библейском понимании «место» человека символизирует не только его общественное положение, но и черты характера.

См. также: ПРАВАЯ СТОРОНА, ПРАВАЯ РУКА, ДЕСНИЦА; СИДЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle