Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Сидение

(Sit)

В Библии более трехсот упоминаний о сидении, и в большинстве из них выражается просто положение сидя в отличие от стояния или хождения. Но в остальных случаях сидению придается особый и даже ритуальный смысл.

Наиболее видное место среди них занимает образ сидения у городских ворот, в котором присутствует правовой и законотворческий подтекст. У ворот древних городов заключались сделки, делались публичные объявления, с участием городских начальников обсуждались текущие дела, решались правовые или юридические вопросы. В этих условиях выражение «сидеть у ворот » означало, что человек занимает видное положение в городе, являясь, возможно, одним из старейшин, определяющих политику общины. К числу таких примеров относятся Лот (Быт.19:1), Иов (Иов.29:7) и муж добродетельной жены в Притч.31 (Притч.31:23). Иногда у ворот города сидели цари (2Цар.18:24; 19:8). В параллельной конструкции из трех проявлений нечестивых дел в Пс.1:1 наивысшим выражением зла представлено сидение в собрании развратителей. Во дворах царей тоже были ворота, и «сидеть» у царских ворот означало быть придворным – царским советником, обладающим привилегией доступа к царю, которого обычные граждане не имели. Таковым был Мардохей (Есф.2:19, 21; 5:13; 6:10).

Другим особым седалищем был царский престол (3Цар.2:19; Есф.5:1). Сидение на престоле было царским эквивалентом сидения у ворот (3Цар.16:11; 22:10; Иер.22:30). Аналогичное значение имело сидение по правую руку (Мф.20:21; Мк.14:62; Евр.1:3). Супруга царя могла сидеть рядом с ним, когда все остальные при дворе, по-видимому, стояли (Неем.2:6).

Вне всякой связи с каким-то особым местом сидячее положение ассоциировалось с высокопоставленным человеком, обладающим властью или авторитетом. При рассмотрении правовых вопросов судьи сидели (Суд.4:5; Руфь 4:1; Иер.26:10; Дан.7:9). Люди сидели в ожидании прорицания от пророка (4Цар.4:38; Иез.8:1). Мудрецы, учителя и раввины садились, когда учили (Мф.5:1; 13:1; 24:3; ср. Притч.9:14). Наконец, сидеть считалось честью, когда занимавшие менее высокое положение стояли (Быт.18:8; Лк.12:37; Иак.2:3). Последнее ритуальное значение выражалось в сидении в пепле в знак скорби (Иов.2:8; Иона 3:6; Лк 10:13).

См. также: ВОЗЛЕЖАНИЕ; ЛЕЖАНИЕ, ПОКОЙ; МЕСТО, СЕДАЛИЩЕ; ПАДЕНИЕ НИЦ; ПРЕСТОЛ; СТОЯНИЕ, УСТОЯНИЕ; ХОДЬБА, ХОЖДЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle