Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Могила, гроб, гробница

(Grave)

С могилой, или гробом, связаны разные образы, по большей части отрицательные. В самом прямом значении могила – это просто место погребения (Быт.35:20; Мк.16:3). Часто, однако, под этим словом подразумевается пристанище мертвых. Шеол (евр.) и Гадес (греч.) представляют собой самые глубокие, какие только можно вообразить, места в противоположность высочайшим небесам (Ис.7:11; Мф.11:23). Могила не просто символизирует завершение жизни, но и указывает на место, в котором после ее окончания сосуществуют несовместимые друг с другом судьбы людей (Лк.16:22, 26).

Могила есть символ тьмы (Иов.17:13; 18:18; Плч.3:6). В пространственном отношении это место, наиболее удаленное от света, темница, в которой человек содержится вдали от жизни и происходящих в мире над ним дел. Она изображается как «преисподняя», в которую сходят «в прахе» (Иов.17:16). Могила считалась нечистой в обрядовом отношении (Чис.19:16) и местом, в котором по ночам совершаются такие омерзительные вещи, как занятия черной магией (1Цар.28:8; Ис.45:18–19; 65:4).

Одиночество и безмолвие (Пс.30:18–19; Ис.47:5) – основные отличительные признаки могилы. Единственные спутники там – черви (Иов.17:14), поедающие остатки плоти, символизирующей удовольствия, полученные в жизни наверху. В этом смысле могила представляет собой прямой антитезис радостям жизни. Это отсутствие общения, любви между мужчиной и женщиной, радостных возгласов и смеха, удовольствия от плодов своего труда и участия в поклонении (Пс.87:11–13; Ис.38:18).

Но могила может выражать и положительный образ. Изгой общества Иов мечтал о могиле как о месте успокоения (Иов.3:11–19), поскольку там не будет страданий этого мира. В еще более высоком смысле могила символизировала рай для несчастного Лазаря (Лк.16:22, 25). В этой притче высвечивается антитетический характер могилы для тех, кто туда попадает, в зависимости от образа их жизни, и различие их участи после смерти.

С могилой тесно связаны различные ее определения. То, как человек попадает в могилу, ставит как бы печать завершенности на весь характер его жизни. В отрицательном смысле человек мог уйти в могилу с горестью (Быт.44:29), посрамленным (Пс.30:18), с кровью на седине (3Цар.2:9) или живым (Пс.54:16). В положительном смысле идеальным вариантом было уйти из жизни мирно (3Цар.2:6), когда отсутствие конфликтных ситуаций перед смертью символизировало гармонию как в этой жизни, так и в загробной (см. ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ).

С могилой связывались и семейные отношения. Обычной метафорой ухода в могилу были выражения «почил с отцами своими» (о Давиде, 3Цар.2:10) или «приложился к народу своему» (об Измаиле, Быт.25:17). Могила считалась как временной преградой между поколениями, так и конечным местом встречи семьи.

В семитской символике могила рассматривалась как вход в преисподнюю, равно как утроба обозначала выход в жизнь из преисподней (Пс.138:15). Для тех, кто так и не вошел в жизнь, утроба была могилой, как об этом говорят Иов и Иеремия, сожалея, что появились на свет (Иов.3:10–16; Иер.20:17).

Могила служила не только выражением пространственных образов, но и символом самой смерти. Здесь важную роль играли негативные стороны могилы как шеола. Смерть и могила изображались в виде деспотичного монарха царства мертвых (Ос.13:14). Могила представлялась также как сеть, опутывающая свою жертву (2Цар.22:6; Пс.17:6), или как надежная темница с решетками, в которой удерживаются заключенные (Иов.17:16). Вырваться из нее и вернуться к радостям жизни наверху невозможно (Иов.14:12). Для нечестивых могила служила местом наказания и вечных мук (Мф.10:28; см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ) и отделения от всех источников помощи или спасения (Лк.16:24).

У могилы и смерти ненасытный аппетит (Ис.5:14; Авв.2:5; Притч.27:20; 30:15–16). В связи с этим могила как шеол ассоциировалась с поглощением (Притч.1:12; Пс.140:7), и этот образ в ханаанской мифологии олицетворялся также богом Мотом (бог смерти). В интересной игре этой метафорой Господь изменяет смысл проклятия на противоположный заявлением, что «поглощена будет смерть навеки» (Ис.25:8; ср. 1Кор.15:54–57). В данном случае могила превращается в сугубо положительный символ, так как «умершие во Христе» попадают не в Гадес, а соединяются со Христом (Лк.23:43; 2Кор.5:8; Флп. 1:23). Тем самым для праведных могила становится символом высшей надежды. Это относилось даже к несчастному Иову (ср. Иов.19:25–26).

См. также: ПОГРЕБЕНИЕ, ПОХОРОНЫ; СМЕРТЬ; ТЬМА, МРАК; ЯМА, РОВ, МОГИЛА, ПРЕИСПОДНЯЯ.

Библиография:

D.J. A. Clines, Job 1–10 (WBC; Dallas: Word Books, 1989);

О. Keel, The Symbolism of the Biblical World (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1997).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle