Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Моисей

(Moses)

В Библии Моисей показан прежде всего как законодатель. С Исх.20 и дальше на протяжении всей оставшейся части Пятикнижия Моисей регулярно получает закон от Бога и передает его Израилю. (За исключением Иез.40–48 все законы в еврейской Библии даются через Моисея.) Но сам Моисей не устанавливает законы; он лишь объявляет то, что ему раскрывает Бог. Поэтому когда мы читаем о «законе Моисеевом» (Лк.2:22; 1Кор.9:9), это означает не «закон, данный Моисеем», а «закон, переданный через Моисея».

Помимо функции законодателя, Моисей выступает в роли освободителя или спасителя (см. ИЗБАВЛЕНИЕ). Драматическая история исхода – это история освобождения Израиля Богом через Моисея от рабства и приведения его через пустыню в Обетованную землю. Призвав Моисея в Исх.3–4, Бог сделал это с конкретной целью освобождения народа (ср. 1Цар.12:6–11). Именно Моисей сказал фараону «Отпусти народ мой», и именно он (вместе с Аароном) стал орудием казней египетских и возглавил собственно исход. Не удивительно, что в Книге Судей Гедеон, еще один освободитель от иноземного рабства, показан похожим на Моисея (ср. Суд.6:1–24).

Сейчас Моисея обычно не воспринимают как пророка, но в Библии ясно показано, что он был пророком. На Моисее был Дух Божий (Чис.11:17), он получил призвание и откровение от Бога (Исх.2–3) и доносил до людей Божье слово. Согласно Ос.12:13, «чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта» (ср. Сир. 46:1; Прем.11:1). Во Втор.18:15, 18 предвещается появление пророков, подобных Моисею, и это пророчество исполнилось в разных вариантах в Илии (см., в частности, 3Цар.17–19 и 4Цар.1–2, а также перечень аналогий в Pesiqta Rabbati 4:2), в Иеремии (ср. Иер.1 с призванием Моисея в Исх.3) и в Иисусе (ср. Деян.3:17–26). Во Втор.34:10 сказано: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (ссылка на Исх.33:12 и далее). В Чис.12:6–8 Моисей выделяется среди всех прочих пророков тем, что Бог говорит с ним не во сне или видении, а «устами к устам... и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит». Близость и, возможно, даже привязанность, подразумевающиеся в этих словах Бога об особых отношениях с Моисеем, наивысшего выражения достигают в конце Пятикнижия, когда Бог Сам хоронит Моисея (Втор.34:6).

Моисей остается также в памяти как:

1) великий вождь, чьи «обязанности» перешли к Иисусу Навину (Чис.27:12–23) и похожими на которого изображаются Давид и Иосия (см. Allison);

2) ходатай за Израиль (напр., Исх.32:11–13, 30–33 [где Моисей предлагает собственную жизнь за свой народ]; Иер.15:1; Пс.98:6; 105:23. Объясняется ли положением Моисея как ходатая факт, что Пс.89, содержащий ходатайственную молитву за Израиль, приписывается именно ему?);

3) великий чудотворец (вспомните о десяти казнях, манне и воде из скалы).

Несмотря на все свои достижения, Моисей не представлен традиционным героем. Он не восседал на престоле и не планировал стратегический ход войны. Он показан неуверенным в себе и некрасноречивым человеком (Исх.3:13–4:17). Он не оставил после себя выдающихся сыновей и не был погребен в мавзолее. Он действовал не по своему усмотрению, а только по наущению Бога. (Этим, по-видимому, объясняется его характеристика как «кротчайшего» из людей в Чис. 12:3.) В Исх.2:11–15 говорится, что Моисей убил ничего не подозревавшую жертву, скрыл этот факт и убежал ночью. В данном случае он предстал трусливым человеком. Кроме того, за проявленное им непослушание ему было отказано в праве войти в землю (Чис.20:10–13). Таким образом, положение «человека Божьего» (напр., Втор.33:1; Нав.14:6) и верного «раба Божьего» (напр., Исх.14:31; Чис.12:7–8) не означает устранения греха. Моисей был таким, каким делал его Бог, даже против собственной воли.

В Новом Завете о Моисее упоминается часто. В самых выразительных случаях ветхозаветный вождь сравнивается с Иисусом Христом. Каким бы великим ни был Моисей, Иисус неизмеримо выше как Законодатель (Мф.5–7), как пророк (Деян.3:17–26), как Вождь и Спаситель (Ин.1:17; 2Кор.3:12–18; Евр.3:1–5).

См. также: ГОРЯЩИЙ КУСТ; ЕГИПЕТ; ЗАКОН; ИЗБАВЛЕНИЕ; КНИГА ИСХОД; КОВЧЕГ; МАННА; ПУСТЫНЯ; СИНАЙ; СКИНИЯ; ЯЗВА, БЕДСТВИЯ, КАЗНИ.

Библиография:

D.С. Allison Jr., The New Moses: A Matthean Typology (Philadelphia: Fortress, 1994);

D.J. Silver, Images of Moses (New York: Basic Books, 1982).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle