Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Небесное воинство

(Heavenly armies/host)

Выражение «воинство небесное», получившее известность благодаря современным переводам Библии, имеет два совершенно разных значения: первое относится к звездам, а второе – к Божьему небесному войску, то есть, по всей видимости, к ангелам. В некоторых случаях оба значения как будто бы совпадают. Действительно, в двух значениях еврейского выражения, переводимого как «воинство небесное» (sebaʾhassamayim), а именно «небесные тела» и «ангельские существа», отражается возможная ассоциативная связь в еврейском воображении между ангелами и звездами или планетами. С другой стороны, звездное небесное воинство в ряде случаев связывается с идолопоклонством, поскольку окружавшие Израиль языческие народы занимались астрологией и поклонялись небесным телам.

Небесные тела. Небесное воинство чаще всего наблюдается в виде звезд. В силу своего бесконечного множества, яркого света, силы и отождествления с конкретным верховным правителем звезды в Писании называются «воинством» сотворенной Яхве сферы (Неем.9:6; Пс.32:6; Ис.40:25–26; 45:12). В качестве отдельной сотворенной категории (Быт.1:16) они, как и песок, служат обозначением несметного количества в заветах Бога с Авраамом и с другими патриархами (Быт.15:5; 22:17; 26:4; Неем.9:23).

Главная отличительная черта звезд как многочисленной группы заключается в их огромном количестве, но в нашем представлении о них как о «небесном воинстве» с ними связываются и другие образы. В победной песне Деворы звезды сражались с неба по воле Бога (Суд.5:20). Они также прославляют Бога (Пс.148:3; Иов.9:7; 38:7) и свидетельствуют о всемогуществе Бога. Последний мотив хорошее выражение нашел в Ис.40:26:

Поднимите глаза ваши на высоту небес, и посмотрите, кто сотворил их?

Кто выводит воинство их счетом?

Он всех их называет по имени:

по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.

Учитывая такую ассоциативную связь с трансцендентностью, не удивительно, что небесные тела как «воинство небесное» стали объектами языческого поклонения. Народ Израиля не был невосприимчивым к соблазнам таких языческих обрядов. Израиль и Иудея присоединялись к языческим народам в поклонении «звездному воинству», и за почитание сотворенным вещам и превратное понимание божественного подвергались суду Яхве (Втор.4:19; 4Цар.17:16; 23:4–5; Иер.8:2).

Божье воинство. Поклонение языческим божествам как воинству небесному в Библии запрещалось, но, вместе с тем, в библейском воображении по побуждению Самого Бога предстает определенный образ Божьего небесного «воинства». Образ небесного воинства основывается на образе Бога как Царя, двор Которого наполнен последователями и Который располагает огромным войском для исполнения Своей воли (см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ). Этот образ часто встречается в разделах Писания, в которых рассказывается о битвах: в исторических и поэтических частях Ветхого Завета и в пророческих частях обоих Заветов. Это воинство небесное состоит из большого числа сильных и благородных ангельских существ, отношения которых с Яхве можно сравнить с отношениями между рыцарями и феодальными королями: они основываются на почитании, служении и участии в битвах. Ангелы представляют собой огромное войско, верное исполнению целей и желаний Бога.

Сильные и благородные. Псалмопевец и прозорливец Иоанн наделяют этих воинов силой и благородством. Иоанн отмечает их огромное количество – «тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр.5:11) – и благородный внешний вид – они шествовали «на конях белых... облеченные в виссон белый и чистый» (Откр.19:14). Он изображает их воинством, следовавшим за Тем, Чье имя «Слово Божие» (Откр.19:13). При описании своего видения Иоанн пользуется языком, присущим благородным воинам. Великолепие такого войска придает славу Тому, Кто возглавляет его. Псалмопевец обращается к воинствам небесным как к «крепким силою, исполняющим слово Его, повинуясь гласу слова Его» (Пс.102:20), и в том же отрывке просто как к ангелам и «воинству» (Пс.102:20–21). Таким образом воинство небесное предстает величественным символом Божьей славы.

Преклонение и служение. Одна из обязанностей этих воинов заключается в поклонении Богу и прославлении Его. Как в случае принесения средневековой присяги, когда коленопреклоненный вассал вкладывал свои руки в руки господина, так и воины на небе предстают пред Всевышним в поклонении. Именно во время собрания ангелов пред Богом к Нему обратился сатана по поводу Иова (Иов.1–2). Неемия возносит хвалу Богу, напоминая, что «небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем.9:6). Исаия видит ангелов, которые непрестанно взывают друг к другу, говоря: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» (Ис.6:3). В Откровении Иоанна тоже показано большое собрание ангелов, прославляющих Бога аналогичным образом (Откр.7:11). Своим смиренным присутствием и непрестанным поклонением небесное воинство возвеличивает славу, окружающую Божий престол.

Благодаря смирению этих сильных и благородных существ пред Богом на них возлагается поручение по донесению Божьих посланий до людей. Один из двух поклонявшихся серафимов коснулся Исаии горящим углем, и только после этого Сам Бог заговорил с ним (Ис.6:1–8). Иисус Навин встретился с представителем небесного воинства, назвавшим себя «вождем воинства Господня» (Нав.5:14). Иоанн рассказывает о видении ангелов, державших четыре угла земли, и одного, у которого была печать Бога (Откр.7:1–2). Все они и многие другие передают послания Бога. Псалмопевец обращается к ним как к «служителям Его, исполняющим волю Его» (Пс.102:21). Воплощение было возвещено пастухам появлением на земле многочисленного воинства небесного, присоединившегося к Гавриилу, чтобы прославить Бога и передать людям Божье послание о надежде (Лк.2:13–14).

Воины. Помимо передачи посланий, воинство небесное осуществляет Божий суд, участвуя в сражениях. В одном из эпизодов Бог попросил добровольца из числа воинства небесного, и предложение принял один из духов (3Цар.22:19–23). Представление о небесном воинстве, или о воинстве Бога, в метафорическом смысле распространяется и на некоторые человеческие дела. Израильтяне получили указание выйти из Египта «по воинствам их» (Исх.6:26 {«по ополчениям»}). Бог назвал их Своим воинством, и Его воля была исполнена (Исх.7:4; 12:51; Чис. 33:1). Исаия показывает, как Бог создает воинство из идолопоклоннического народа для наказания Израиля (Ис.13). Небесное воинство сражается за Господа, но для исполнения Своих целей Он использует и человеческие войска.

Короче говоря, все небесные воины сотворены Богом и служат Ему. Все стоящие вокруг Его престола изображаются Его поклонниками, посланниками и воинами.

См. также: АНГЕЛЫ; ВОЙСКО, ВОИНСТВО; ЗВЕЗДЫ; КОСМОЛОГИЯ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle