Библиотеке требуются волонтёры
Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Блюдо, сосуд

(Bowl)

Блюдо представляет собой вместилище, обычно округлой формы, предназначенное для жидких или твердых продуктов. Это слово часто используется в связи с кулинарией, но не только. Оно ассоциируется с такими вместилищами, как кувшин, чаша, миска или таз. Вместе с тем, хотя между всеми этими сосудами есть определенное сходство, обычная чаша отличается от кувшина по форме, а от таза по размерам.

О блюдах в Библии часто упоминается в буквальном смысле, но нередко это слово приобретает символический подтекст. Например, блюдо в виде чаши может символизировать полноту и завершенность. В Зах.9:14–17 пророк описывает появление Небесного Воителя, принесшего избавление от врагов. Народ Божий метафорически сравнивается с полными «жертвенными чашами», используемыми для окропления углов жертвенника (Зах.9:15; см. Чис.7:13, 19, где показано использование блюд в храмовой службе).

Символическое значение блюдо или сосуд имеют не только в силу своей роли вместилища, но и учитывая характер того, что в них содержится. Показательный пример мы видим в Откр.16, где семь ангелов с «семью чашами гнева Божия» (Откр.16:1) изливают содержимое чаш на землю для наказания ее жителей.

Символическое значение блюдо может иметь и по своему использованию. В Ветхом Завете, например, блюда играли важную роль в богослужениях Израиля и были тесно связаны со святилищем (Исх.24:6; 25:29; 27:3; 37:16; 38:3). Таким образом блюда, которые наверняка использовались и по прямому назначению, в силу своей ассоциативной связи со святым местом, несли также дополнительный смысл присутствия Божьего и Его святости.

Кроме того, в Мф.5:15 (Мк.4:21; Лк.11:33) Иисус учил Своих последователей, что они должны быть светом миру и что им нельзя пренебрегать своими обязанностями, ставя свет под сосудом. В образе необычного расположения сосуда над Светильником демонстрируется нелепость сокрытия «добрых дел и прославления Отца» (Мф.5:16). В другом евангельском рассказе (Мф.26:23) Иуда и Иисус пользовались за трапезой одним блюдом. Это затем указало на предателя Иисуса. Ирония заключается в том, что общее блюдо за трапезой служило символом близости и доверия. Предателем Иисуса стал близкий Ему человек.

Образ сосуда появляется также в конце Книги Екклесиаста в известном описании старости и приближающейся смерти. Свой рассказ Екклесиаст завершает показом разрушающейся и становящейся ненужной домашней утвари. Среди прочих предметов мы видим «кувшин» (Ек.12:6). Жизнь подобна драгоценному и полезному предмету, который в конце концов становится ненужным.

См. также: ЧАША.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle