Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Ниневия

(Nineveh)

Как и подобает городу, ведущему происхождение от Нимрода, который был «силен на земле» (Быт.10:8–11), Ниневия стала столицей могущественной империи Ассирии и славилась как «город великий» (ср. Иона 1:2). Этот яркий эпитет связывался, в частности, с фактом, что Ассирия была известна своими жестокостями на войне.

В Книге Ионы явно прослеживается игра на этом образе «величия». В начальных сценах подчеркиваются физические размеры и известность: Ниневия – легендарный город, логово злодеяний, протяженностью в три дня ходьбы (Иона 1:2; 3:2–3). Но по ходу рассказа величие Ниневии начинает выражаться, скорее, в ее народе, который вызывает Божье сострадание (Иона 4:11) и откликается потрясающим обращением «от большого из них до малого» (Иона 3:3, 5). Такая готовность к покаянию со временем не забывается в Библии (Мф.12:41).

В книгах Наума и Софонии тоже отмечается величие Ниневии, но на этот раз оно связывается с гордостью перед падением. Ниневия становится объектом Божьего гнева, и этот объект истребляется так же легко, как огонь пожирает терновник или сухую солому (Наум.1:10). Ниневия была когда-то состоятельной наподобие Но-Аммона (Наум.3:8–10), но теперь подвергается унижению наготы и плена (Наум.3:7), ее соблазнительные чары блудодейки пожинают плоды позора и бесчестья, сопровождающие разоблачение (Наум.3:4–7). Она была когда-то логовом львов, надежным пристанищем, где добычей могли пользоваться все, кто там жил, теперь же она привлекла внимание божественного Охотника, Которому невозможно противостоять (Наум.2:11–13), и превратилась в развалины, в которых обитают другие, менее страшные дикие звери (Соф.2:14–15). Она когда-то находилась в безопасности, как и Но-Аммон, под прикрытием окружавших ее вод, теперь же она погружается в воды суда (Наум.2:6) и становится прудом с разрушенными стенами, которые не могут сдержать изливающуюся воду (беглецы, пытающиеся ускользнуть, Наум.2:8). Ее крепости подобны смоковнице со спелыми плодами, но спелость служит образом не обильного благословения, а неизбежного суда, как и нашествия саранчи (Наум.3:12,15), и это делает город местом не плодородия, а запустения, местом сухим, как пустыня (Соф.2:13). Ее жители, столь же многочисленные, как туча саранчи, теперь испытывают на себе Божий гнев, а не сострадание; они эфемерны и внезапно исчезают, когда восходит солнце (Наум.3:15–17). Они подобны стаду без пастырей, которые могли бы вести или защитить их (Наум.3:18). Эти образы во многих отношениях аналогичны тем, которые в Библии связываются с другими падшими городами (напр., Вавилон, Ис.47; Иерусалим, Плч.1–5).

Иисус упоминает о покаянии ниневинян в Мф.12:38–42 (пар. Лк.11:29–32). Ниневиняне покаялись, когда Иона возвестил им о грядущем суде, хотя его собственное поколение игнорировало его предупреждение.

См. также: ГОРОД; ИОНА, ПРОРОК; КНИГА ПРОРОКА ИОНЫ; КНИГА ПРОРОКА НАУМА; КНИГА ПРОРОКА СОФОНИИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle