Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Основа, основание, фундамент

(Foundation)

Еврейский глагол yasad («установить», «основать», «укрепить») со своими производными и его новозаветные эквиваленты соотносятся с основанием или строительством городов и зданий, особенно храмов, согласно установленным планам. Соблюдение планов, известных из откровения и предания, вело к результатам, служившим наглядной иллюстрацией надежности благочестия и опасностей нечестия. Как и можно было бы ожидать, в первую очередь здесь имелись в виду основания строений, такие как камни фундамента зданий или городских стен (Ис.54:11–12; Деян.16:26; Откр.21:14). Кроме того, автор Послания к евреям ссылается на основополагающие начатки учения как на фундамент духовной зрелости (Евр.6:1, themelios) и на мужское семя как на основание заветной семьи (Евр.11:11, katabole), а Павел пишет об изначальной группе обращенных как об основании служения (Рим.15:20; 1Кор.3:10–16). Прочность библейских зданий и городов зависела от их оснований, которые символически связывались с поведением народа. Дома и стены могли производить впечатление своей окраской, но без глубокого основания они были непрочными и ненадежными. В ходе суда «попаление [раскрытие] оснований» означало полное разрушение (Втор.32:22; Пс.17:16; Иез.13:14; Лк.6:49).

В буквальном смысле образ привлекает внимание к сооружению храмов и городов (напр., 3Цар.16:24). Храм Соломона был построен на больших и тщательно отделанных камнях (3Цар.5:17; 6:37; 7:10). Закладка храма после плена отмечалась как проявление непрестанной любви Господа к Израилю (Езд.3:6–12; 1Пар.16:34; Зах.4:9; 8:9) и послужила поводом для пророческого увещевания задуматься над этической стороной этого события (Агг.2:15–19). Духовное значение основания храма или города показано на отрицательном примере Иерихона, на который, ввиду жертвоприношений детей, Иисус Навин наложил проклятие, исполнившееся при царствовании Ахава (3Цар.16:34).

Переносный смысл образа основания выражается в архитектурной метафоре, в которой Бог показан Творцом земли (см. КОСМОЛОГИЯ) и Строителем обетованного города и Своей семьи (народа). Прямой и переносный смыслы соединяются в отрывках, где Бог изображается Строителем Сиона и его храма, в котором Его народ найдет убежище (Ис.14:32; 44:28). В метафорическом значении основной строитель всегда божественный, а не человеческий – «строение» возводится по Божьему плану или постановлению и воплощается как творение, дом Бога или людей. Небо и земля принадлежат Господу, поскольку Он основал их и полновластно управляет ими в соответствии со Своим извечным планом (Пс.23:2; 77:69; 88:12; 101:26; 103:5; Притч.3:19; Ис.48:13; 51:13, 16). История разворачивается для достижения Божьих целей творения, поэтому постепенно раскрываются истины, которые были сокрыты со дня основания (сотворения) мира (Пс.77:2; Мф.13:35).

На древнем Ближнем Востоке считалось, что в храмах высших божеств отражается весь мир в миниатюре. Божество поддерживало жизнь через храм, расположенный в центре (см. СЕРЕДИНА, ЦЕНТР) города, который, в свою очередь, располагался в «центре» земли. Определенный храм или город рассматривался как пуп (omphalos) земли. Но по сути таким правом обладал только Яхве в Своем храме на Сионе благодаря совершенному Им творению (Пс.47; Иез.5:5). Жизнь и безопасность можно было обрести только в Его слове и в Его городе, поэтому у Божьего народа была твердая надежда, основанная на Его верных обетованиях. Они могли жить в шатрах, как Авраам, но верой «ожидали города, имеющего основание [в отличие от нечестивых вариантов], которого художник и строитель Бог» (Евр.11:10; Откр.21:14, 19). Такая вера в Божье слово была столь же надежным основанием, как строительство дома (жизни) на камне (Лк.6:46–49), и служила доказательством избрания Богом верующих во Христа от основания (создания) мира (Мф.25:34; Еф.1:4; 2Тим.2:19; Евр.6:1). Понятия планирования, проведения определенного курса и принятия решений как основы происходивших событий и установления взаимоотношений относились также к земным правителям, выступавшим против Господа и Его помазанного царя (Пс.2:2; 30:14) и определявшим линию поведения своих народов (1Пар.9:22; Есф.1:8; 8–9).

Наиболее полное выражение архитектурной метафоре придали Петр и Павел. В 1Пет.2:6 приведены слова из Ис.28:16, в которых обличалась гордость пьяных ефремлян (Ис.28:1) и хулителей в Иерусалиме (Ис.28:14), похвалявшихся союзами, заключенными с лжебогами для защиты от ассирийской угрозы. Бог заложил на Сионе, месте Своего пребывания, драгоценный испытанный краеугольный камень как надежное основание для верующих (ср. Пс.47:9). Этим камнем, говорит Петр, стал теперь Иисус Христос (новозаветный текст согласуется со сделанным в LXX мессианским уточнением «в Него»), единородный Сын единственного живого Бога (Мф.16:16), распятый людьми, но избранный Отцом и драгоценный для Него и для верующих (ср. Ин.17:5, 24; 1Пет.1:19–20; Откр.13:8). По словам Петра, верующие представляют собой живые камни, созидающие духовный дом (новый храм) и приносящие достойные жертвы в соответствии с исторически обоснованными верой и надеждой. Краеугольный камень (themelios) функционально служит основанием здания и определяет его назначение, дабы Божий план творения и искупления опирался на служение Христа. Петр цитирует также Пс.117:22 и заявляет, что Божий краеугольный камень основания, отвергнутый неверующими, стал главой угла общего целого, оправдывающего верующих и осуждающего неверующих в соответствии с Божьим промыслом (приведены также слова из Ис.8:14). Иными словами, Иисус есть одновременно основание Божьего святого города и исполнитель чертежа, составленного для его строительства, обеспечивающий безопасность верующих согласно Божьему плану.

В Рим.9:32–33 Павел соединяет Ис.8:14 и Ис.28:16, чтобы подчеркнуть недостаток веры Израиля. В Еф.2:20–21 приветствуется вхождение верующих в Божий дом, созидаемый на краеугольном камне Христа и на основании апостолов и пророков (см. также Мф.16:18). Персонифицированный храм строится на Христе и в Нем, чтобы стать местом обитания Святого Духа.

В заключение можно сказать, что Божий план творения служит основанием неба и земли, народа, Сиона и его храма, которые находят выражение во Христе, осуществляющем план через избранных верующих. Новое творение и святой город в Откр.21 подтверждают надежность, которую вера, надежда и любовь обеспечивают в Божьей семье (1Тим.6:17–19). Любые альтернативы этой истины – дома, «которых основание прах» (Иов.4:9).

См. также: ГОРОД; КАМЕНЬ; КОСМОЛОГИЯ; КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ; СИОН; СКАЛА; СОЗИДАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО; ХРАМ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle