Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Пляски, танцы

(Dancing)

Пляски по своей сути всегда символичны. Они сопровождаются смехом, весельем, хороводами, кружениями, беготней и прыжками. Это живой круговорот, в котором ритмические художественные телодвижения служат выражением чувств и мыслей.

В Библии еврейское слово, обозначающее танцы, имеет и другие значения, например, боли при родах (Мих.4:9; Ис.21:3; см. РОЖДЕНИЕ), гибель в бою воина (Иез.30:4), прыжки животных от страха или радости (Пс.28:6; Ис.13:21) или насмешки (Иов.30:1).

Символ прославления. Танцы служат, в первую очередь, физическим и визуальным средством вознесения хвалы, прославления и благодарения Бога. В Библии они часто сопровождаются пением и музыкой. В прославлении Бога телодвижения сочетаются со звуками человеческого голоса и инструментов. Пляски – один из способов благодарения и исповедания Бога. Псалмопевец призывает хвалить Бога «с тимпаном и ликами... Все дышащее да хвалит Господа!» (Пс.150:4, 6; 149:3).

Пляски и музыка связаны с Пророчеством. Пророчица Мариамь призывала женщин своего времени танцами благодарить Бога за предоставление победы над египтянами (Исх.15:20–21). Это происходило в атмосфере празднования победы, когда женщины встречали возвращавшихся воинов. Этот образ помогает также правильно понять стих Ис.52:7, который следовало бы перевести следующим образом: «Как прекрасны... ноги танцующей женщины [причастие женского рода в еврейском оригинале; курсив наш], возвещающей мир». Плясками прославляли Божью победу на поле битвы и человеческие «орудия», которые использовал Бог (Суд.11:34; 1Цар.18:6–7; 21:11; 29:5; см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ). Встречавшие Саула пророки тоже плясали и играли на музыкальных инструментах (1Цар.10:5).

В Библии пляски всегда символизируют радость в противоположность скорби: «И Ты обратил сетование мое в пляску, снял с меня вретище и препоясал меня веселием» (Пс.29:12 {«ликование»}; ср. Плч.5:15; Ек.3:4).

Когда Давид и израильтяне с плясками, пением и игрой на инструментах несли ковчег завета в Иерусалим, о безудержном танце Давида пред Богом говорится, что он скакал изо всей силы. С одной стороны, прославление Бога важнее занимаемого положения, классовых и имущественных различий (2Цар.6:14–21). С другой стороны, восторженное поклонение Богу не может быть важнее послушания (2Цар.6:5–7; 1Пар.15:2).

Как и в случае с другими видами искусства, танцы не ограничиваются религиозной сферой. В древности они были неотъемлемой частью повседневной жизни. Молодые девицы танцевали в виноградниках, играя на тимпанах (Суд.21:21; Иер.31:4, 13). Танец Суламиты был столь же прекрасным, как хоровод Манаимский (Песн.7:1). Когда блудный сын покаялся, отец устроил пир с пением и плясками (Лк.15:23–25).

Будучи частью повседневной жизни Древнего мира, танцы находили выражение и в нечестивых делах. Дочь Иродиады так хорошо сплясала перед гостями, что добилась у неуступчивого Ирода головы Иоанна Крестителя (Мф.14:6–7; Мк.6:22). Амаликитяне ели, пили и плясали по случаю победы над филистимлянами (1Цар.30:16). Сбитые с толку израильтяне начали плясать перед рукотворным тельцом, полагая, что своими успехами они обязаны ему, а не живому Богу (Исх.32:4, 19; 3Цар.18:26).

Символ свободы и равенства. Краткий, но глубоко метафорический рассказ с использованием образа танца встречается в Новом Завете. Свое служение, связанное с едой и питьем, Иисус изображает как призыв к пляскам: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали» (Мф.11:17; Лк.7:32). Пляски здесь символизируют радость жизни, свободу пользоваться материальными дарами Бога и общаться со всеми людьми, в том числе с грешниками (Лк.7:34). Как Иисуса обвиняли в том, что Он «любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам», так и Мелхола «уничижила» Давида в сердце своем, увидев его скачущим и пляшущим, как «какой-нибудь пустой человек» (2Цар.6:16, 20).

Танец в Библии символизирует прославление, свободу и равенство. Удачное выражение его значения мы видим в персонификации мудрости, необходимом качестве артистов и художников (Исх.28:3; 31:3, 6; 35:10). Мудрость сама пляшет, занимается спортом, веселится. Когда Бог создавал мир, мудрость была при Нем художницей и каждый день танцевала пред Его лицом (Притч.8:30). Бог творил мир с радостью, которую испытывают при танце, и мы должны отвечать на это таким же радостным танцем.

См. также: МУЗЫКА.

Библиография:

J. Eaton, The Psalms Come Alive: Capturing the Voice and Art of Israels Songs (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1986) 102–115;

W.O. E. Oesterly, The Sacred Dance: A Study in Comparative Folklore (Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1923).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle