Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Полнота

(Fill, fullness)

В самом позитивном смысле библейский образ полноты служит выражением образа наивысшего изобилия – максимальной степени насыщения, которую только можно себе представить. В этом положительном смысле полнота связана с идеалом или целью, к которым стремится или которых страстно желает человеческий дух. В ней подразумевается отсутствие недостатка и соответствие определенному образцу. Но могут быть и негативные проявления, превращающие идеал в видение ужаса и божественного суда.

Полнота как избыток. Применительно к жизненному циклу человека идеал заключается в том, чтобы умереть «старым и насыщенным жизнью» (Быт.25:8; 35:29; Иов.42:17), когда достигнута наибольшая вероятная продолжительность жизни. То же самое относится и к природе; так, например, годы изобилия во сне фараона изображаются в виде семи колосьев «тучных и полных» (Быт.41:7). Что касается семьи, счастливым считается человек, который «наполнил колчан свой» стрелами, то есть детьми (Пс.126:5). В аграрном обществе показателем избытка служили житницы, которые «полны, обильны всяким хлебом» (Пс.143:13). На земле с частыми засухами идеалом был «поток... полный воды» (Пс.64:10). Все эти положительные значения полноты соединяются в Книге Руфь, где образ полноты противопоставляется теме пустоты на уровне отдельного человека, семьи, общества и природы (Rauber).

У физического качества полноты может быть и этическая сторона, выражающаяся в честности. Бог требовал, чтобы у Его народа была «полная и правильная» мера (Втор.25:15 {«точная и правильная»}). Бог хотел, чтобы в «дом хранилища» приносились «полные десятины» (Мал.3:10 {«все десятины»}). Человек, совершивший кражу, должен был возмещать сполна (Лев.6:5).

Духовная полнота. В Писании полнота имеет и духовное значение. Она выражается в делах и личности Бога. Божья слава наполняет землю (Пс.71:19; Иер.23:24; Ис.6:3; Иез.43:5). То же самое относится к Его любви (Пс.118:64 {«милости»}). Бог полон «милосердия» (Пс.114:5) и «сострадания» (Иак.5:11).

Божественная полнота неоднократно связывается с Иисусом, в образе Которого она часто дополняется мотивом исполнения. «Единородный от Отца» Христос «полон благодати и истины» (Ин.1:14). Через Иисуса Отец продемонстрировал сущим в мире, что Он «до конца возлюбил их» (Ин.13:1). Иисус пришел для того, чтобы люди «имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10). Павел развивает тему о Божьей славе, наполняющей землю (Пс.71:19; Ис.6:3; Иер.23:24; Иез.43:5), и о желании Бога пребывать на Сионе (Пс.131:13–14), говоря о Христе, что «благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Кол.1:19) и что в Нем «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). Кроме того, в истории спасения Иисус явился, «когда пришла полнота времени» (Гал.4:4).

В Новом Завете полнота представлена также важной темой, связанной с действием Святого Духа. Во время событий, предшествовавших рождеству, Иоанн Креститель, Елисавета и Захария «исполнились» Святого Духа (Лк.1:15, 41, 67). В Книге Деяний о том, что отдельные люди и целые группы «исполнились» Святого Духа, упоминается не менее восьми раз. В Еф.5:18–20 верующие призываются «исполняться Духом». Во всех этих местах в данном образе подразумевается наделение силой Святого Духа до необычайной степени и получение этой силы из внешнего источника.

Идеал духовной полноты соотносится как с отдельными верующими, так и со всей церковью. На совместном уровне Царство Божье будет установлено, когда «войдет полное число язычников» (Рим.11:25). В том же духе Иисус сказал: «Из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» (Ин.18:9), – подразумевая, что идеалом служит полное тело искупленных, в котором нет недостающих. Будучи Телом Христовым, Церковь представляет собой «полноту Наполняющего все во всем» (Еф.1:23).

Духовная полнота и завершенность показывается также как личная цель человека. Новозаветный идеал христианина – «исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:19), «иметь полноту в Нем [во Христе]» (Кол.2:10), просить Бога «исполниться познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» (Кол.1:9), «облечься во всеоружие Божие» (Еф.6:11), быть полностью готовым «ко всякому доброму делу» (2Тим.3:17).

Тема полноты в двояком смысле избытка и завершенности занимает важное место в видениях грядущего тысячелетнего царства. В тот день «земля будет наполнена ведением Господа» (Ис.11:9; Авв. 2:14). Это будет время, когда «наполнятся гумна хлебом» и когда «до сытости будете есть и насыщаться» (Иоил.2:24, 26). Наконец: «Улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его» (Зах.8:5).

Следовательно, в самом позитивном смысле библейский образ полноты представляет собой развернутое видение того, к чему человеческий дух должен стремиться. Обзор мест, приведенных в симфонии, показывает, что полнота связывается со здоровьем, насыщением, зрелостью, благословением, богатством, справедливостью, светом, мудростью, серебром и золотом, временем, ценностью и возмещением.

Полнота как негативный образ. Полным может быть не только добро, но также зло и суд. Дойдя до Быт.6:11, читаем, что «земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями», так что Бог «воскорбел в сердце Своем» (Быт.6:6). Впоследствии «мера беззаконий» ханаанских аморреев «наполнилась» (Быт.15:16) до такой степени, что Бог совершил над ними суд посредством завоевания земли Израилем. Но события могли принять иной поворот: так, Павел писал об иудеях, которые «наполняют меру грехов своих» и на которых надвигается гнев Божий (1Фес.2:16).

Общество, в котором царит насилие, «полно крови» (Ис.1:15), «наполнено кровавыми злодеяниями и... насилием» (Иез.7:23). Нравственно извращенное общество изображается как «земля нечистая», оскверненная «нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили ее от края до края» (Езд.9:11). В том же духе пророческие видения будущего иногда выглядят сюрреалистическими картинами ужаса, в которых «домы наполнены филинами» (Ис.13:21; см. ЖИВОТНЫЕ), воды «наполнились кровью» (Ис.15:9), а «все столы наполнены отвратительною блевотиною» (Ис.28:8).

Общество, наполненное злодеяниями, становится объектом неограниченного Божьего суда. Мы видим места, в которых говорится о «всей ярости» Бога (Пс.77:38), о пророке, «преисполненном яростью Господнею» (Иер.6:11) и о полной чаше Божьего гнева (Откр.14:10).

Как и в случае с позитивными образами полноты, анализ мест, указанных в симфонии, раскрывает, каким ужасным может быть зло во всей своей полноте. В Библии отрицательный образ полноты связывается с позором, бедностью, обманом, мздоимством, тщеславием, злом, виной, местью, лицемерием, тьмой, кровавыми руками, зловредным языком и похотью очей. Полнота связывается также с городом, полным идолов, и с землей, наполненной прелюбодеями, кровью, насилием и несправедливостью.

См. также: ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ; ЦЕЛОСТНОСТЬ, ПОЛНОТА.

Библиография:

D.H.Rauber, «Literary Values in the Book of Ruth», JBL 89 (1970) 27–37.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle