Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Послание к ефесянам

(Ephesians, letter to the)

В Еф.1 богатство Божьей благодати во Христе показано почти в литургическом обрамлении. Предположение, что это послание носило характер как бы циркулярного письма, которое должно было читаться во многих церквах, основывается на отсутствии в нем личных приветствий, столь характерных для посланий Павла. В Ефесянам использовано множество образов, относящихся как к космическому или небесному измерению, так и к земному или человеческому. Но главное место в послании занимает тема единства и примирения всего сущего во Христе.

Космическое измерение. В Ефесянам показана масштабная панорама Божьих искупительных дел в Иисусе Христе. В этом послании содержатся образы, относящиеся к широчайшим категориям времени и пространства. Скромные и ведущие борьбу за существование христианские общины в Малой Азии изображаются участниками потрясающих по вселенскому размаху и непреодолимых по своей природе искупительных событий.

Величие Христа рисуется, в основном, в образах небесного владычества. Бог воскресил Христа из мертвых и посадил одесную Себя «на небесах» (Еф.1:20). Образ Христа, сидящего «одесную», то есть на месте царской власти и царского достоинства, перекликается с Пс.109:1, где говорится о царской особе, которая сядет одесную Бога и чьи враги будут положены в подножие ног царя. Это образ превознесенного Царя, одержавшего полную победу над вражескими силами. Образ царя и военной победы получает в Ефесянам дальнейшее развитие в словах, что Бог «все покорил под ноги Его» (Еф.1:22), и хотя образы подножия ног и «всего под ногами» почти синонимичны, в данном случае использован другой ветхозаветный текст. Речь идет о Пс.8:7, где человек увенчивается «славою и бестию» владычества над Божьим творением, выражающегося в том, что Бог «все положил под ноги его». Христос стал исполнением царственного предназначения Израиля и владычества над творением Адама. Он обладает верховной властью над новым творением, созданным Божьей искупительной силой. Но «все», положенное под ноги Христа, – это не земные животные, а своенравные духовные существа, показанные как «начальства и власти, и силы и господства, и всякое имя, именуемое» (Еф.1:21). Христос изображается Победителем, вселенским Воином-царем и небесным «Адамом». Знаменуя Собой кульминационный пункт библейской драмы, в которой Израиль не сумел выступить в роли нового Адама среди заблудших народов во главе с царем, несущим венец Адамова идеала, Христос исполнил искупительную роль Израиля и царствует над всем. Он есть Господь всего, вселенский Примиритель.

Фигура Христа как Господа мироздания потрясающа по своей необъятности. «Все» на небе и на земле «соединилось» в Нем (anakephalaiod, Еф.1:10). Если говорить более конкретно, Бог «поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф.1:22). Новое Божье искупленное сообщество служило мощным стимулом для христианских общин, находившихся в ненадежном положении в нескольких городах северо-восточного Средиземноморья. Греческий текст Еф.1:22 выглядит достаточно двусмысленным, но, возможно, он дополняет предшествующий образ главенства: Церковь есть «Полнота» Христа, концентрированное выражение верховной власти Христа, наполняющего «все во всем», или, перефразируя, «наполняющего вселенную Своей верховной властью». В этих образах небесного владычества и вселенского «наполнения» выражается тонкая грань между имманентностью и трансцендентностью Христа. Господь вселенной и Примиритель всего есть также Господь Церкви.

Образ Христа, возведенного на небесный престол, показывает, что конфликты и победы остались позади. Покоренные противники, вселенские власти и господства, положены «под ноги Его». Земные события – крест, смерть (Еф.1:20; 2:16) и воскресение (Еф.1:20; 2:6) – отошли на задний план, и центр внимания переместился на превознесение и возведение на престол. В Еф.4:8–10 предшествующие сцены драмы изображаются с помощью образов, заимствованных из Пс.67:19: Христос показывается могучим воином, который «восшел на высоту», «пленил плен» и дал дары человекам (образ «принятия даров» в Пс.67:19 изменен на противоположный). В Пс.67 Бог выступает Воином, Который на вооруженных колесницах движется от Синая и величественно поднимается на храмовую гору Сион в Свой царский дворец. Теперь эта картина поворачивается и помещается в вертикальную плоскость неба и земли с Христом, триумфально восходящим на небесную храмовую «гору». Кроме того, картина поясняется следующим образом: «А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф.4:9–10). Здесь под «преисподними местами земли» не имеется в виду «ад» (как в 1Пет.3:19), слово «земли» просто поясняет, что подразумевается под «преисподними местами» («преисподние места» означают «землю»). Речь идет о двухъярусном мироздании, в котором Христос при воплощении спустился на землю, а затем восшел «превыше всех небес», чтобы занять Свой небесный престол. Смысл этого краткого отрывка сводится к тому, что восшедший Христос дал дары для снаряжения Церкви, «тела Христова» (Еф.4:12), и предоставления ей возможности для роста и процветания. Он распределил Свои трофеи; добычу, полученную в результате победы, Он разделил «с сильными» (Ис.53:12).

«Небесная сфера» или «небеса» – характерный образ послания, хотя он и согласуется с еврейской космологией того периода. Он служит обозначением как верхних этажей вселенной, так и сферы пребывания духовных существ и божественной трансцендентности. Будучи частью мироздания, «небеса» обладают чертами нынешнего злого века и века грядущего. Так, мы читаем о «начальствах и властях» на небесах (Еф.3:10; 6:12) под управлением «князя, господствующего в воздухе» (Еф.2:2), и о верующих, некогда «мертвых» и живших по обычаю этого мира (Еф.2:1–2), но теперь севших «на небесах» со Христом (Еф.2:6).

Престол Бога и Христа считается, по-видимому, расположенным на самом верху неба. Верующие ефесяне, хотя и живут на земле западной Малой Азии, в то же время уже «посажены» на небесах и занимают трансцендентное положение со Христом, «восшедшим превыше всех небес» (Еф.4:10). Это яркий образ, выражающий, вероятно, литургическое видение, в котором молящиеся присоединяются к небесным голосам хвалы и получают небесные благословения (Еф.1:3). Это параллельный и духовный мир. Нам предлагается представить себе иерархически устроенную небесную сферу, в которой есть свои тайны, в том числе «отечества» сотворенных существ (по-видимому, добрые и злые ангелы), как будто бы аналогичные существующим на земле (Еф.3:15). Но эта сфера внушает также страх, поскольку в ней обитают злобные остатки разбитых сил зла, космические силы «тьмы века сего», «духи злобы поднебесные», нападающие на церковь (Еф.6:12).

Земное измерение. В Еф.2:11–22 та же картина показана в более горизонтальной плоскости, здесь говорится о человеческом состоянии до и после совершения Христом Его служения и подчеркивается Его деятельность по примирению с созданием нового человеческого сообщества из ранее разрозненных народов. Весь этот отрывок можно рассматривать как рассказ с использованием ярких образов из истории Израиля.

Адресаты послания показаны с точки зрения человека, принадлежащего к историческому Израилю и обращающегося к народу, который понимает, какое необычайное благословение он получил благодаря включению во вновь созданный Божий народ. В глазах израильтян человечество разделялось на две группы: Израиль и язычники, избранный Божий народ и остальные народы, истинное человечество и грубые звероподобные империи из видения Даниила (Дан.7). Статус израильтянина, предопределенный рождением, скреплялся обрезанием, ритуальным удалением крайней плоти у мужчин.

Здесь мы видим серию образов, в которых выражается мысль об отчуждении. Те, кто гордо называл себя «обрезанными» (peritome), презрительно относились к язычникам как к «необрезанным» (akrobystia, Еф.2:11). Они (язычники) были «без Христа» (здесь и далее курсив наш), то есть находились вне избранного народа, к которому принадлежал Мессия, истинный Царь и Избавитель Израиля. Они были «отчуждены от общества Израильского», как бедные родственники, с вожделением смотревшие на привилегированный народ, живший на своей славной земле. Они были «чужды заветов обетования» (см. ПРИШЕЛЕЦ, ЧУЖЕЗЕМЕЦ, СТРАННИК), поскольку не принимали участия в серии исторических договоров с Богом, обещавшим истинному человечеству благословения, справедливо устроенное общество, восстановление творения и неизменное и славное присутствие единого Бога. Они «не имели надежды и были безбожники (atheioi) в мире», то есть были людьми, отделенными от Творца и Бога завета, безучастными скитальцами на земле без какого бы то ни было достойного будущего. С крепостных стен Сиона они казались «далекими» (Еф.2:13), маячившими за горизонтом. В этих образах рисуется картина безоговорочного отчуждения одних и привилегированного положения других, четко выраженного различия между своими и чужими.

Кульминацией разделения служит образ «преграды» (mesotoichon), символизирующей «вражду» между двумя частями человечества (Еф.2:14), еще более усиливавшуюся «законом заповедей» (Еф.2:15). Мы можем представить себе храм Ирода со стеной, отделявшей двор язычников от внутренних дворов Израиля. Стена в храме символизировала иудейское видение мира и населявших его народов, в котором закон служил «непреодолимой преградой и железной стеной» между Израилем и другими народами (Послание Аристея 139).

Но произошло неожиданное. Христос, Мессия Израиля, «разрушил» (см. РАЗРУШЕНИЕ) преграду, как будто взяв ее приступом, и «убил вражду», упразднив «закон заповедей» (Еф.2:14–16). Цель «устроения мира» и «примирения» двух групп была достигнута посредством смерти Христа. На это событие вскользь намекается в образах «Крови Христовой» (Еф.2:13) и Его «Плоти» (Еф.2:15). Разделение, вызывавшееся «плотским обрезанием, совершаемым руками» (Еф.2:11), было преодолено плотью Христа (ср. «обрезание Христово», Кол.2:11). Одержав эту победу, Христос «пришел» и «благовествовал мир» как «дальним» (язычникам, ср. Втор.20:10), так и «близким» (Израилю, ср. Ис.57:19). Как и в Ветхом Завете, образы Божьей победы сливаются с образами творения: победа Христа над «враждой» ведет к созданию «одного нового человека» (Еф.2:15) и «одного тела» (Еф.2:16). Иудеи и язычники соединяются в теле Христа, нового Адама, чтобы стать как бы «третьим родом», приспособленным для жизни в новом творении. Аналогом небесного примирения служит примирение между иудеями и язычниками.

Но затем метафора смещается: язычники – «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19). А «свои», то есть семья Бога, – это храм. Ближневосточные мифы о богах, боровшихся с силами хаоса и побеждавших их, следовали определенной схеме с поочередной сменой тем конфликтных отношений, победы, возвышения, строительства дома и прославления. Этот архетип в общих чертах можно видеть и в Ефесянам, где его существенные элементы проявляются именно в этом отрывке. Христос одержал победу, разрушив преграду враждебности между иудеями и язычниками (помимо вражды между Богом и человечеством), и начал строительство дома – Своей церкви. «Апостолы и пророки» ранней церкви служат основанием, а Сам Христос – «краеугольным камнем» (Еф.2:20). Строение органически возрастает в «святой храм» (Еф.2:21), состоящий из искупленного человечества, в «жилище Божие» (Еф.2:22, ср. с «полнотой», наполняющей «тело» в Еф.1:23). Иерусалимский храм, главный символ пребывания Бога в «теле» Израиля, метафорически берется штурмом, разрушается и заменяется этим новым храмом, возведенным из освященных «строительных блоков» иудеев и язычников. Образ «доступа» (prosagoge, Еф.2:18; 3:12) к Богу тоже соответствует символике храма, ибо в греческом переводе Ветхого Завета это слово использовано в смысле приближения к Богу в святилище при жертвоприношениях (напр., LXX Лев. 1:3; 3:3; 4:14), а в греческой литературе оно означало право на получение аудиенции у царя. Павел пишет, что при приближении к Божьему престолу со своими прошениями он «преклоняет колена» (Еф.3:14).

Образы церкви. В Послании к ефесянам значительное число образов можно отнести к категории образов церкви. Мы уже отмечали образы «одного нового человека» (Еф.2:15–16) и сопутствующие образы «своих» и «святого храма» (Еф.2:19–22). Упоминалось и об образе церкви как «тела» Христова (Еф.1:23). В этой связи следует отметить, что здесь часто упускается из виду взаимосвязь между образами тела, получившими дальнейшее развитие в Еф.4–5, и темой Адама. Формулировки строятся на противопоставлении «ветхого Адама» и «нового Адама», ветхого человека и нового человека. Так, когда читатели наставляются «отложить» (apothesthai) прежний образ жизни «ветхого человека» (palaion anthropon) падшего и растленного похотями (Еф.4:22), и «облечься» в «нового человека» (kainon anthropon), отличающегося праведностью и святостью (Еф.4:24), тем самым показывается обобщенный образ старого и нового человечества. Верующие входят в сообщество нового Адама, «созданное по Богу» (Еф.4:24). С другой стороны, характеристики старого человечества перечислены в списке оскверняющих пороков, от которых следует отказаться, чтобы не потерять наследия Божьего Царства (Еф.4:25–32; 5:3–5).

Образ общего «тела Христова» (Еф.1:23; 2:16; 3:6; 4:4, 12, 16, 4:25; 5:23; 30) тесно связан с Адамовой символикой, ибо в мировоззрении Павла Христос есть новый Адам, подлинное воплощение Божьего образа. Тело Христово представляет собой органическую возрастающую реальность со Христом во главе (Еф.4:15). Можно сказать, что Павел выступает в роли как бы личного тренера по бодибилдингу с программой совершенствования и развития тела Христова (Еф.4:16, 29; 5:29). От «главы» все тело «составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:16).

Образ Христа как «главы» (Еф.1:22; 4:15; 5:23) ставит нас перед необходимостью правильного истолкования. Если в Ефесянам нам надо понимать «главу» как присоединенную к «телу» часть, то этот образ «тела», несомненно, отличается оттого, который показан в 1Кор.12, где члены являются составляющими тела Христова (1Кор.12:21), в том числе и головы (1Кор.12:16–17). В Ефесянам образ Христа как «главы» следует понимать не как часть образа «тела Христова», а как самостоятельный христологический (не экклесиологический) образ, в котором выражается полновластие Христа. В противном случае мы вынуждены будем представить себе тело без головы, ибо Христос есть «глава всего во всем» (Еф.1:22–23).

Взаимосвязь Христа с Церковью выражается также в метафоре Церкви как невесты Христа (ср. 2Кор.11:2). Любовь Христа к Церкви несопоставима с человеческими примерами любви мужа к жене: Христос «предал Себя за нее» на кресте (Еф.5:25), чтобы освятить Церковь для Себя как невесту. Образ очищения «банею водною» напоминает христианский обряд крещения и, косвенно, еврейский обычай омовения перед свадьбой. Образ омовения и, по существу, вся связанная с невестой символика, несомненно, в определенной степени заимствованы из Иез.16:8–12, где Иерусалим изображен брошенной новорожденной девочкой, которую спас и воспитал Бог, а когда она достигла брачного возраста, омыл ее водой и взял Себе в жены. В брачной церемонии (Еф.5:27) Церковь представлена Христу во всем великолепии – чистой девушкой, «не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна».

Образ церкви как «своих» Богу (Еф.2:19) уходит корнями в социальную реальность ранних христианских общин, когда люди часто собирались в семейной обстановке. В Еф.5:21–6:9 «семейный кодекс», хорошо знакомый в Древнем мире, используется применительно к христианам в виде наставлений, показывающих, каким должно быть подобающее поведение мужей и жен, родителей и детей, рабов и господ в новых семьях, образованных под главенством Христа.

В известном образном отрывке Божий народ как воинство Христово призывается быть готовым к духовной войне. Враг не имеет осязаемой «крови и плоти», но представляет собой великое множество неуловимых и враждебных духовных сил: «дьявол» или «лукавый», «начальства» и «власти», «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные». Против таких противников обычное оружие бесполезно; надо облечься «во всеоружие Божие» (см. Ис.59:17–18; ср. Прем. 5:17–20): в пояс истины, броню праведности, обувь готовности благовествовать мир, щит веры для угашения раскаленных стрел, шлем спасения и, наконец, взять меч духовный, который есть слово Божие (Еф.6:14–17). Церкви, как и Израилю, когда он пришел на землю обетованную, еще предстоят сражения. Ее духовные враги – хотя и потерпевшие сокрушительное поражение в битве на кресте – продолжают нападать на Церковь и оказывать сопротивление Божьему народу.

Тайна. Послание к ефесянам посвящает читателей в неземную «тайну» (mystirion, Еф.1:9; 3:3, 4, 9; 5:32; 6:19), показывает часть Божьего эсхатологического плана, составленного «прежде создания мира» (Еф.1:4), который раньше был скрыт, а теперь раскрылся во Христе. Эта тайна была возвещена Павлу через откровение (Еф.3:3) и открылась другим апостолам и пророкам (Еф.3:5), и в первых двух главах послания Павел показывает свое понимание этот тайны (Еф.3:4). Основной смысл тайны сводится к тому, что язычники стали сонаследниками, членами того же тела, сопричастниками обетования вместе с верующими израильтянами, идущими за Иисусом Христом (Еф.3:6). Но у тайны есть и «вертикальное» измерение: союз Христа с Церковью – это «великая тайна» (Еф.5:32). Тайна не была раскрыта небесным силам (ср. 1Кор.2:6–8), но теперь занавес поднят и она стала известной им. «Начальства и власти» наблюдают, к каким результатам приводят действия премудрости Бога Творца в истории церкви (Еф.3:9–10).

Сила. В Ефесянам показано множество образов сил и властей. В этом, по-видимому, выразилась реакция на религиозную обстановку в Ефесе и в других городах Малой Азии, где колдовство и злые духи представляли собой важный и устрашающий элемент народных верований. Представление о преобладающей там духовной атмосфере можно получить из различных наименований темных сил, используемых в Ефесянам: «силы» (Еф.1:21), «начальства» (Еф.1:21; 3:10; 6:12), «власти» (Еф.1:21; 3:10; 6:12), «господства» (Еф.1:21), «мироправители» (Еф.6:12), «князь, господствующий в воздухе» (Еф.2:2). В этих названиях выражается мысль о вселенной, населенной многочисленными злыми духами, у которых есть своя иерархия. Все эти названия должны были бы вызывать ужас в сердцах многих читателей. Но послание начинается с радостного утверждения, что Божья сила во Христе обеспечивает исполнение Его воли, производит искупление и дает благословения Его народу, несмотря на любое противодействие. Мысль о непреодолимости Божьей силы подчеркивается в Еф.1:19: «безмерно величие могущества Его... действие державной силы Его».

В наивысшей степени сила Бога проявилась, когда Он воскресил Христа из мертвых и посадил Его одесную Себя на небесах, пленив плен (Еф.4:8) и подчинив Своей верховной власти все силы (Еф.1:20–22). Читаем также, Божья сила проявилась в воздействии на Павла Божьей благодати (Еф.3:7) и что она укрепляет верующих Духом (Еф.3:16) и делает «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф.3:20). Наконец, перед лицом духовных врагов надо «укрепляться Господом и могуществом силы Его» (Еф.6:10). Та же самая Божья сила, позволившая Христу восторжествовать над врагами, действует в церкви и дает ей возможность твердо противостоять козням духовных сил. Божья сила выразилась в том, что Он «оживотворил» тех, кто были «мертвыми» в грехах, и посадил их на небесах со Христом (Еф.2:5–6), что Христос разрушил преграду, упразднив закон, убив вражду между иудеями и язычниками (Еф.2:14–16) и возведя новый храм (Еф.2:20–21). И именно она представляет собой «всеоружие Божие», боевые средства, которые церковь использует в борьбе с духовными силами (Еф.6:10–17).

Другие образы. Можно кратко остановиться и на других образах. Верующие не должны больше быть незрелыми «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения», обмана или хитрости (Еф.4:14). Здесь имеется в виду образ корабля, которым управляют неопытные моряки. Будучи неспособными придерживаться курса, они плывут по воле ветра и волн, увлекающих их и обрушивающихся на них (ср. Евр.13:9; Иак.1:6; Иуд.1:12–13). С другой стороны, положительный образ стабильности указывает на необходимость быть «укорененными и утвержденными в любви» (Еф.3:18).

В Ефесянам Павел называет себя «узником в Господе» (Еф.4:1) или «узником Иисуса Христа» (Еф.3:1; см. ТЕМНИЦА, ТЮРЬМА). Еще более выразительным выглядит образ исполнения им «посольства в узах» (Еф.6:20). В качестве официального представителя Небесного Господа Павел не получил дипломатического иммунитета. На верительных грамотах его дипломатической миссии стоит печать страданий. Поэтому даже сейчас властные структуры кесаря служат средством, с помощью которого посол Небесного Господа смело доносит Благую Весть о тайне примирения.

В посланиях Павла постоянно присутствует образ семьи. В первой половине Послания к ефесянам мы неоднократно видим картины, вызывающие в памяти образ отца, обладающего необычайным и неизмеримым богатством (Еф.1:7, 18; 2:7; 3:8, 16), обещанным его Усыновленным детям (Еф.1:5) и наследникам (Еф.3:6), которые однажды получат это наследие (Еф.1:14,18; ср. Еф.5:5).

В общей структуре послания выделяется яркий образ пробудившегося спящего, воскресшего из мертвых и озаренного утренним светом Христа, зарей нового творения (Еф.5:14). Возможно, это строка из раннего христианского гимна, связанного с крещением. Образ яркого света Христа сочетается с темой «славы» в контексте славословия в первой главе (Еф.1:6, 12, 14, 17, 18) и в молитвенном контексте третьей главы (Еф.3:13, 16, 21). В молитве, чтобы Бог «просветил очи сердца вашего» (Еф.1:18), кажущейся странной для современного западного слуха, имеется в виду просвещение сердца как органа восприятия практической мудрости и рассудительности, а не чувств. И вполне естественно, что народ Божий должен быть «чадами света», а не «тьмы» (Еф.5:8), а его дела «плодом Духа» (Еф.5:9), а не «бесплодными делами тьмы» (Еф.5:11), совершаемыми не втайне, а явно, при свете (Еф.5:12–13).

Рассказ о торжестве и примирении, которые охватывают небо и землю, в Ефесянам наполняется различными образами, оживляющими действие в этом новом мире и придающими ему драматический характер. Появляется новое творение, и его очертания можно видеть в церкви, целостность которой прославляется в литании единству в Еф.4:4–6: «Одно тело и один дух... одна надежда... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас».

См. также: ВОЗНЕСЕНИЕ; ВРАГ; ВЫСОТА; ДОСПЕХИ, ВСЕОРУЖИЕ; КОСМОЛОГИЯ; НЕБО; ТРИУМФ, ПОБЕДА; ЦАРЬ, ЦАРСТВОВАНИЕ, ЦАРСКОЕ ДОСТОИНСТВО.

Библиография:

G. В. Caird, Paul's Letters from Prison (NCIB; Oxford: Oxford University Press, 1976);

A.T. Lincoln, Ephesians (WBC; Dallas: Word, 1990;

idem, Paradise Now and Not Yet (SNTSMS 43; Cambridge: Cambridge University Press, 1981).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle