Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Вознесение

(Ascension)

О вознесении Иисуса на небо рассказывается только в двух местах – кратко в Евангелии от Луки («И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо», Лк.24:51) и более подробно в Деян.1:6–11. Основной смысл этого события связан с образом преодоления границ: Иисус вознесся от земли к небу, то есть перешел из одной сферы реальности в другую. В Еф.4:8 говорится, что Иисус взошел «на высоту», а в Кол.3:1–2 вознесение Христа связывается с «горним» в противоположность «земному». Лука пишет, что «облако взяло Его из вида их» (Деян.1:9), а ученики «смотрели на небо» (Деян.1:10–11). Это событие сопровождалось сверхъестественными явлениями – исчезновением человеческой личности, появлением взявшего Иисуса облака и двух ангелов, давших указания ошеломленным ученикам.

В дополнение к чисто физическим образам, связанным с вознесением, есть и многие другие. Во-первых, это событие знаменует собой важную веху и поворот в развитии: земная жизнь Иисуса заканчивается (именно на этом этапе завершается рассказ Евангелия от Луки) и начинается эпоха замещения Иисуса Святым Духом на земле (именно с этого момента возобновляется рассказ в книге Деяний). Таким образом, вознесение завершает цикл падения и взлета в жизни воплощенного Христа – падения, за которым последовало восхождение, с очевидностью демонстрирующее идеал полноты и завершенности. В Ин.6:62 Иисус говорит о «Сыне Человеческом, восходящем туда, где был прежде», а в Еф.4:10 заявляется, что «нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все».

Во-вторых, вознесение – наиболее яркое выражение положительного значения архетипа, связанного с идеей восхождения. Основной его смысл заключается в возвеличивании. Своим воскресением и вознесением Иисус, помимо прочего, подтвердил Свою божественную природу и силу совершенного Им искупительного служения. В кратком перечне возвеличивающих Христа дел (1Тим.3:16) первоочередное значение имеет факт, что Христос «вознесся во славе». Другие образы, связанные с вознесением Христа на небо, еще больше подчеркивают идею о возвышении. Например, вознесшийся Христос занял почетное место одесную Бога Отца (Еф.1:20; Кол.3:1; Евр.1:3; 8:1; 10:12; 12:2). Вознесенный Христос «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени» (Еф.1:21).

Возвеличивание Христа при вознесении тесно связано также с темой победы царя над силами зла и врагами Бога. Эта тема предваряется в Пс.67:19, где показан образ победоносного царя, который «восшел на высоту, пленил плен, принял дары». В Еф.4:8 этот образ относится ко Христу. В условиях вселенского конфликта между добром и злом вознесение Христа привело к тому, что Бог «все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф.1:22).

Наконец, в вознесении Иисуса на небо выражается тема не только конца Его земной жизни, но и подготовки к Его кратковременному возвращению на землю. Иисус вознесся на небо, чтобы приготовить место для учеников, следующих за Ним (Ин.14:1–4). Вознесшийся Христос вновь явится «во славе» (Кол.3:4).

В Библии преподается также предметный урок для верующих. В силу своей веры во Христа «воскресшие» верующие будут сидеть со Христом «на небесах» (Еф.2:6), и они призываются «искать горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол.3:1).

См. также: ВОЗНЕСЕНИЕ; ВОСХОЖДЕНИЕ, ПОДЪЕМ; ВЫСОТА; НЕБО; ПЯТИДЕСЯТНИЦА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle