Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Простофиля

(Dupe)

Простофиля – характерный персонаж, которого можно легко обмануть или перехитрить. Он обычно изображается в комическом виде – как объект вполне заслуженной шутки, – но в Библии показаны и примеры обмана, приводившего к трагическим результатам.

Первой в Библии жертвой обмана стала Ева, поддавшаяся искушению змея, хотя могла бы соблюсти заповедь Бога (Быт.3:1–6). Она совершила грех легковерия, позволив обольстить себя (Быт.3:13; 2Кор.11:3; 1Тим.2:14), а это отличительная черта людей, которых можно легко одурачить. Невинный Авель, по-видимому, наивно верил своему брату, когда пошел с ним «в поле», как на приятную прогулку (Быт.4:8). В Бытии показано также, что египетские цари легко поддавались на обман Авраама и Исаака относительно истинного положения их жен (Быт.12:10–20; 20; 26:6–11). Исав стал легендарным примером простофили, продав Иакову право первородства всего за запах похлебки (Быт.25:29–34), а Исаак предстал в той же роли в истории об обманом присвоенном благословении, хотя и пытался разоблачить Иакова (Быт.27). Среди других одураченных в Бытии показаны Иаков, получивший подложную невесту (Быт.29:21–25) и обманутый сыновьями относительно судьбы Иосифа; Иуда, которого перехитрила Фамарь (Быт.38), и жители Сихема, позволившие совершить над собой обрезание, в результате чего всех их перебили (Быт.34).

В последующих книгах Ветхого Завета тоже представлена целая галерея простофиль. Фараон думал, что женщины не представляют для него никакой угрозы, но именно женщины постоянно дурачили его. Определенную роль сыграла даже его дочь, заплатившая матери Моисея за уход за собственным ребенком (Исх.1–2). Иисуса Навина обманули соседи-гаваонитяне, переодевшиеся путниками из далекой страны, чтобы заключить с ним мир (Нав.9). Незадачливый Еглон до такой степени поверил заявлению Аода о получении для него «тайного слова» от Бога, что сам встал со стула и получил удар меча в свое тучное чрево (Суд.3:15–23). Сисара зашел в шатер Иаили, чтобы напиться, и получил кол в висок (Суд.4:17–22; 5:24–27). Самсон проявил роковую для него слабость, уступив слезным мольбам хитрой филистимлянки (Суд.14:16–18; 16:18–21). Давид обманулся в истолковании притчи Нафана и вынес приговор сам себе (2Цар.12:1–15). Ирода одурачили волхвы, отправившиеся домой иным путем (Мф.2:12).

В рассказах о сокрытии (см. СКРЫТОЕ, СОКРОВЕННОЕ) одураченными часто оказываются лица, обладающие властью или высоким положением. Так, Раав обманула представителей царя, спрятав соглядатаев на крыше своего дома (Нав.2:1–7), а Рахиль перехитрила Лавана, спрятав семейных богов в верблюжьем седле (Быт.31:33–35). Мелхола во время бегства Давида обманула слуг Саула с помощью статуи семейного идола, покрытой козьей кожей (1Цар.19:11–17).

Если и можно извлечь какой-то урок из относительного богатства Библии образами одураченных, то он сводится к необходимости проявления бдительности. Ценой обмана или мошенничества может быть крушение планов и даже потеря жизни. Кроме того, Бог в Своем суде над нечестивцами низводит их до положения простофиль.

См. также: ОБМАН; ПЛУТ; ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle