Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Прощение

(Forgiveness)

Примерно 125 прямых упоминаний о прощении в Библии носят, в основном, буквальный по своему значению характер и сами по себе не выражают символику, связанную с прощением. Суть символики прощения заключается в том, что грех рассматривается как нечто, требующее искоренения или удаления. Дополнительный мотив привлекает внимание к нарушению связей между людьми, которые необходимо восстановить. В обоих случаях образы прощения соотносятся с необходимостью решения проблемы посредством либо удаления чего-то, либо примирения с кем-то.

В Библии речь почти всегда идет о Божьем прощении. Но и на человеческом уровне мы видим, что Иосиф простил поступивших с ним подло братьев, Исав простил Иакова, а также читаем заповедь Иисуса прощать брата «до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:22; Лк.17:4), подкрепленную притчей о прощении долгов (Мф.18:23–35). В заявлениях Иисуса, что Бог прощает людей, как они прощают друг друга (Мф.6:12, 14–15), находит выражение образ взаимосвязанности. Притча о блудном сыне и простившем его отце служит примером человеческого прощения, но одновременно и метафорой Божьего прощения (Лк.15:11–32).

Прощение как удаление греха. В большинстве библейских образов прощения подразумевается освобождение от греха в том или ином виде. Некоторые образы связаны с пространственными категориями – грех удаляется (Пс.102:12), ввергается в пучину морскую (Мих.7:19), изглаживается «как туман... как облако» (Ис.44:22; Зах.3:9), бросается за спину Бога (Ис.38:17), берется «от среды» (Кол.2:14) или «уничтожается» (Евр.9:26). Как вариант грех покрывается (Пс.31:1; Рим.4:7), дабы скрыть его от взгляда или изгладить (Пс.50:11; Иер.18:23). Если исходить из предпосылки, что грех представляет собой внутреннее загрязнение, прощение можно рассматривать как процесс омовения (Пс.50:9; Ис.4:4; Деян.22:16), очищения (Лев.16:30; Чис. 8:21; Пс.50:4; Ис.4:4; Зах.13:1; Иер.33:8; Иез.36:33; 1Ин. 1:7, 9), получение «сердца чистого» (Пс.50:12) или «очищение кровью» (Евр.9:22). В символике красок красный цвет символизирует грех, а прощение соответственно означает очищение багряного и пурпурного и придание ему белизны снега или шерсти (Ис.1:18).

Грех понимается также как долг или наказание, а прощение соответственно как уплата или погашение долга (Мф.6:12; Ис.40:2) и как отмена «рукописания [долгового обязательства], которое было против нас» (Кол.2:14). Также мы видим случаи, когда Бог не делает чего-то в отношении греха – не вменяет его (Рим.4:8; 2Кор.5:19), не вспоминает о нем (Иер.31:34; Евр.8:12). Бог может также отвращать Свое лицо от чьего-то греха (Пс 50:11; см. Иер.16:17, где показан противоположный пример).

Аналогичная группа образов связана с освобождением от зависимости и исцелением от болезни. Если грех – бремя, которое несет человек, прощение выражается в том, что Христос «грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1Пет.2:24), или в том, что Бог «пригвоздил [их] ко кресту» (Кол.2:14). Прощение есть также освобождение от зависимости (Деян.13:38–39; Рим.6:7, 18; Гал.1:4; Откр.1:5). В библейские времена проводилась тесная связь между человеческой греховностью и физическим нездоровьем. Поэтому мы видим отрывки, в которых прощение рассматривается одновременно как процесс избавления тела от болезни (Пс.31:1–5; 102:3; Ис.53:5; Мф.9:2, 5; 9; Мк.2:5; Лк.5:20, 23; 1Пет.2:24).

Прощение как восстановление отношений. В центре второй основной группы образов стоит восстановление отношений между Богом и грешником через прощение. Классический пример – радушный прием, который отец оказал вернувшемуся блудному сыну (Лк.15:11–32). В Рим.5:10–11 нарисована аналогичная картина радостного примирения (ср. 2Кор.5:19; Кол.1:22), а в других местах используется образ примирения Кровью креста (Кол.1:20; ср. Еф.2:15). Прощение – это примирение с Богом людей, «бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам» (Кол.1:21). В евангелиях показаны картины застольного общения Иисуса с мытарями и грешниками.

С темой прощения чаще всего связываются такие атрибуты Бога, как милосердие, благодать и неизменная любовь. В Библии семь раз почти дословно повторяется формулировка: Бог «милосердый, долготерпеливый и многомилостивый» (Исх.34:6; Неем.9:17; Пс.85:15; 102:8; 144:8; Иоил.2:13; Иона 4:2, несколько видоизмененная во 2Пар.30:9; Неем.9:31; Пс.110:4; 111:4). В образах, относящихся к Божьему прощению, выражается мысль о его масштабе и щедрости. Оно полное, а не половинчатое. Бог не просто удаляет грех – Он удаляет его до такой степени, «как далеко восток от запада» (Пс.102:12), проявляя тем самым великую милость, сравнимую с тем, «как высоко небо над землею» (Пс.102:11). В рассказе Иисуса об отце, простившем блудного сына, отец не просто принял сына – он побежал навстречу, расцеловал его и устроил щедрое угощение (см. ПИР). Тема размаха сочетается в этих образах с проявлением нежности: в песне Захарии говорится о прощении грехов «по благо утробному милосердию Бога нашего» (Лк.1:77–78), а в Пс.102 картина широкого пространства сочетается с образом Бога, милующего людей, «как отец милует сынов» (Пс.102:13).

Что касается роли человека в этих взаимоотношениях, прощение основывается на проявлении инициативы и обращении с просьбой о нем. Человек, получающий в конечном счете прощение, начинает с покаяния – он кается в грехе и просит Бога простить его. В покаянных псалмах, таких как Пс.31 и 50, изображается широкий круг человеческих чувств и переживаний, приводящих человека к покаянию. Чтобы получить у Бога прощение, надо просить о нем (2Пар.33:12–13). Псалмопевец заявляет, что Бог «благ и милосерд» ко всем призывающим Его (Пс.85:5). Образ прощения как процесса, начинающегося с покаяния, можно увидеть в Лев. 6:1–7, где показан путь к получению прощения, а в ветхозаветной системе жертвоприношений он выражается в более общих категориях.

Важным дополнительным мотивом, связанным с природой получения прощения, служит положение человека «до» и «после». Прощение означает переход от состояния виновности к объявлению человека невиновным (ср. Исх.34:7, где показан образ Бога, оправдывающего виновных; Пс.31:5; Иер.33:8). В положении «до» получения прощения есть психологическая сторона, характеризующаяся чувством тревоги и психосоматическими симптомами, для положения «после» характерно облегчение и радость. Основной мотив звучит в Пс.31:1–2, где прощенный человек назван «блаженным». Ответ человека на Божье прощение проявляется также в любви к Богу – любовь, которой требовал Иисус, была пропорциональной прощению, полученному кающимися (Лк.7:36–50).

Заключение. В библейских образах прощения заложен троякий смысл:

насущная потребность человеческого сердца в прощении,

решимость, с которой Бог удаляет грех,

преизбыток Божьего милосердия, выражающегося в прощении.

См. также: БЕЛЫЙ ЦВЕТ; БЛУДНЫЙ СЫН; ВИНА; ГРЕХ; ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; ЖЕРТВЕННИК; ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; ИСКУПЛЕНИЕ КАК ВОССОЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ; МИЛОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ; МИР (I) – ПОКОЙ; ОЧИЩЕНИЕ; ПОКАЯНИЕ; ПРИНОШЕНИЕ; СНЕГ; СОКРЫТИЕ, ПРИКРЫТИЕ; ШЕРСТЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle