Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Жертва, жертвоприношение

(Sacrifice)

Народы древних культур почти повсеместно приносили жертвы, чтобы добиться божественного благоволения или даже дать пропитание своим богам, как в Месопотамии. Не представляла исключения и религия евреев, хотя представление о том, что жертвы питают Яхве (Лев.21:6), было редким отголоском других религий и серьезно не воспринималось (Пс.49:12–14); жертвы приносились для прославления Бога. Самыми распространенными образами, связанными с жертвоприношением в еврейском Писании, были кровь, огонь и дым. Жертвы символизировали также, что мы всем обязаны Богу. В самом деле, мы обязаны Ему жизнью вследствие нашего греха. Наше место занимает жертва. Вместо нас умирает животное. Как мы увидим, этот образ используется применительно к Смерти Иисуса на кресте.

Патриархальный период. Во времена патриархов жертву приносили отдельные верующие, как в случаях с Авраамом, принесшим во всесожжение овна, когда Бог испытал его и сказал не приносить в жертву Исаака (Быт.22:13), или с Иаковом после примирения с Лаваном (Быт.31:54). Со временем, однако, жертвы стали приноситься Священниками и в конце концов они приносились только в храме в Иерусалиме (Втор.12:5–14) вплоть до его разрушения римлянами в 70 г. по P. X., после чего жертвоприношения прекратились.

Жертвоприношения в храме: виды и способы. Жертвоприношения описываются в нескольких книгах еврейского Писания, но полнее всего они представлены в Лев.1–7. Они подразделялись на две большие группы: приношения животного и неживотного происхождения. Приносить в жертву можно было только чистых животных без порока, в частности тельцов, овнов, козлов и голубей (см. ЖИВОТНЫЕ). В число растительных жертвоприношений входили пшеница, ячмень, оливковое масло, вино и ладан. Все жертвы приносились с солью. Во всех случаях они сжигались, хотя иногда сжигалась лишь часть целого. Остальное съедалось либо священниками и людьми, приносившими жертву, либо священниками и их семьями, либо только священниками.

Приносящий жертву должен был возложить руки на жертву, давая тем самым понять, что она в определенном смысле символизирует его самого; исключение составляли народные приношения, когда тоже убивали животных для Господа. Особые условия предусматривались для бедных, которым разрешалось заменять овцу, например, двумя горлицами или двумя голубями, а совсем бедным определенным количеством муки (Лев.5:7–13; см. БЕДНОСТЬ, НИЩЕТА).

Конкретные инструкции касались способа принесения каждого вида жертв. Например, жертвой всесожжения (Лев.1) для очищения или благодарения должен был быть телец, сожженный полностью, за исключением шкуры, которая отдавалась священнику. Жертвенник окроплялся кровью (как в случае со всеми крупными животными), «потому что душа тела в крови... кровь сия душу очищает» (Лев.17:11).

Помимо всесожжения, были другие виды жертвоприношений: «хлебное» приношение (печеные или жареные лепешки с елеем и ладаном), жертва мирная (жертва по обету, жертва в благодарность, жертва от усердия), жертва посвящения, жертва повинности и жертва за грех (для обрядового очищения святилища). Часть жертвы, предназначенную для употребления в пищу, надо было съесть в течение одного или двух дней.

Были также ежедневные приношения в храм и периодические жертвы за весь народ (во время праздника жатвы или праздника опресноков). Еще одним видом жертвоприношения, хотя и без пролития крови, был козел отпущения, который раз в году принимал на себя коллективные грехи народа и уносил их в пустыню (Лев.16).

Искажения и предупреждения. Смысл жертвоприношений мог искажаться, поэтому ветхозаветные авторы, особенно пророки, неоднократно предупреждали о недопустимости совершения жертвоприношений без надлежащего к ним отношения: «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом» (Притч.15:8); «жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19); «ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6). Одну из своих самых больших ошибок царь Саул совершил, когда, получив повеление уничтожить всех амаликитян и все, что у них было, он пощадил их царя и позволил израильтянам взять лучших овец и волов «для жертвоприношения Господу». Пророк отчитал его за это словами: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1Цар.15:21–22).

В целом же к жертвоприношениям относились положительно (Пс.42:4), и в Новом Завете Иисус демонстрировал уважение к ним (Лк.5:14), а Его знаменитое «изгнание торговцев из храма» заключалось в очищении храма от связанных с жертвоприношениями дел, использовавшихся для наживы (Ин.2:13–16).

Новый Завет. Завершение эпохи жертвоприношений выразилось не только в разрушении храма римлянами в 70 г. по P. X. – Иисус, «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29), в глазах христиан умер для «вечного искупления» человечества (Евр.9:12). Жертва Иисуса, в отличие от предшествовавших жертв, была принесена однажды и за всех, поэтому нужда в последующих жертвах отпала (Евр.9:28; 10:1–18).

Христос послужил одновременно Первосвященником и Жертвой (Евр.9:11–12), которую Он принес Богу Отцу, ибо «без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:22). Тем самым Он исполнил роли «Страдающего Раба» (Ис.53) и козла отпущения (Лев.16). Кровь Агнца и крест – самые яркие образы жертвы Христа.

Новозаветные авторы призывают христиан приносить себя в жертву Богу своим поведением («представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего», Рим.12:1), своей верой (Флп.2:17), своими дарами (Флп.4:18), а также приносить «духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет.2:5). Они должны также возносить Богу хвалу, исповедуя Христа (Евр.13:15).

Тела верующих не только «суть храм живущего в вас Святого Духа» (1Кор.6:19), Божий народ к тому же составляет священство (1Пет.2:9) и в причащении приобщается к Телу и Крови Христа (1Кор.10:14–21). Таким образом, христианская «жертва» одновременно индивидуальная и совместная.

См. также: АГНЕЦ, АГНЕЦ БОЖИЙ, ЯГНЕНОК, ВИНА, ГРЕХ; ЖЕРТВЕННИК; ИСКУПЛЕНИЕ КАК ВОССОЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ; КРОВЬ; ПОКЛОНЕНИЕ; ПРИНОШЕНИЕ; СКИНИЯ; ХРАМ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle