Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

ТРАУР, ПЛАЧ (MOURN, MOURNING)

Плач – яркий библейский образ, ассоциирующийся с глубокой печалью, охватывающей человека, когда Бог производит суд или молчит. Образы скорби в связи со смертью любимого человека или при постигшем несчастье выражаются в Библии по-разному: человек разрывает одежды, возлагает на себя вретище, посыпает голову землей или пеплом, постится, бьет себя в грудь и рыдает (Быт. 37:34; 2Цар. 3:31; Неем. 9:1; 2Цар. 1:11; Лк. 23:27, 48). Многие из этих проявлений скорби используются в образах, нарисованных пророками. Иоиль призывает народ к чистосердечному покаянию, а не к внешней демонстрации раскаяния и наставляет: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему» (Иоил. 2:13). Иеремия сокрушается по поводу разграбления и разрушения Иерусалима с использованием образов, основанных на слуховом восприятии: «Позовите плакальщиц, чтоб они пришли; пошлите за искусницами в этом деле, чтоб они пришли. Пусть они поспешат и поднимут плач о нас, чтоб из глаз наших лились слезы, и с ресниц наших текла вода. Ибо голос плача слышен с Сиона» (Иер. 9:17–19).

Глубина скорби подчеркивается сравнением печали Израиля с горем женщины, оплакивающей своего мужа, или с горем родителей, потерявших единственного сына. Описывая великий и ужасный день Божьего суда, пророк Иоиль призывает народ «рыдать, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей» (Иоил. 1:8). Амос дает впечатляющее описание суда над Израилем: «Произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня, и обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши – в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец ее будет – как горький день» (Ам. 8:9–10; см. также Иер. 6:26). Захария предрекает глубокую печаль в связи со смертью Христа, используя образ плача по единственному сыну: «Они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10).

Ужас от разрушения Иерусалима в Плаче Иеремии выражается персонификацией города в трауре: «Он стал, как вдова... Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его» (Плч. 1:1–2). Дороги тоже плачут, потому что прекратилось поклонение Богу и паломники не идут больше на праздники: «Все ворота его опустели; священники его вздыхают» (Плч. 1:4).

Божий суд был настолько ужасным, что к жалобному плачу присоединяется все творение. Осия, Иеремия и Амос используют образ плача земли (Ос. 4:1–3; Иер. 12:4; 23:10; Ам. 1:2). Осия создает впечатление полного запустения и отчаяния окружающей среды, в которой «восплачет [иссохнет] земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» (Ос. 4:3). Это тяжелые последствия того, что не было «ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» (Ос. 4:1). Иеремия пророчествует, что перед лицом неистового гнева Господа «восплачет о сем земля, и небеса помрачатся вверху» (Иер. 4:28). Помраченные небеса свидетельствуют о суде и плаче. Очевидцам распятия эти пророчества ярко напомнили о себе, когда «от шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Мф. 27:45).

Помимо этих образов неизбывной печали и горестного плача, в Библии есть замечательные описания плача, обращенного в радость (Пс. 125; Ис. 57:14–21; 61; Иер. 31). В начале Своего служения Иисус прочитал один из таких отрывков из Исаии, обещающих поддержку и утешение скорбящим о своих грехах: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам – открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих. Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости» (Ис. 61:1–3; Лк. 4:16–21). Плач остается навсегда освященным в одном из блаженств Иисуса: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

См. также: МОГИЛА, ОДЕЖДА, ПЕПЕЛ, ПЛАЧ, ПОГРЕБЕНИЕ, ПСАЛМЫ-ЖАЛОБЫ, СКОРБЬ, СЛЕЗЫ, СМЕРТЬ, СУД, ТЬМА.

ТРЕПЕТ. См. ДРОЖЬ.


Источник: Словарь библейских образов Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) - Словарь библейских образов. Год: 2005 Автор: Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) Переводчик: Скороходов Б. A. (Aaron's rod — Spot), Рыбаков О. A. (Springs of water — Zion) Издательство: СПб: Библия для всех ISBN: 978-5-7454-1053-6, 0-8308-1451-5, 0-85111-753-8 Язык: Русский Формат: DjVu Количество страниц: 1424

Комментарии для сайта Cackle