Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Сатана

(Satan)

Архетипом сатаны служит народное представление о дьяволе в красном одеянии с длинным хвостом и с вилами в руках. Хотя детали такого портрета сатаны являются в значительной степени плодом народного воображения, образ сатаны как демонической фигуры и главного врага Бога присутствует в Новом Завете. В нем сатана представлен дьяволом, противостоящим Богу и благу людей. В Ветхом же Завете фигура сатаны более неопределенна и менее четко связана со злом.

Образы сатаны в Ветхом Завете. Вопреки ожиданиям, в Ветхом Завете сатана не играет значительной роли. Еврейское существительное satan встречается лишь в редких случаях и часто используется для характеристики действий и роли личности, совершающей их, а не как имя собственное лица, которое их совершает. Слово сатана характеризует дела, связанные с возведением препятствий, проявлением вражды и клеветой. Когда оно используется применительно к неземному существу, действия этого существа выглядят двусмысленными и открытыми для различных истолкований.

Для понимания ветхозаветного портрета неземного образа сатаны, представляющего для нас основной интерес в этой статье, нам надо обратиться к распространенной на древнем Ближнем Востоке идее о небесном совете или собрании богов (см. КОСМОЛОГИЯ). Боги собирались на совет для обсуждения важных вопросов, решения споров между ними и определения судеб мироздания. Отношения между членами совета отличались интригами и взаимным обманом – боги не стеснялись в средствах ради достижения весомого положения и сводили друг с другом счеты. При таком понимании человеческий мир зависел от конфликтов между богами.

В библейской литературе небесное собрание прямо изображается несколько раз (3Цар.22:19–23; Иов.1–2; Ис.6). Совет показан как собрание для обсуждения вопросов, волнующих богов. Образ небесного собрания израильтяне приспособили к собственным верованиям, и Яхве, Бог Израиля, предстает высшим Божеством, председательствующем на совете. Другие члены совета, призванные в присутствие Яхве, служили целям Яхве, демонстрируя при этом разные степени самостоятельности. Но в израильских текстах никто из меньших богов не мог реально бросить вызов всевластию Яхве. Монотеизм израильской религии не допускал возможности такого серьезного вызова.

Самый развернутый ветхозаветный образ сатаны показан в Иова 1–2. В Книге Иова сатана фигурирует среди «сынов Божиих» или небесных существ, представших пред Богом в качестве членов небесного собрания. Здесь он назван «сатаной» с определенным артиклем, и это указывает, что термин понимается не как имя собственное, а скорее как титул или должность, занимаемая определенным лицом. Сатана играет роль следователя, испытателя или прокурора, расследующего человеческие дела. В Книге Иова сатана рассказывает о своих занятиях, говорит, что он «ходил по земле, и обошел ее». Когда Бог поднял на щит незапятнанное поведение и безупречную преданность Иова, сатана с сомнением отозвался об искренности Иова и мотивах его благочестия. Затем он предложил испытать Иова. Согласие Бога положило начало злоключениям Иова, на которого обрушилась череда бедствий. Когда после первой атаки Иов сохранил благочестие, сатана предложил новое испытание, еще более тяжелое, чем первое. После второго испытания, сопровождающегося серией речей, занимающих центральную часть книги, сатана уходит на задний план до самого конца книги.

При оценке образа сатаны в Книге Иова важно не забывать, что внимание сатаны к Иову привлек именно Бог (Иов.1:8). Кроме того, хотя тип испытания Иова предложил сатана, Бог одобрил его и установил для него рамки (Иов.1:12; 2:6). Совершенно ясно, что сатана действовал по схеме, установленной Богом.

Является ли образ сатаны в Книге Иова воплощением абсолютного зла? Хотя бедствия обрушиваются на Иова в результате действий сатаны, нет никаких указаний, что речь здесь идет об исконном сопернике Бога. Более того, сатана представлен одним из «сынов Божиих» (Иов.1:6), пришедших к Богу и действовавших по Его указанию. В Иова 1 сатана не бросает никакого серьезного вызова всевластию Бога, а наоборот, выполняет функцию Божьего представителя, испытывающего непорочность людей типа Иова. Таким образом, в Книге Иова сатана предстает достаточно двусмысленной фигурой, с одной стороны, ставящей под сомнение Божью оценку личности Иова, а с другой – действующей в рамках указаний, данных Богом.

Краткого рассмотрения заслуживают два других отрывка. В Зах.3:1–2 сатана выступает обвинителем первосвященника Иисуса. Слова сатаны при этом прямо не приводятся. Яхве делает ему выговор, но не ясно, что этот выговор означает: отвержение самого сатаны или его обвинения в адрес Иисуса, хотя последнее выглядит более вероятным. Здесь личность сатаны тоже достаточно двусмысленна. В 1Пар.21:1 сатана (на этот раз без определенного артикля) побуждает Давида к проведению переписи Израиля. Среди трех рассматриваемых отрывков только здесь слово сатана, употребленное без определенного артикля, явно относится к неземному существу. Это, вероятно, указывает, что его надо понимать как имя собственное. Но опять же нет веских оснований считать, что речь идет о главном враге Бога.

Подводя итог, можно сказать, что в Ветхом Завете нет достаточных указаний, что ранний Израиль мыслил в категориях персонифицированного зла в лице сатаны, выступающего главным врагом Бога. Мы видим в Ветхом Завете двусмысленную фигуру, члена небесного совета, чья роль, возможно, заключалась в испытании характера людей. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что сатана действовал в рамках указаний, сделанных Богом.

Сатана в Новом Завете. В Новом Завете мы сталкиваемся с существенно иным миром, в котором проявляется образ сатаны. Под воздействием религиозных воззрений, нашедших отражение в апокрифических писаниях межзаветного периода, раннее христианство восприняло дуализм, в котором мир рассматривался как поле битвы между Богом и сатаной. Сатана под многими личинами стал символом зла, противостоящего Богу и всему роду человеческому при любой возможности, заклятым врагом всех людей, особенно заявляющих о своей верности Богу. Широкий круг имен, которыми сатана наделяется в Новом Завете – дьявол, искуситель, лукавый, князь бесовский, дракон, древний змий, веельзевул, клеветник, – свидетельствует о богатом опыте ранних христиан в изображении зла. Неопределенность ветхозаветного образа сатаны исчезает.

В Новом Завете выделяются два взаимодополняющих, но четко различимых аспекта образа сатаны: враждебность сатаны к людям и его противостояние Богу.

Враждебность по отношению к людям. Враждебное отношение сатаны к людям лучше всего выражается в 1Пет.5:8: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Такое заявление может основываться на нескольких направлениях дел сатаны.

Сатана изображается не только искусителем, испытывающим, поддаются ли люди на зло, в манере, сравнимой с ролью сатаны в Книге Иова, но также тем, кто привлекает их ко злу. В ряде случаев разделительная линия между этими двумя сторонами размывается. В синоптических евангелиях рассказывается о том, что Иисус был уведен в пустыню, где Он не только выдержал искушение дьявола, но и противостал ему (Мф.4:1–11; Мк.1:12–13; Лк.4:1–13). После исповедания Петром личности Иисуса и предсказания последующих испытаний возражение Петра Иисусу было осуждено как еще один соблазн сатаны (Мф.16:23; Мк.8:33). Во многих случаях злые дела приписываются проискам сатаны, вдохновляющего людей или даже завладевающего ими. Так, предательство Иисуса Иудой Искариотом объясняется вхождением сатаны в Иуду (Лк.22:3; Ин.13:27). В другом месте отречение Петра от Иисуса тоже приписывается воздействию сатаны, который «сеет» Петра как пшеницу (Лк.22:31). В Деяниях обман, совершенный Ананией, объясняется тем, что эта мысль была вложена в его сердце сатаной (Деян.5:3).

Враждебность сатаны к людям проявляется в том, что он вызывает несчастья, бедствия и болезни. В Лк.13:16 о женщине, много лет страдавшей от немощей, сказано, что ее связал сатана. Свое знаменитое «жало в плоти» Павел называет «ангелом сатаны» (2Кор.12:7). О сатане также говорится, что он расстраивает дела людей, так, например, в 1Фес. 2:18 Павел заявляет, что его возвращению в Фессалонику воспрепятствовал сатана.

Противостояние Богу. В качестве противника Бога сатана пытается воспрепятствовать осуществлению Божьих целей и христианской миссии. Диаметральная противоположность между Богом и сатаной показана в Деян.26:17–18, где в рассказе о своем видении Иисуса и последующем обращении Павел приводит слова Иисуса: «Избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя, открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу». Связь сатаны с тьмой и Бога со светом характерна и для более общих образов тьмы и света, зла и добра, проклятия и спасения. Особое значение, однако, в данном случае имеет факт, что в ней отражается несовместимость сатаны с Богом.

Наиболее яркое выражение противостояние сатаны Богу находит в Откровении. Здесь мы видим прямое упоминание о борьбе сатаны с Богом, начавшейся на небе и распространившейся на землю. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7–9). Здесь мы видим богатый набор образов, характеризующих врага Бога. Древний змей – явный намек на змея в Быт.3, который, хотя и не отождествлялся с сатаной в Ветхом Завете, в конце концов стал ассоциироваться с ним в иудаизме и в писаниях раннего христианства. Кроме того, в упоминании о низвержении сатаны с неба, возможно, содержится намек на Ис.14:3–21, где образ связывается с царем Вавилона, а здесь используется применительно к сатане. Наконец, упоминание о драконе развивает ветхозаветную тему морского чудовища (Ис.27:1; 51:9), который, как считалось, оспаривал владычество Бога. В таком соединении образов подчеркивается роль сатаны как главного врага Бога.

Заключение. В библейских образах, связанных с сатаной, наблюдается очевидная трансформация при переходе от Ветхого Завета к Новому. В Ветхом Завете сатана показан членом небесного совета под руководством Бога. В Новом Завете сатана становится дьяволом, главным врагом Бога, бросающим эффектный, но в конечном счете тщетный вызов всевластию Бога. Кроме того, в Новом Завете мы видим множество образов и имен сатаны как главного врага Бога.

См. также: БЕСЫ, ЗЛЫЕ ДУХИ; ЗЛО; КОСМОЛОГИЯ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ТРИУМФ, ПОБЕДА; ТЬМА, МРАК.

Библиография:

P.L. Day, An Adversary in Heaven: Satan in the Hebrew Bible (Atlanta: Scholars, 1988).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle