преподобный Стефан Филейский (Куртеев), Вятский чудотворец

Глава XVI. Участь самолюбца и страдальца

Любящий душу свою погубит

ее; а ненавидящий душу свою в мире

сем сохранит ее в жизнь вечную

(Ин.12:25).

Многие из нас самое простое учение слушают без внимания и скоро забывают, – тогда как повесть или рассказ о каком-нибудь событии бывает для них занимателен и долго памятен. Не потому ли и Господь часто поучал простой народ притчами или подобиями, взятыми от действия природы и событиями из нашей жизни? Вам, – говорил Господь ученикам своим, – дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано; потому говорю им притчами, что они слыша не слышат, и не разумеют (Мф.13:11, 13). Кроме того, что притчи выслушиваются со вниманием, они возбуждают еще желание знать, к чему они сказаны и тем направляют ум к рассуждениям. Таким образом они и указывают нам на тайны Царствия Божия, то есть, на Его премудрость, благость и правду, которые Господь проявляет над нами.

Будет время, – апостол сказал, – когда люди здравого учения не послушают, от истины слух отвратят и к басням уклонятся (2Тим.4:4). Когда оно будет, нам не нужно допытываться, ибо видим мы сами, что ныне и начальное учение преподается более по басням. Но пророк говорил: вымыслов человеческих ненавижу (Пс. 118:113). Противны они и Богу; потому и пророк взывал: всех, отступающих от уставов Твоих, Ты отметаешь, как изгарь; ибо ухищрения их – ложь (Пс.118:113, 118, 19). О, если бы нашлись из них благомыслящие, и, вместо басен, обратили бы они внимание свое на притчи Господни! Какие тайны они им открыли бы! Каким истинам они через них бы научились!

Притчи Господни чудно нравоучительны! Ибо они не умом человеческим придуманы, но взяты от Источника истины и премудрости. Я говорил не от Себя, – возвещает Богочеловек, – но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать (Ин.12:49). Итак, углубимся же умом в Божественные истины, которые открывает Сам Бог через единородного Сына Своего. Ибо Он хочет всем нам уразуметь истину и спастись.

Притча о богатом и нищем Лазаре

Вот и сия притча, как она вразумительна! Был некоторый человек богат; превосходя многих своим богатством, он и одеждою отличался от прочих: верхнее одеяние его было блестящее, а нижнее из тонкого полотна. И облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло (Лк.16:19). Да и как не веселиться тому, у кого было всего вдоволь! Превращать все дни в праздники, и ночью делать светло, как днем, свойственно и ныне многим богатым людям. В то время, как богач тот жил и веселился, нищ бе некто, именем Лазарь, иже лежаше пред враты его гноен (Лк. 16:20). Зачем же он тут был, бедняга? – Ожидал кусочков хлеба, кои оставались от трапезы богача и выбрасывались собакам; но вместо того, одни только кровожадные псы приходили к покрытому струпьями и лизали гной его. Боже мой! какая жалкая участь Лазаря!

Но дивно для нас то, что всеми презренного, поверженного как бы на съедение псам, Господь не забыл имя, но произнес его Своими пречистыми устами; тогда как имя богача, величаемого на ежедневных пиршествах, никто не знает и не помнит. Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк.16:15); и наоборот, что презренно у них, то бывает достойно почести Божией. Вот и этот согнивший Лазарь, когда окончил страдальческие дни своей жизни, то удостоился того, что душу его взяли ангелы Божии и унесли на небо. Так честна пред Господом смерть преподобных Его.

Пришло время, – прекратились и утехи богача, пришла к концу греховная сладость временного на земле бытия его: умре же и богатый – и блеск мирского величия окружал еще смрадное тело его. В богато убранном гробе лежало оно, и, когда опустили в могилу, еще славу звучали во след ему и хлеб-соль хвалили уста, кои питались трапезой его. А где же душа? Господь говорит о ней: будучи в муках, и возвед очи свои, узре Авраама издалеча и Лазаря на лоне его. И возопив рече: отче Аврааме! помилуй мя, и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык: яко стражду во пламени сем (Лк.16:23, 24). Какая злополучная участь постигла богача!

При этом может иной спросить: что же худого в жизни делал богатый, что душа его в ад вошла? А к этому еще можно приложить: Если Лазарь был взят по смерти на лоно праведного Авраама, то значит, он был праведен; в таком случае, почто он на земле страдал? и если богач терпит муку по делам, то зачем он благоденствовал в жизни земной? Кто это разъяснить может?

Старался было некто из святых уразуметь судьбы Всевышнего – для чего эти нечестивые благоденствуют в веке сем? И думал я, – так говорит пророк Давид, – как бы уразуметь это? Но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их (Пс.72:15, 17). Если и пророк не мог без просвещения Божия узнать судьбы Его, то кто другой постигнет, – почему ублажаются иногда в мире сем самые непризнательные пред Богом грешники, а иные как бы невинно угнетены бывают судьбою Вышнего? Например: Бог попустил всем людям презирать на земле Лазаря, достойного упокоения Авраамова, да притом и Сам Он изнурял его тяжкою болезнью, нищетою. Кто хочет все знать, тот пусть обратит внимание на слово Авраама, которое он сказал несчастному потомку своему: чадо! помяни, яко восприял если благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая; ныне зде утешается, ты же страждеши (Лк. 16:25).

Восприял благая вот и все, что сделал в жизни своей богатый, за что как будто и страдает он! Но что же в том худого, что он благоденствовал во всю свою жизнь? И слово «восприял» не показывает ли, что он не даром принял блага земные, но как бы заслужил их, получил по своему достоинству? За что же его во ад?

Господь возвестил, что Он пришел спасти погибшее (Лк.19:10), и сим дает разуметь, что все люди находятся в погибельном состоянии. Значит, нам для погибели своей ничего не остается делать; не заботься только о спасении души, и неизбежно погибнешь. Богач же о спасении не думал, так как не Богу, а себе старался угодить, – веселяся на вся дни светло (Лк.16:19); гонялся он за одними временными благами, а о вечных не думал. По видимости худого он ничего не делал, не грабил, не обижал других; но имел свое богатство и жил для своего удовольствия. Однако, только непросвещенному уму так представляется, что тот худого не делает, кто живет по закону плоти, по влечению растленной грехом природы. Но апостол верно говорит: живущие по плоти Богу угодить не могут. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а плотские помышления суть вражда против Бога (Рим.8:5–8 ). О таких людях сказано, что их бог – чрево (Фил.3:19). Они служат не Богу, а себе; ибо о том только и заботятся, чтоб пить и есть, и во что одеться. Таков был и богатый: он все заботился о земном, а о Боге и не думал. Но истинно есть свидетельство, что снизойдут во ад все народы, забывающие Бога (Пс.9:18), и их конец – погибель, которые мыслят о земном (Фил.3:19). Гнев Господень поглотит их и пожрет их огнь (Пс.20:10).

Все люди, отвратившиеся умом от Бога, почитаются врагами Его; и о них-то вот говорит Писание: найдет рука Твоя всех врагов Твоих; найдет десница Твоя всех ненавидящих Тебя; во время негодования Твоего, Ты сделаешь их подобными пещи горящей (Пс.20:9, 10). О, как страшно будет тогда впасть в руце Бога Живого (Евр. 19:28)врагам Его! И Господь не напрасно говорит нам; убойтеся Имущего власть воврещи вас в геенну огненную (Лк.12:5). Особенно угрожает Господь горем богатым, насыщенным, смеющимся ныне, и, призывая их к покаянию, говорит: приидите ныне, богатии, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех, грядущих на вы (Иак.5:1). За что же им скорби? Вы роскошествовали на земле и наслаждались, – говорит им Писание, – напитали себя, как бы на день заклания (Иак.5:5). За то еще, – говорит Давид, – что нет им огорчений до самой смерти; и оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их (Пс.72:8). Человек, если он неразумен, недолго в чести пребудет: конец его на земле одинаков со скотом. Но, что еще там будет, когда душу его заключат в преисподнюю, где будет с плачем и рыданием просить каплю некоей отрады, и напрасны будут моления, как и того богача, который не выпросил себе и столько воды, сколько удержится на конце перста, хотя и текут ее реки по земле, и стоят необозримые моря!

Чудны и страшны судьбы Господни! Не говоря о загробной участи, но если посмотреть и здесь, в мире сем, многие судьбы Господни достойны удивления. Вот, например, сын геенны, человек достойный ада, живет здесь в богатом чертоге, у всех в почете и пьет реку сладостей и плотских удовольствий; а достойный неба и сожития ангелов лежит больной за воротами, у всех в презрении, – не дают ему и куска хлеба, наравне с собаками. За что же он, бедный, лишается здесь милости Божией? За что?! Много согрешаем все (Иак.3:2), – говорит апостол Иаков. Значит и Лазарь, как человек, был не без греха, и за грех мало что опечалих его, – говорит Господь, – и поразих, да не в век отмщу ему (Ис.57:17, 16). Посему и многие скорби праведным в сем веке, да от всех их избавит Господь в будущем (Пс.33:20). Судимы же, от Господа наказуемся, – говорит апостол, – да не с миром осудимся (1Кор.11:32). Не яко же на иных человецех ждет долготерпеливый Владыка, дóндеже достигши исполнения грехов, мучит, тако и на нас суди быти; сего ради никогда же милосердие Свое от нас отъемлет: наказуяй же бедствиями не оставляет людей своих (2Мак.6:14–16). И ныне, как и всегда, его же любит Господь, наказует (Евр.12:6). Посему все, которые водворяются в обителях Отца небесного, потерпели на земле наказания различные и пришли туда от скорби великой (Откр.7:14), – как сказано было в откровении Иоанну Богослову. Потому-то и Лазарь, достойный неба, терпел на земле болезнь, нищету, презрение от всех и с сердцем сокрушенным и смиренным взывал, подобно Иеремии: внутренность моя болит, чувства сердца моего смущаются, скорбит душа моя, терзается утроба моя, – но в то же время, возводя уповательный взор свой к небу, просил: исцели мя, Господи, и исцелею; спаси мя, и спасен буду (Иер. 4:19; 17:14). Так он молился, и вполне был уверен, что Господь праведен и за грехи не отмстит дважды купно (Наум.1:9), что придет день воздаяния, дати веселие плачущим, и украшение славы вместо духа уныния (Ис.61:3).

Не радости и веселие мира сего, но злострадания и скорби рождают в сердце упование на Бога, с которым соединено бывает спасение, ибо упованием, – сказано, – спасемся (Рим.8:24). Для большего о сем пояснения приведем в пример Давида, который в псалмах своих оставил такие слова: помилуй мя, Господи, ибо тесно мне; изныло от тоски око мое, душа моя и утроба моя. Истощилась в печали жизнь моя, и лета мои прошли в воздыханиях; ослабела от страдания моего сила моя, и кости мои измождились. Я сделался посмешищем у соседей моих, и страшилищем для знакомых моих; я забыт, как мертвый, сделался презренный, как разбитый сосуд. Но я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты мой Бог; в Твоей руке дни мои; изьми меня из руки врагов моих; яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею (Пс.30:10–17). Воззри на страдание мое, и изнеможение мое, и прости все грехи мои; сохрани душу мою и избавь меня; не дай посрамиться мне, ибо я на Тебя уповаю (Пс. 24, 18, 20). Я уповаю на милость Твою и сердце мое возрадуется о спасении Твоем (Пс.12:6). Я верую, что увижу благость Господню на земле живых (Пс.26:13); душа моя будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него (Пс.34:9). Таковы чувства бывают у страждущих и обращающихся к Богу всем сердцем своим; но совсем другие у тех, которые утопают в утехах мира сего, коих удел есть в здешней жизни. О них пророк говорит: нечестивый хвалится желанием души своей: корыстолюбец ублажает себя; он в гордости своей пренебрегает Господа, думая, что Он по слову Своему не взыщет с него. Во всех помыслах его нет Бога; во всякое время пути его гибельны; судьбы Господни далеки от него; он говорит в сердце своем: не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла (Пс.9:24–27). И за то вот путь нечестивых погибнет, – как сказал пророк Давид, – огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их (Пс.10:6).

По обещанию своему пред Богом – научить беззаконных путям Его (Ср.Пс.50:15), Давид вразумляет каждого из нас: не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут (Пс.36:1, 2). В мыслях их, что домы их вечны, и что жилища их в род и род. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют их мнение; но, как овец, заключают их в преисподнюю, смерть будет пасти их (Пс.48:12–15). Смерть не та, разумеется, которая общая есть нечестивым и праведным, но та, о которой сказано в Откровении: часть им в озере, горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая (Откр.21:8). Так на скользком месте поставил их Господь Бог, и низвергает их в пропасти. Как сновидение по пробуждении, так, пробудив их, Господь сделает ничтожным весь призрак земного их благополучия. Потому и не ревнуй, когда видишь, что нечестивый богатеет и возрастает слава дома его; ибо он, умирая, не возьмет ничего, и не пойдет за ним слава его. Хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют его, что удовлетворяет себе, но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда ни увидят света (Пс.72:18–20; 48:17–20). Ибо никто никогда не приходил прямо от земных радостей к небесным, от любоимения и роскоши к тому блаженству, которое достигается многими скорбями.

Многие из нас, не разумея той истины, что многими скорбями надлежит войти в радость вечную, нисколько не думают о том, что погибают, когда ищут утех мира сего. Даже и тот, кто совершенно схож по жизни с упоминаемым богачом, не уверяется Божественным откровением, что он находится на пути к аду. Особенно, кто бывает справедлив в делах, никого не обижает, тот смело иногда говорит: «за что же Бог будет меня наказывать? я не вор, не обманщик; живу я честно, пользуюсь своим добром». Неразумный, вовсе не разумея о Божией правде, не рассуждает и о том, что и тот попавший в ад, не злодеем был на земле, но для многих казался добрейшим человеком. Не тех приведем во свидетели его добродушия, кои с ним веселились; но и Лазарь показывает, что богач и ему казался более других добрым, потому он и лежал у ворот его. Но зачем же тот его презирал? И этого нельзя сказать, – иначе он приказал бы отогнать его прочь, как многие богатые в подобных случаях и делают. Хотя и видал богач Лазаря у ворот, – потому и знал, как его по имени звать, – однако ни слова не говорил, чтоб оттащили его куда-нибудь, предполагая, что нищему хорошо лежать и у ворот его, где из слуг кто-нибудь кормит его. Потому и душа богача, будучи в аду, имела надежду на сострадание Лазаря, которого просил у Авраама с каплею воды придти к нему и прохладить язык его. Итак, это еще не доказательство, что мы должны быть помилованы Богом, если никому никакого зла не сделали, да и добра мало кому делаем, – только родным и друзьям своим, как и богач тот делал. За такие благотворения и любовь к родным одним Господь не обещает нам Царства Небесного, но говорит: какая вам благодать есть? ибо грешницы то же творят (Лк.6:33).

Суть пути, – сказано в Писании, – мнящийся быти правы обаче последняя их зрят во дно адово (Прит.16:25). Вот этими путями обманут был и тот богач, который попал во ад; по этим же лукавым путям идут и многие из нас. Не на тех одних будем смотреть, кои утопают в роскоши, или живут для себя только, хлопочут о своем удовольствии; но и на себя посмотрим, – что мы делаем, что говорим, когда посещает нас Господь жезлом наказания, отнимая имущество или здоровье? Не случается ли, что дух богопротивный шепчет душе, скорбящей о потере частицы имения или здоровья: за что это Бог тебя наказывает? И неразумная жалобно взывает: не знаю, за что так карает меня Бог! кажется, и муху я напрасно не бью; ни у кого ничего не отнимаю; не знаю, за какие мои грехи Бог так наказывает! Так обыкновенно в беде своей ропщет человек, не пришедший в разум истины! И такому есть ли надежда на спасение, когда сказано в законе Господнем: всяк, иже не научится правде на земли, истины не сотворит: да возьмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис.26:10)? Всякий, не исполняющий праведных повелений Божиих, услышит на суде общий всем неправедным приговор Судии: идите от Мене во огнь вечный (Мф.25:41).

Чадо! – так говорит Писание всякому из нас, – аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение (Сир.2:1). Если желаешь быть угодным Богу, то пожелай терпеть и скорби; ибо нет душе спасения, если нет у нее богоугодных скорбей. Предназначь погубить душу свою в мире сем, лишить ее радости и утешения жизни земной; во время же нашествия скорбей, как великого наводнения, прилепись к Господу умом и сердцем своим, и жди от Него отрады и упокоения; тогда увидишь, как дивно Он утешает рабов своих. Как золото, очищенное огнем, делается светлейшим, так и душа, очищенная в пещи скорбных искушений от всякого земного желания, становится богоприятною и получает благодать. Потому веруй, что достигнешь и ты через терпение скорбей милости Господней, и не будь неразумен, но благоразумен.

Боящийся Господа! – говорит премудрый сын Сирахов, – пождите милости Его, и не уклонитеся, да не падете. Боящийся Господа! веруйте Ему, и не имать отпасти мзда ваша. Боящийся Господа! надейтеся на благая и на веселие века (грядущего). Воззрите на древние роды, и видите, кто верова Господеви, и постыдеся? Или кто пребысть в страсе Его, и оставися? Или кто призва Его, и презре их. Зане шедр и милостив Господь, и оставляет грехи, и спасает во время скорби (Сир.2:7–11).

***

И сверх всего того, – продолжал еще говорить Авраам своему несчастному потомку, – между вами и нами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (Лк.16:26). Видя, что нельзя себе выпросись никакой пощады, братолюбивый богач пожелал, чтобы не попали в такую же муку его родные братья, на земле живущие, наверно, так же, как и он, беспечно о своем спасении. Много он имел надежды на Лазаря, как на знакомого и близкого соседа своего, потому и стал говорить еще Аврааму: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения». Авраам же сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Нет, отче Аврааме, – возразил тогда богопротивный богач, – но если кто из мертвых приидет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят (Лк.16:27–31).

Не поверят и восставшему из мертвых те, которые, имея своими учителями Моисея и пророков, не слушают их писаний, не имеют веры им. А мы имеем Самого Господа своим учителем – и что-то будет с нами, когда и Его благому учению как бы не вполне верим и его радостную весть о нашем спасении большею частью мимо ушей пускаем? Смотря на дела наши и заботы о настоящей жизни, нельзя нам не сознаться в том, что мы живем так, как бы вовсе и не слыхали никаких откровений о жизни будущего века. Мы не только ничего не делаем для будущей нашей жизни, но, как заметно, и ничего не говорим о ней, жизни неизменной и бесконечной. Хотя и произносит всякий из нас, когда встанет на молитву: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века; но и самые слова наши не ложны ли являются пред Богом, когда несообразны с ними все дела наши? В ожидании одной зимы, сколь у нас заботы и трудов бывает в продолжение всего лета, чтобы заготовить пищу и себе, и скоту своему! А для жизни будущего века что мы делаем? Даже хорошо ли знаем, что должны делать, чтобы наследовать жизнь вечную? О, роде неверный! – и нам говорит Господь через Евангелие, – доколе буду с вами? доколе терплю вам (Мф.17:17)?

Саддукеям, которое не ожидали жизни будущего века, Господь говорил: прельщаетесь, не ведуще Писания, ни силы Божией (Мф.22:29). И мы не потому ли прельстились благами временной жизни, что не знаем, как должно бы знать, ни Божественного Писания, ни могущества власти Господа Иисуса Христа? Вот, что делает неведение Писаний, и святой Епифаний верно говорит: «незнание Писания есть предательство своего спасения, глубокая пропасть погибели». Хотя мы и надеемся получить спасение по вере в Господа Иисуса Христа; но и эта вера, что Он есть Сын Божий, быть может, неспасительна, или, как говорит апостол, мертва (Иак.2:20), недействительна, по причине неведения и неисполнения слов Господних; а по вере такой и надежда должна быть обманчива, неисполнительна. Если и бесы, как сказано, веруют и трепещут (Иак.2:19), то какое оправдание будет человеку за то только, что он верует в Сына Божия, могущество Которого признают и демоны, потому что страшатся Его имени. Как вера без дела мертва есть (Иак.2:20), так и дела, несогласные с верою словам Господним, для Бога не существуют, потому и вечных благ доставить не могут. Без веры невозможно угодити Богу (Евр.11:6), – говорит апостол, – потому, чтобы иметь веру живую, богоугодную, или, что то же, чтобы научиться делам, угодным Богу, нужно слушать слово Божие. Ибо вера не иначе быть может, как только от слышания, – и богоугодная вера происходит от слышания слов Божиих (Рим.10:17); значит, невозможно и спастись, если кто не будет слушать слов или Писаний Божественных. И Златоуст справедливо сказал: «невозможно, невозможно, чтобы кто-либо был или мог быть спасен без чтения или слушания Священного Писания».

И действительно, никто не может исполнить воли другого человека, если не узнает прежде его повелений; так точно и богоугодных дел мы не можем делать, если не будем знать воли Господней. Но от кого же мы узнаем, чего хочет Бог, если не будем слушать слов Божественных? Во всех наших разговорах слышно только о том, что служит на пользу для временной жизни, приносит удовольствие для смертного тела; а о том и в помине нет, что Господь повелел делать для спасения наших душ. Если послушаем учения Господня, ни о чем ином не услышим, как о смирении, терпении скорбей и самоотвержении; от людей же, возлюбивших привременный век, или, как Господь называет их, сынов века сего (Лк.16:8), мы слышим все противное. Они говорят более о возвышении в мире сем, о приобретении благ земных, о достижении мира и спокойствия, которое происходит от мира сего (Ин.14:27); и все то почитают для себя унизительным и несносным, что Господь заповедал делать для спасения души. Вот почему пророк и ублажает тех, которые не следуют советам неблагомыслящих людей, не сидят в собрании нечестивых, то есть забывших Бога, которые делают и говорят все только противное Богу; но вместо того прилепляются к закону Господню и о богоугодном помышляют днем и ночью (Пс.1:1). И за то вот пребудет в век пред Богом, как сказано, милость и истину Его кто взыщет (Пс.60:8).

Напротив же, далеко, – говорит пророк, – от нечестивых спасение, ибо они уставов Господних не ищут (Пс.118:155), не стараются знать и исполнять повелений Божественных. И потому-то вот, хотя Господь и сказал: горе вам, богатые; горе насыщенным; горе смеющимся; горе, егда добре рекут вам все человецы (Лк.6:24–26); однако все сии нисколько не думают горевать, когда обилие благ земных рекою течет к ним, и день ото дня возрастает слава домов их. Столь велико неверие этих нечестивых людей! Таков вот дух мира сего, дух сопротивления, живущий в нас! Ибо за что Господь угрожает нам горем, тому мы еще более предаемся, и через то входим с ним в состязание, делами своими показывая, что мы настоящие противники и враги Его. И это показывают не одни дела, но и слова наши. Так, например, клятву Господь запретил совершенно: не клянись вовсе, – говорит, – ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его (Мф.5:34, 35). Мы же, и слыша такие слова и хорошо понимая, что исполнение сей заповеди не составляет никакого труда; однако, нередко слышим, произносят многие из нас такие страшные слова: «клянусь Богом». Что же это мы делаем, как не то, что делами и словами выказываем себя противниками Христовыми? А это оттого, что мы не познаем в Нем силы Божией, ибо не боимся страшных угроз Его. Так и нам, как неверным саддукеям, можно справедливо сказать; прельщаетесь не ведуще Писания, ни силы Божией (Мф. 22:29).

Если еще древним Своим людям Господь заповедал не поминать святого имени Его напрасно, – ибо свято и страшно имя Его (Пс. 110:9), и для призывающих с верою оно имеет спасительную силу, как сказано: всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13); с тем вместе оно имеет губительную силу для врагов Христовых, как говорит Он: именем Моим бесы ижденут (Мк.16:17); то не хуже ли и бесов, по лукавой своей вере, делаются те из нас, кои зачастую безбоязненно произносят имя Господне среди нечестивых и смехотворных своих разговоров? Хотя свидетельство Господне верно, и, как сказано, не очистит Господь приемлющих имя Его всуе (Исх.20:7); или, как Сам Он говорит: не извиню того, кто имя Мое произносит напрасно (Ср. Исх.20:7); однако мы зачастую или сами говорим: ей-Богу, или, других принуждаем божиться и, можно сказать, без всякой причины. Так-то вот мы безрассудны и невнимательны к Божиим словам! И думаем еще: какой в том грех – произнести имя Господне? Неужели Бог за это накажет? Но если всякий из нас бережет и тленное свое одеяние, если оно порядочно, и не бросает вместе с грязными и запачканными одежонками, то неужели Господу не противно, когда мы святое имя Его, в которое Он облекся или принял на Себя, произносим иногда со смехом, а иногда и среди брани?

Кто имеет уши, чтобы слышать, тот пусть еще слышит, и разумеющий да разумеет о том, что если и за суетное произношение имени Господня определено наказание, то чего ожидать тем, кои ругают образ Божий, то есть, созданного по образу и по подобию Божию человека? Кроме неверных, кто может дойти до такого безумия, чтобы мог ругать живописный образ Божий? Однако, и зная, что Сам Господь, в подобии человеческом быв и образом обретеся яко человек, называет своими меньшими братьями верующих во имя Его, и дал им власть чадами Божьими быть (Ин.11:12), – несмотря на это, мы как бы не признаем за истину слова Господни и часто унижаем и поносим живой образ Божий. Потому-то вот и говорит Господь: всяк, иже речет брату своему: юроде (безумный), – повинен геенне огненной (Мф.5:22). И всяк, ругайся человеку, раздражает Сотворшаго его (Прит.17:5), как сказано в Писании. Но мы, не ведущие Писания, ни силы Божией, как иногда ругаемся друг с другом, и тем собираем себе гнев на день гнева и праведного суда Господня. О, кто вразумит нас убежать от грядущего гнева Божия на всех сынов противления?! Мы думаем, что с нами не будет так поступлено, как Господь говорит: и как сами мы лживы в словах своих, так будто и Бог может быть неисполнителен в словах Своих. А того точно не разумеем, что Господь сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк.13:31).

О, несмысленные и неподвижные сердцем, чтобы веровать всему, что говорит Господь. Как верно могут относиться слова Господни и к нам, которые Он некогда высказал неверным иудеям: почему вы не понимаете речи Моей!? Я истину говорю, но вы не верите (Ин.8:43). Как иудеи гласы пророческие, по вся субботы чтомыя, не разумеете (Дея.13:27), не обратили внимания на самые величайшие обетования Господни; так и мы живем, как бы не имея никакой надежды на жизнь будущего века, о достижении которой не заботимся, да и не думаем. Живем, как язычники, не верующие учению Господню, – подобно им, заботимся только о временных благах, трудимся и беспокоимся ради одной только временной жизни. Итак, сбываются и на нас слова пророка: слухом услышите, и не имате разумети (Ис.6:9).

Слышим, что изрекла нам Божия Премудрость: какая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф.16:26)? Ибо всякий, кто любит душу свою утешать благами мира сего, погубит ее; и только ненавидящий душу свою в мире сем, в живот вечный сохранит ее (Ин.12:25). А мы, напротив, все заняты благоденствием века сего и, как от земли взятые, стараемся насладиться лишь земным довольством; лишения же временных благ, о котором заповедал Господь, и терпеть не хотим. Кто же нам может быть советником в деле спасения, как не Господь? И как мы уразумеем ум Господень, Божии о нас определения, если не поверим словам Его? Не суть бо совети Мои, – Господь говорит, – якоже совети ваши; но якоже отстоит небо от земли, тако и помышления ваши от мысли Моея (Ис.55:8, 9). Не понимая Божественных мыслей, мы должны бы верить тому, что сказано Господом; но, как разумом, так и верою мы слишком оскудели. Ибо и при столь многих откровениях Господних мы, по неверию своему, все еще остаемся во тьме неведения, в совершенном непонимании путей Господних. И слово пророка во всей силе дошло и до нас: Господи! кто верова слуху нашему? и мышца Господня кому открыся (Ис.53:1)? Ни слов Божественного Писания, ни силы и могущества Господня мы не разумеем, или, так сказать, не признаем мы за истину непреложную все откровения Господни.

Братия! помнить надо слова апостола Павла, что мы сами собою неспособны даже помыслить ни о чем богоугодном; но есть у нас способность только воспринимать от Бога добрые мысли и превращать их в соответствующие им желания и дела. Сего да сподобит Господь всех нас, прилежно изучающих слово истины.


Источник: Собрание сочинений / Стефан Филейский; вступ. Ст. И.С. Гомоюнова и С. А. Гомоюнова. - Киров (Вятка) : Буквица, 2007. - 992 с. ISBN 978-5-9901101-1-3

Комментарии для сайта Cackle