Источник

Приложение II. Письма старца иеросхимонаха отца Стефана

Письмо 1-е92

Любезный мой друг И.В.!

Получил я Ваше письмо и, хотя четыре тысячи верст разделяет нас, был вновь утешен Вашею ко мне любовью. Но вы знаете слово истины: в нюже меру мерите, возмерится и вам (Мф.7:2); потому и я, призвав благопоспешествующую благодать Божию ко всему благому, предлагаю Вам в возмездие худоумное мое писание, которое может ли Вас порадовать – не знаю; но только написано с тем, чтобы поделиться чувствами моего сердца, всегда любящего Вас как духовного моего брата, как любезного моего друга, как незабвенного благодетеля моего. Любезный мой, дорогой мой друг И.В.! если я и умирать буду, то, кажется, и тогда припомню Ваше добродушие, Вашу милость, Вашу любовь ко мне, недостойному. Верьте мне, что Ваши милостыни или, лучше сказать, Ваше дружеское ко мне расположение останется и по конце моей жизни незабвенным; и я благодарю, сердечно благодарю Вас за все и со слезами прошу у Господа милости как себе, так и Вам. Благодарю еще Я.В., А.В., их добрых родителей и умных жен, передайте им от меня поклон и благодарность; скажите, что люблю я их и молюсь за них. Я не пишу им особенного письма потому, что все, что относится к Вам, относится и к ним. В моем сердце Вы с ними нераздельны; как от Вас, так и от них я пользовался всегда таким же вниманием и любовью, потому я и за них равно молюсь, как и за Вас.

Вы пишите, И.В., что Ваша ладья осталась без весла, и печальный пловец, в отчаянном горе, не знает, что делать; воздержания ни в чем не имеет и молиться не может, на краю погибели – бедняжка!.. Встану я на колени пред Распятым за нас, сладчайшим моим Иисусом и помолюсь за Вас: «Господи! неужели погибнет мой милый брат И.В.?!» И обольюсь я слезами, сто раз я испрошу у Бога милости Вам, – с плачем и рыданием взывая: «Не попусти, Господи, погибнуть моему благодетелю!.. Верьте, И.В., верьте Богу, что вы не погибнете; Иоанн Златоуст говорит: «Милостивого не только помиловании от него, но и непомиловании любят; и аще что люто приключится ему, вси молят за него, глаголя: Боже, сотвори ему милость и мимо веди скорбь его». Мне ли можно забыть, И.В., Вашу милость? Мне ли за Вас не молиться? Как вспомню, что И.В., бывало, идет ко мне и ненастною порою, и в дождь, и в грязь, все несет что-нибудь, не потому, что я нуждался, но потому, что любил он сам творить какую-нибудь милость мне. Как вспомню об этом, так и обольюсь слезами, сижу и плачу, да говорю Всеведущему: «Господи! Да не погибнет же кормилец мой, мой благотворитель, мой благодетель, добрый И.В.... Спаси же его, милосердый Господи!..» Дорога и пред людьми милостыня, но несравненно она дороже пред Богом; потому я и говорил Вам всегда, и ныне еще говорю: «Творите милостыню, И.В., творите всегда, дорога милостыня для человека нуждающегося, – это я сам на себе испытал». Я Вам сказывал, как кусок черствого хлеба заставлял меня иногда проливать горячие слезы и просить у Бога милости милостивому человеку. А что милостыня угодна Богу и не дает милостивому человеку погибнуть, об этом я расскажу, пожалуй, и теперь. В Прологе я читал: «Во многих трудах богоугодных проводил долгое время в пустыне Фивейской некто великий к добродетели Пафнутий и просил Бога открыть ему, кому он подобен. Ангел Господень явился ему и говорит: «Ты подобен музыканту, который живет в городе». Пафнутий тотчас пошел в город и отыскал того, который мог с ним сравниться в добродетели. «Кто ты такой и как живешь?» – спросил его Пафнутий. «Великий я грешник, – отвечал ему свирельщик, – пьяница я и блудник, и вот несколь давно как был еще разбойником». Тогда еще с большим желанием стал испытывать его Пафнутий: «Да разве сделал ты кому великое добро? Не в лености я проводил жизнь свою в пустыне, но Бог открыл мне о тебе, что ты ничем не хуже меня». Тогда начал припоминать бывший разбойник о своих делах и поведал Пафнутию следующее: «Раз как-то, когда я был в шайке разбойников, отнял от товарищей моих девицу, уневещенную Христу, и ночью проводил ее до деревни и не прикоснулся к ней. А во второй раз встретил я в пустыне женщину, весьма красивую лицом, блуждающую и горько плачущую, и спросил ее: «О чем плачешь?» Она же рассказала, что за 300 золотых посадили ее мужа в темницу и детей ее троих продали, а она, скрывшись в пустыне, вот уже три дня не ела. И я сжалился над ней, накормил ее, дал ей 300 золотых и проводил ее до города, где она выкупила своих детей и освободила своего мужа от темницы».

«Не погубляй души своей, брат мой, – тогда сказал свирельщику Пафнутий, – посмотри, сколь милостив к тебе Господь, сравнивающий тебя со мною, потому не отчаявайся, но мирские песни перемени на духовные и прославляй милость Божию». И музыкант пошел с Пафнутием в пустыню и был ревностным монахом, в молитвах и пении Богу провождая всю жизнь свою.

Не отчаивайтесь и Вы, И.В., но творите милостыню бедным; особенно снабжайте посвященных на служение Богу: видите, какую цену имеют два добрых дела повествующего свирельщика. Если желаете и еще мне благодетельствовать, то не забудьте Н., пусть она примет от Вас мою часть, и мы оба будем за Вас молиться Богу. Люблю я всех, но наиболее тех, которые стараются, или, по крайней мере, желают служить Богу, а Н. не отказывается, слава Богу; помоги ей, Господи! Помогите и Вы, И.В., этой будущей рабе Божией. Даст Бог, возрастет она, будет в добродетели: тогда расплатится с Вами своими слезами к Заступнице усердной, Споручнице грешных. Припомните, И.В., еще то, что я рассказывал Вам прежде, как должно укреплять себя надеждою спасения, когда враги душе твердят: «От Бога твоего нет тебе спасения». Знаете, что св. Антонию было сказано, когда он начал помышлять о величии своих пустынных подвигов: «Антоний! – тайный голос ему послышался, – ты не пришел еще в то спасительное состояние кожевника, который живет в многолюдном городе Александрии». Отысканный Антонием кожевник уверял Антония, что он не помнит, когда бы он мог сотворить какое-либо угодное Богу дело. Потому, пробуждаясь утром, – так говорил кожевник, – и принимаясь за работу, я до самого вечера все думал: «Господи! все люди в нашем городе спасутся, от мала до велика все внидут в Царство Небесное, один я буду ввержен в геенну». И.В., верьте слову Господнему: «блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное» (Мф.5:3). Сознание своей бедности в добродетели, чувствования окаянства своей души, служа побуждением к жизни богоугодной, соделывает всякого наследником блаженства. Только не отчаивайтесь в милосердии Божием, но из глубины души взывайте: «Боже! милостив буди мне, многогрешному». Делаете ли Вы какое дело или бываете без дела, дома ли находитесь или идете куда, сидите или лежите, – всегда и за все осуждайте себя; как можно чаше напоминайте себе: все люди лучше меня живут; все люди как люди, а я один живу хуже скотины. Если Вы будете постоянно сами себя осуждать, во всяком случае, только укорять самого себя, то верьте Богу, что не погибнете. Вот еще Вам свидетель верный – апостол Павел, который говорит: аще бо быхом себе, осуждали, не быхом осуждены были (1Кор.11:31). То есть, если мы будем в сей жизни сами себя осуждать, то в будущей (жизни) не будем осуждены Богом. Надейтесь, И.В., на милость Божию, надейтесь, а свою жизнь порицайте. Любите, друг мой, милосердного Бога, любите Бога, милующего грешников; а самого себя возненавидьте. Будьте готовы пред всяким человеком смириться, всякому человеку в ноги пасть, или, по крайней мере, низко поклониться. Если заметите – кого чем огорчили, старайтесь поклониться и попросить со смирением прощения. Бога ради, И.В., всегда я Вас упрашивал и ныне еще умоляю, Бога ради, не сопротивляйтесь воле своих родителей, не огорчайте их; вспоминайте прежние труды отца своего; не забывайте никогда болезни своей матери, деннонощные попечения ее о Вас, когда Вы были малы; сколько у нее было хлопот всегда, сколько разного рода неприятностей она терпела и тогда от Вас. Если еще и ныне Вы будете какие-нибудь огорчения делать ей, то подумайте, как к Вам милостив будет Господь, когда Вы немилостивы оказываетесь к величайшим своим благодетелям? Как Богу умиротворять Вашу душу, когда немирно живете со своими родителями? Потому, И.В., прошу я Вас, если действительно желаете Вы спасения душе своей, то за всякий раз, как огорчены будут через Вас родители Ваши, наедине где-нибудь Вы должны кланяться им в ноги и сто раз просить у Бога милости себе в тот день с земными поклонами. О молитвенном чтении акафистов заботьтесь, И.В.; делайте себе понуждение во всякий день прочитывать хотя по одному акафисту. Еще для успокоения Вашей души хорошо Вам накануне воскресных дней и праздников спать по ночам где-нибудь одному и хоть по десяти поклонников творить началом своего спасения; в воскресные же дни и большие праздники непременно быть у Литургии, а то не будете мирны в душе своей.

Еще мало свет в вас есть, ходите, И.В., путем правды, ходите, дóндеже свет имате, да тьма вас не имет (Ин.12:35); а то наступит и на Вас та злополучная година и область темная, которая покрывает всю землю. Тогда, – о, не дай того Господи! – тогда Вы всем сердцем опять обратитесь к миру и поработаете ему с любовью; а Бога, спасающего нас, забудете и не вспомянете даже о том, как угодить ему. Тогда – и горе, вечное горе, и стоны, и рыдания, не скончаемые вовеки, ожидать будут Вас.

Любил я с Вами и прежде беседовать и ныне с великою охотою, хотя и от конец земли, но еще имею возможность письменно побеседовать с Вами и с великою охотою продолжаю беседу свою. Видите, как люблю я Вас! Не презрите же мою любовь, не отвергните же прошения, но постарайтесь, сколь есть силы, сие исполнить: мир имейте со всеми и уважение оказывайте всякому, а тем более родителю и родительнице; щадите немощь своего подружия и не озлобляйте слабое сердце. Особенно сердце болезненное жалейте и старайтесь успокоить во всем; и при всем этом будьте мудры, яко змии – не человекоугодником делайтесь, но рабом Христовым; старайтесь из всей силы отвергаться ветхого человека (плотоугодия) и для этого подвизайтесь проходить сквозь всякие тесноты, как делают змеи, когда стареет на них кожа, не дающая им свободно ползать, и они сквозь скважины пролазят, чтобы освободиться от ветхости. Советуйте также поступать и своему братану – В.А. Если можно, то пусть бы он сходил весной поклониться куда-нибудь к мощам святых угодников, и там, в скорби сердечной, с плачем, от всей души, мог бы попросить у Господа себе доброго спутника в жизни. Избирать себе жену надобно не глазами, а слезами; потому что многое у человека зависит от жены, которая может всего лишить своего мужа, как Ева нашего праотца Адама лишила всякого блаженства; потому полагаться на себя или на совесть других в сем случае весьма опасно. Кто прельщает себя одною видимостью, тот не порадуется, а скорее наплачется от своей прелестницы; и хорошо, если только здесь на земле, а то и в вечности будет плакать вместе с нею и злобно скрежетать на нее зубами; потому советуйте В. молиться Богу усерднее.

Писать теперь еще особенное письмо Вере В. или Матроне П. я считаю излишним, потому что все мои доброжелатели и благотворители в сердце моем нераздельны, а особенно сии добрые в женах боголюбивых, и еще Анна С. с ними составляют как бы одно с Вами, И.В., потому и все то, что для Вас написано, может послужить и им в преуспеяние в добродетели, чего мне наиболее желательно. И я уверен, что Вы не ленивы будете прочитать сие письмо и засвидетельствовать им мое глубокое к ним почтение и за хлеб и за соль великую благодарность. Что послал Бог от благотворителей получить ныне, то постараюсь употребить в пользу душе их, я сам теперь изъявляю только одну благодарность им. Не забудьте, И.В., передать нижайшее от меня почтение Василию Петровичу, царевскому отцу диакону, также Трифону И. Гуняеву и всему его семейству, особенно же престарелому его родителю, также моему родному брату Ивану Петровичу, невестке, племянникам и племянницам. Онисиму Ф., Агафону и Косьме, Симеону А. Вьюгову, Филиппу Г. и всем знакомым; скажите, что я люблю их и молюсь за них. Еще, не увидите ли Ивана Я. Петухова, передайте от меня поклон ему, супруге его и родителю его. Низко кланяюсь Вашим родителям и Вашим братьям. Простите, И.В. Заочно целую Вас. Любящий Вас сердечно Семен Куртеев.

Афон. 25 октября 1870 г.

Письмо 2-е.

Возлюбленный Боголюбец В.Н.!

Нижайший от меня поклон Вам с дарованной Вам от Бога рабою Божиею Вашею супругою. Спасайтесь! Боголюбцы, спасайтесь! Трудитесь и живите для Бога, утешайтесь Его богатою к Вам милостию и других – сирых, несчастных утешайте, как утешили и меня, больного странника, своею вышеродственною любовью. Помню я Вас, мои милые, помню дорогие Ваши услуги для меня, ласковое обращение, радушное угощение и прочее, и прочее – все не перечтешь. Да спасет Вас Господь и милостиво сохранит от всякой напасти, раздора (не мира) супружеской жизни.

Посылаю Вам книжки в подарок за Ваши благодеяния и за те 5 рублей, которые я взял на дорогу, а остальные 5 рублей послал с ямщиком.

И.И. поклон, его супруге и сынку. Простите, остаюсь в любви к Вам.

Послушник Семен Куртеев. 19 февраля 1877 года.

Письмо 3-е.

Возлюбленная Богом N!

Я слышал не от лгуна, Вы можете быть покорною моим советам; а если так, то счастлив я буду, когда Вы будете поступать так: поутру молиться о том, чтобы днем ничуть не злиться, хотя что и не по Вашему будет. Кто злится, тот с дьяволом дружится; этот его ученик. Христос говорит: научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим (Мф.11:29). Если осердишься когда, то и тужи о том, что ты не послушница Христова, а подруга противника Его – дьявола.

Злословие губит душу, и посему обуздывай язык, – сказано в Писании, – тихо, мирно поживешь (Сир.19:6); женские души ад душит больше за злой язык.

Не огорчайся на истину. Я Вас не виню. Добра желаю.

Недост. иеромонах Стефан. 11 января 1884 г.

Письмо 4-е.

Предобрая раба Божия М.!

Мир и благословение от Господа. Прошу до шести тысяч в каждый день произносить Иисусову молитву. Мирствуйте со всеми, ради спасения души своей.

Кланяюсь сестрице Вашей и племяннику П.И., благодарю за дорогой гостинец.

Кланяюсь девам – певицам Христовым, желаю им не унывать, но чаше Бога призывать.

Простите. Прошу помолиться о мне.

Недостойный иеромонах Стефан.

Письмо 5-е

Серафима А.!

Хотя не знаю тебя лично, но осмеливаюсь сказать для пользы души твоей и мужа: чтобы не постыдно было на суде Божием, нужно непременно совершить над вами таинство брака, то есть повенчаться. Смиритесь пред Господом, примиритесь с уставом святой Церкви Христовой, и благо вам будет.

Господь долготерпелив, но чем более терпит, тем более наказывает. Потому не до смерти пребывайте во грехе; а иначе беззаконие погубит вас. Ибо путь нечестивых – погибель.

Иеромонах Стефан.

* * *

92

Из 2-го путешествия на Афон (примечание из издания 1910г.)


Источник: Собрание сочинений / Стефан Филейский; вступ. Ст. И.С. Гомоюнова и С. А. Гомоюнова. - Киров (Вятка) : Буквица, 2007. - 992 с. ISBN 978-5-9901101-1-3

Комментарии для сайта Cackle