Источник

Третье прошение молитвы

«Да будет воля Твоя, яко же на небеси, и на земли». (Мф. 6:10).

Тексты

«В законе Господа воля его (благочестиваго) и о законе Его размышляет он день и ночь». (Пс. 1:2).

«Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень». (Пс. 36:5–6).

«Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце». (Пс. 39:9).

«Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра. Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю». (Пс. 118:72, Пс. 118:163).

«Помышление сердца человеческого – зло от юности его». (Быт. 8:21) (Ср.: Быт. 6:5).

«О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом Твоим». (Мих. 6:8).

«Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в Царство небесное; но исполняющий волю Отца Моего небеснаго». (Мф. 7:21).

«Кто будет исполнять волю Отца Моего небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и матерь». (Мф. 12:50).

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя». (Мк. 8:34).

«Иисус сказал им: не знаете, чего просите». (Мк. 10:38).

«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». (Лк. 11:28).

«Моя пища есть творить волю Пославшаго Меня и совершать дело Его. (Ин. 4:34).

«Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает». (Ин. 9:31).

«Страждущие по воле Божией да предадут Ему, какь верному Создателю, души свои, делая добро». (1Пет. 4:19).

«И мир проходит, и похоть его; а исполняющий волю Божию пребывает во век». (1Ин. 2:17).

«Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу». (Рим. 7:18).

«А ты кто, человек, что споришь с Богом?» (Рим. 9:20).

«Плоть желает противного духу, а дух противится плоти. Они друг другу противятся так, что вы не то делаете, что хотели бы». (Гал. 5:17).

«Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы нам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Рим. 12:2).

«Воля Божия есть освящение ваше». (1Сол. 4:3).

Изречения

Старинные толкователи называли это прошение труднейшим.

Три момента в третьем прошении: осуждение своей воли, когда она своекорыстна; познание воли Божией и покорение себя святой воле Бога.

«Когда я не знаю, какое из двух решений выбрать, я выбираю менее желательное».

«Наемники трудятся за плату, купцы торгуют для барыша. В молитве не будь ни наемником, ни купцом. Положи голову на землю и молися: яви мне, Боже, что надлежит помилованному, а не что – грешному».

Сказано: просите, стучите. И стучание не противоречит третьему прошению. Иногда, ведь, на стук отворяют и не ту дверь, в которую стучатся.

Когда ты перестаешь заботиться, начинает заботиться Христос.

«Несчастным бывает, кто много желает». (Пословица).

«Насколько возрастет добродетель настолько отсекается своя воля». (Сенека).

«Чем быстрее планета обращается около солнца, тем медленнее около себя. Чем более любишь Бога и людей, тем мене остается попечения о себе». (Жак Поль).

«Легко совершаются только дурные дела, – дела, несущия нам несчастия. То же, что хорошо, благотворно для нас, делается только с трудом и неохотой». (Буддийская мудрость).

«Не тот свободен, кто исполняет чтобы ни захотел, но тот, кто хочет, того, что должен исполнить». (Клавдиус).

«Да будет воля Твоя». Это не то, что волю Божию можно перенести, претерпеть. Это не простая покорность, не предание себя воле Божией, а желание исполнить ее. Это мольба, чтобы сила Божия еще более проявлялась повсюду, по отношению ко мне, к каждому, ко всему миру. Это моление, чтобы всемогущая сила Божественной воли была известна всему миру, всеми чувствовалась, всеми почиталась». (Друммонд).

«Воля Божия совершится во всяком случае, буду ли я или не буду исполнять ее; но от меня зависит быть противником этой воли и лишить себя блага участия в ней, или же быть проводником ее, втянуть ее в себя, насколько она может вместиться во мне в виде любви и жить ею, и испытывать ненарушимое благо».

«В тяжелые времена нужнее всего помнить, что когда трудно, то это самое трудное и есть то, что задано мне, что это и есть тот случай, который не повторится, в котором я могу показать, что я точно хочу делать не свою, а Его волю».

«Мы здесь в положении пассажиров на каком-то большом корабле, у капитана которого есть неизвестный нам список, где и когда кого высадить. Пока же нас не высаживают, что же мы можем делать другое, как только то, чтобы, исполняя закон, установленный на корабле, стараться в мире, согласии и любви с товарищами провести определенное нам время».

Примеры

Закон сердца. Человек, исполняющий закон только внешнимь образом, не более может назваться исполнителем закона, чем тот, кто взявшись нести бревно, понесет только кору этого бревна.

Сущность закона имеет отношение к сердцу человека. Внешния действия подобны коре древесной. Фарисеи были искусные носители коры; тяжелое дерево было слишком обременительно для их плеч. Пророк Давид, напротив, понес все святое бремя закона. Он пишет: «поучахся в заповедех твоих, яже возлюбих зело. И воздвигах руце мои к заповедемь твоим, я же возлюбих, и глумляхся во оправданиих твоих». (Пс. 118:47–48).

Кто не возлюбил весь закон, тот не свят. Кто не имеет закона в сердце своем, тот его не исполнит. Весь человек должен быть на службе Господней, а не уста и руки только.

Сподоби меня, Господи, любить весь Твой закон, а особенно предписания его, касающияся моего сердца.

Да будет воля Твоя! Один старик раскрыл Евангелие и стал читать молитву Господню. Присутствовавший тут знакомец высказал удивление, что глубокий старик еще не выучил наизусть молиты Господней. На это набожный старец ответил: «да! я дошел только до третьего прошения: «да будет воля Твоя» и еще не усвоил его».

Неразумная жизнь. «Кому уподоблю род сей», вопрошал Иисус «во дни оны». Но и теперь можно повторить этот вопрос и дать ответ на него более печальный, чем данный Господом. Многие, многие живут безсознательною жизнию и уподобляются животным. Во времена Иисуса была надежда, ожидание, народный идеал. Но ныне? Одни живут подобно ласточкам, целодневно порхающим для уловления мушки и укрепления грязью своего гнездышка. Другие подобны раздувающим свой хвост и величающимся павлином. Третьи находят отраду в еде, питье, и угождении низменным похотям, подобно животным, которых глаза всегда обращены к земле. Четвертые свирепствуют подобно хищным зверям – львам, волкам и тиграм. Пятые, подобно паукам, ткут искусную паутину, годную лишь для уловления мух. Некоторые, подобно кротам, копаются в земле и боятся солнечного света. Иные, подобно лошадям и волам, трудятся, заботясь только о достаточном корме. Многие, даже и в преклонные годы, подобны детям, проводящим время в еде, питье, игре и сне.

«Не спрашивая почему». В одной школе спросили у детей, как творится воля Божия на небе? Множество посыпалось ответов: «охотно»... «сейчас»... «радостно», и проч. последний голосок принадлежал очень маленькой девочке, которая благоговейно сказала: «не спрашивая почему»! Да, с доверием, которое не вопрошает, но исполняет, творят волю Божию те, которые сознательно произносят это третье прошение, а согласуют с ним свою жизнь.

Воля Божия – единение людей. Мать польского еврея Арона – Марфа ссужала деньгами под залоги. Раз ей принесла одна бедная женщина молитвенник. Еврейка спросила вошедшую, почему она для заклада выбрала молитвенник.

– У меня в доме нет ничего подходящего для заклада, ответила пришедшая: а вчера мы доели последний хлеб.

– За сколько ты хочешь заложить эту книгу.

– Мне было бы довольно двух гульденов до возвращения мужа из Германии, куда он понес на продажу миткаль.

– Вот вам два гульдена, сказала закладчица, а книгу оставьте у себя. Мне было бы грешно, если бы я помешала вам молиться вашему Богу. Если ты честна, то и без заклада вернешь, деньги.

Этот случай, вместе с притчей «о милосердом Самарянине», отвечает на вопрос: кто нам ближний и в чем состоит воля Божия?

Смерть сына. Герцогиня Филиппина-Шарлотта Брауншвейгская утешалась мыслию о скором возвращении из путешествия своего сына Леопольда. Вдруг пришла весть, что Леопольд погиб в волнах разлившагося Одера, спасая других утопавших (27 апреля 1785 г.). Все государство было повергнуто в печаль таким несчастием. Через полчаса после получения матерью известия о гибели сына, духовник застал ее сидящею в кресле с Библией в руках. Герцогиня тихо сказала пастору:

– Тяжко поразил меня Господь, но да будут благословенны все дела Его. Я не ропщу. Он причинил мне скорбь по Своей мудрости и доброте. Он этим приближает меня к Себе. У сьинка моего было доброе неиспорченное сердце. Если бы продлилась его жизнь, как легко он мог бы испортиться душою! Царящая в этом мире ложь запятнала бы его чистую душу. Да, Господь, любя моего юношу, отозвал его из этого мира.

Принуждение. На вопрос аввы Макария: «какое дело монаха», – авва Захарий сказал:

– По мне, отче, тот – монах, кто во всем делает себе принуждение.

«Не знаете, о чем просите». Эти слова Христос сказал двум ученикам, просившим Его о первых местах в Царстве небесном. (Мк. 10:38). Ко многим нашим молитвам применимы эти слова. Иной отец просит, вымаливает для сына тех или других преимуществ и, когда эти дешевые блага оказываются неполезными для молодого человека и не создают его счастия, отец, вздыхая, говорит: «не знал я, чего просил». Вот мать усердно просит выздоровления своему больному малютке. Ребенок выздоравливает. Проходят годы и мать со слезами на очах говорит сыну:

– Я не знала тогда, чего просила у Бога. Если бы ты умер непорочным, ты был бы у Бога. А теперь ты живешь на нашу скорбь и на свой позор.

«Вы не знаете, о чем просите, – это истинный ответ на мольбы о почете, о роскоши, о богатстве; просящим этих благ у Бога нужно помнить, что, чем выше положение, тем глубже падение; чем значительнее должность, тем тяжелее обязанность; чем крупнее имение, тем больше забот. Фридрих Великий говорил: «государь – только знатнейший слуга своего народа».

Опора милосердия – надежда на Бога. Авва Нестерой имел две одежды. Брат спросил: «если нищий попросит у тебя одежду, какую дашь»? Нестерой ответил:

– Лучшую.

– А если другой попросит у тебя одежду?

– Отдам половину оставшейся.

– А если третий будет нуждаться в одеянии?

– Раздеру остальное и себе сделаю опоясание из остатка.

– А если четвертый проситель обратится к тебе с просьбой об одежде?

– Отдам опоясание, а сам укроюсь и буду ожидать, что Бог прикроет меня.

Скорбь и вера. Если ты стоишь на пепелище твоего дома, когда огонь уничтожил твои пожитки; если ты сидишь при гробе твоей супруги или сына любимца, вырванного смертью из твоих объятий наперекор мольбам и слезам, – то здесь испытывается твоя вера. Можешь ли ты с Авраамом положить своего любимца на жертвенник и думать: «что ни совершает Бог, – благо, хотя бы я и не понимал этого?..» Можешь ли ты с Иовом сказать на обломках земного счастья: «Господь дал, Господь и взял. Да будет благословенно Его имя!» Можешь ли приникнуть к горчайшей чаше испытания с молитвенным возглашением Искупителя: «Не Моя воля, Отец, да совершится, но Твоя»? Если можешь, то благо тебе, ты не вполне несчастен, ибо твоя вера выдержала огненную пробу.

Крест жизни. Почему мы часто свою жизнь называем тяжелым крестом? Спросил любознательный сын.

– Смотри, отвечал отец, – показывая сыну две палочки: одну покороче, другую подлиннее... Эта короткая палочка – наша грешная, человеческая воля; а палочка длинная – воля Божия, воля Христова. Если короткую палочку, нашу волю, мы поставим поперек воли Божией, – у нас и выходит крест; а если наложим первую палочку на вторую, если сольем свою волю с волей Божией, то уже креста нет. Старайся, закончил отец, – с юности о том, чтобы твоя воля не расходилась с волей Божией

На часах. Когда солдат стоит на часах, то он без позволения начальника не смеет до смены отлучиться от своего поста. И нас Бог поставил часовыми и мы не должны покидать место прежде, чем сделаем приказанное и получим отпуск.

При вратах, залитого лавой, города Помпеи раскопали скелеты часовых, оставшихся верными своему назначению, когда жители города обратились в бегство. Пример, достойный подражания! Хотя бы земля потряслась в своих основаниях, мы должны быть верными своему делу. Если мы призваны возвещать Евангелие, то останемся ему верными, хотя бы мудрость мира сего соблазнила всех наших товарищей по призванию. Если нам поручено воспитание одного или двух детишек, то будем исполнять это дело с таким вниманием, будто бы руководили легионом ангелов. Представьте себе, что было бы со вселенной, если бы звезды оставили свои пути и солнце отказалось светить! Однако, подобное делают разумные твари! Сначала небрежность и запущение, потом измена и возмущение против своих обязанностей.

Какая честь служить в армии величайшего Царя Иисуса! «Что скажет Он вам, то и делайте» (Ин. 2:5); – вот совет Матери нашего Господа. Где Божие повеление, там нужно забывать об опасностях. Наша честь и наше счастье не в том, чтобы в минуту невзгоды оставить место, указанное Господом, но в том, чтобы до последней капли крови исполнять Его волю. Что мы, оставивши дело Господа, делали другия дела, не послужит нам оправданием. Не оправдается часовой, оставивший свой пост для погони за птицами или белкой.

Целебный бальзам. «Ты никогда не бываешь не в духе!» говорили одной женщине, которая имела сильные испытания в своей семье; или ты не чувствительна ни к людским несправедливостям, ни к житейским невзгодам?'»

– Напротив, отвечала она, я так же к ним чувствительна, как и все, но они мне не вредят».

– «Стало быть, у тебя есть против них особенный бальзам?»

– «Именно так: людския досаждения я отражаю от себя христианской любовью, вещественные неудачи терпением и молитвою, а всякую рану я заговариваю следующими словами: так угодно Богу».

Господь вознаградит. И сказал Амасия человеку Божию: что же делать со ста талантами, которые я отдам войску Израильскому? И сказал человек Божий; может Господь дать тебе более сего (2Пар. 25:9). Если ты сделал ошибку, то неси последствия ошибки, но не иди против воли Божией. Господь может вознаградить тебя за потери и лишения. Но если и не вознаградит, ужели ты будешь с Богом спорить и торговаться? Царь. Иудейский собрал войско из отступивших от веры Израильтян. Повелено ему чрез пророка это войско распустить, потому что Господь не с ним. Царь не отрекается повиноваться, ему только жалко затраченных на войско 200,000 рублей. Но Господь помог, и царь без помощи наемников поразил врагов.

И ты, христианин, не жалей потерь ради совести, ради мира, ради Христа. Эти потери не убыточны. Нередко они вознаграждаются и в этой жизни. Что же касается вечности, то эти потери можно назвать сбережением для небесной жизни. Итак, при чистой совести не скорби об убытках: «может Господь дать тебе более сего».

Бог зовет к молитве. Воззови ко Мне и Я услышу тебя и возвещу тебе важное и сокровенное, чего ты не знаешь (Иер. 30:3). А нас хотят уверить, что молитва действует только на молящагося. На основании личного и многократного опыта называем это утверждение лживым, Иегова, живый Бог, ясно обещает здесь дать ответ на молитву. Воззовем к Нему и не усомнимся в ответе Его! Ужели не услышит Тот, Кто создал слух? Кто повелел родителям любить детей, ужели останется безчувственным к воплям Своих сынов и дочерей?

Услышит Господь верных Своих в их скорби. Сотворит для них чудесное, – то, что они не видали, не слыхали, о чем не виделось им в сновидении. Он откроет им новые благословения, если будет нужно. Он обыщет моря и земли, чтобы напитать их. Он пошлет всех ангелов бесплотных на помощь им в час нужды. Он удивит нас Своими небывалыми щедротами. И все, что Он от нас хочет, – это молитва. Будем же молиться радостно!

Значение мелочей. Скульптора, доделывавшего статую, посетил его знакомый и, посмотрев на работу, сказал: «в эту неделю ты ничего не прибавил к работе». Скульптор ответил: «а я переработал эту часть, а ту несколько исправил. Слегка прошел я по этой черте лица, выказал этот мускул. Лицо получило более выражения, а члены приобрели большую живость», – Это так, возразил знакомый, но все это мелочи. – «Верно, сказал скульптор. Но вспомни, что мелочи образуют совершенство работы, а совершенство уже не мелочь».

Так и в жизни христианина сон, пища, слово, дело, взгляд, внимание, учтивость, тихость, терпение в каждый час обыденной жизни – мелочи, но без этих мелочей не может образоваться совершенный христианин. На всяком шагу жизни вопрошай и исполняй волю Божию.

Труд для Иисуса. Маленький мальчик сказал однажды своим родителям:

– Желал бы я, чтобы Спаситель еще жил на земле; я стал бы Ему помогать.

– Чем же ты мог бы помочь Иисусу? Ты такой маленький, с улыбкой сказала мать.

Мальчик на минуту задумался, а потом с живостью сказал:

– Я стал бы бегать у Него на посылках; исполнять разные Его приказания.


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 1. Ч. 1-2. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle