Источник

Четвертое прошение молитвы

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6:11).

Тексты

«Он смирил тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа, живет человек». (Втор. 8:3) (Ср.: Мф. 4:4).

«Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению». (Пс. 144:15–16).

«Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день». (Притч. 27:1).

«Нищеты и богатства не давай мне, – питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто – Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе». (Притч. 30: 8–9).

«Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом». (Сир. 30: 14).

«А молясь не говорите лишнего.., ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде прошения вашего... Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить; ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело одежды? Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне. Ибо завтрашний день будет заботиться о своем. Довольно для каждого дня своей заботы». (Мф. 6:7–8, 25, 32, 34).

«Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». (Лк. 12:15).

«Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». (Ин. 6:12).

«Отец Мой даст вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру». (Ин. 6:32–33).

«Плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питие». (Ин. 6:55).

«Всякое даяние доброе и всякий дар совер-

шенный нисходит свыше от Отца светов». (Иак. 1:17).

«Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию». (1Кор. 10:31).

«Научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии». (Флп. 4:12).

«Великое приобретение быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». (1Тим. 6:6–8).

Изречения

Старинные толкователи называли четвертое прошение легчайшим, а также «вершиной молитвы», так как с этого прошения начинается спуск к слабостям.

Под хлебом можно разуметь все физическия и материальные нужды: одежда, кров, здоровье, труд, мир, отдых. Слово «наш» побуждает думать о благах, добытых честно, без обмана. Словом «насущный» отметается роскошь и излишество.

Почему «днесь», ныне? Потому что завтра новый день, и новая молитва. Предприимчивость не отвергается, если в основе ее не лежат цели своекорыстные и узкия, если предприимчивость не представляет собою «аферы». В приточных образах царя, собирающагося воевать, и хозяина, собирающагося строить башню Господь одобрил предусмотрительность. И для длительных предприятий время разделяется на дни, и вполне достаточно, если предприимчивый человек будет молить Создателя об успехе предприятия «днесь».

"Вопрос 71-й: Какое дарование получил от Бога Веселеил? (Исх. 36:, 31:).

Ответ: зодческой мудрости. Есть мудрость в изготовлении тканей. Мудрость земледельческая, мудрость врачебная. Каждая из них есть Божий дар, подаваемый на пользу людям». (Бл. Феодорит в толк. на кн. Исход).

По уборке хлеба один проповедник поставил вопрос: что Бог дал в хозяйственном году? И ответил на вопрос тремя словами: «довольно, много, мало». Довольно, потому что, имея пищу и одеяние, мы должны быть этим довольны. Много, потому что не достойны того, что получили. Мало, потому что не хлебом одним жив человек.

«Ты встал сытый из-за стола и взглянул на небо и мысленно благодарил Бога, – ты еще не благодарил. Уделил ли ты часть своей трапезы голодному? Или подумал ли ты умом и сердцем, как бы его насытить? Или, если тебе это все недоступно, поскорбел ли ты искренно о его голоде? Если да, то в таком случае ты благодарил». (Вине).

Примеры

Молитва пред принятием пищи. Священник, приглашенный в дом богатых людей, заметил, что хозяева, садясь за обед, не молились. Тогда он вслух прочел молитву и просил хозяев и на будущее время не оставлять молитвы. После двух минут неловкого молчания, хозяин возразил, что каждодневная молитва совершается не внимательно и безучастно. Слова, повторяемые день за днем, год за годом, по необходимости теряют всякий смысл. Прежде, чем священник собрался ответить, семилетняя внучка хозяина сказала ему: «милый дедушка! значит и мне не нужно каждое утро говорить тебе одни и те же слова: «доброе утро, дедушка», и каждый вечер: «добрый вечер, дедушка?» Вновь установилось молчание, а священник, ласково поглядев на малютку, сказал: «в устах юных и грудных детей Ты устроил Себе хвалу, вопреки враждующим против Тебя». (Пс. 8:3).

Кто позаботился? Известный английский про-

поведник Ч. Спуржон разсказывает о своем деде, тоже проповеднике, что у него пала единственная корова, необходимая для пропитания бедной семьи. Бабушка в тяжкой скорби спрашивала деда, что же теперь осталось делать? Дед отвечал разстроенной супруге: «что нам делать поэтому случаю, я не знаю, но что сделает Бог, я могу сказать: Он позаботится о нас. Он знает, что нам нужно молока для наших малых деток». На следующее утро им прислали двадцать фунтов стерлингов, около 200 рублей на наш счет. Откуда такой дар? Спуржон никогда не был членом кассы взаимо-вспомоществования для проповедников. Но в день падения коровы у него, члены этой кассы, при распределении прибылей между собою, насчитали пять фунтов излишку. Один из членов при этом сказал: не худо было бы нам этот излишек отослать бедному проповеднику Спуржону: ему эти деньги весьма пригодятся». Председатель собрания поддержал этого члена, прибавив: «мысль эта добрая; я знаю затруднительные обстоятельства Спуржона и прибавляю еще от себя пять фунтов». Остальные члены кассы сделали еще от себя пожертвования, и таким образом, сложилась сумма в 20 фунтов, полученная Спуржоном на другой день. Члены кассы, конечно, не знали, что у Спуржона пала корова и как необходима ему помощь. Но Бог это знал и позаботился о Своем служителе, возложившем на Него упование.

Не оставлю вас сирыми. (Разсказ сироты).

Последнее время – изредка в домишки маленького городка стал заходить мальчик, лет 10 – 11.

Придет под вечер. Остановится у дверей и ждет спроса.

– Ты что?

– Я пришел пообедать!

– Как? Что?

– Пообедать. Я сегодня не нашел никакой работы – никто мне ничего не дал, и вот Господь послал меня к вам.

Он говорил все это спокойно – и сдержанно.

– Как послал? Кто тебе сказал?

– Он, Христос, сказал: «не оставлю вас сиротами».

Мама, когда, умирала, мне велела помнить эти слова. «Если будешь нуждаться, Он даст хлеба рукой доброго человека». И вот, когда я ничего не заработаю, то иду по очереди к тем, кто мои опекуны...

Не трудно понять, что редко когда отказывали мальчику. Скоро он нашел себе и прочный приют.

В разсказе, который слышали мы сами (мальчика позже видели), поражает эта глубокая вера.

,ьОн» сказал: я не оставлю вас сирыми. Значит, не может быть ни боязни, ни страха. Он не обманет.

Такая вера может двигать горы.

Но как, наверное, было стыдно тем, к кому он приходил. Ведь все же, наверное, сознавали, что не сумей он так властно, с побеждающей верой, напомнить о своем Опекуне Христе, Который их сделал Своими помощниками в опеке, – его бы и не заметили, и не помешали ему умереть с голоду.

Промысл Божий. Одна дама, вынесши нервную горячку, лишилась большей части своих волос. Когда она в первый раз после болезни стала убирать свою голову, то, указывая горничной на выпадающие волосы, сказала: «Кто их сочтет»? Печаль и, какая-то обида слышались в голосе барыни. Горничная тихо ответила барыне: «Господь их сосчитал».

Этот ответ заставил барыню призадуматься. Не давно жизнь ее висела на волоске; Господь укрепил этот волосок, а она не только не благодарит, но еще ропщет за потерю украшения...

Один старый пуританин говаривал: «кто хочет сам себе счастье кроить, только руки порежет. Предайся Богу, и все выйдет хорошо».

От преданности Богу рождается безбоязненность.

Один вождь дикарей, обратившись к христианству, отговаривал миссионера от посещения соседнего племени, говоря, что это племя злое и кровожадное.

На это миссионер возразил:

– Тем нужнее возвестить им слово о Искупителе. Я ничего не опасаюсь со стороны их, потому что без воли Божией и волос с головы не упадет.

Еще о волосах, сосчитанных Господом: говорят, что среднее количество волос у человека 130.000. Сиротопитатель Мюллер буквально понимал изречение Господа о сосчитанных волосах. И надежда его на Бога чудесно оправдывалась.

Подобно Мюллеру из Бристоля в трудные дни для своего приюта обращался к Богу А. Г. Франке с молитвою «Отче наш». В четвертом прошении он делал особенное ударение на слове «нам». Едва бывало он кончит молитву, приносят крупную жертву. Однажды вечером смотритель дома говорит ему: «более средств для содержания приюта нет.

Франке радостно возразил:

– Как я доволен этим! Это – признак, что Бог нам что-либо приготовил. В детстве, когда у меня изнашивались башмаки, мне всегда заказывали новые.

Хлеб и слово. Не хлебом одним будетжить человек, но всяким словом, исходя- щим из уст Божиих. (Мф. 4:4). По воле Божией мы могли бы обойтись без пищи, как и Христос обходился без нее сорок дней. Но без слова Божия существовать не можем. Словом Божиим мы сотворены, оно поддерживает и ныне нашу жизнь и жизнь всей вселенной. Хлеб второстепенный источник нашей жизни, а Бог первая причина. Он может поддерживать нашу жизнь и без хлеба. Подвижники давно приметили, что, по мере убыли у них запасов, уменьшался у них и позыв на пищу. И весьма часто, когда запасы истощались, Господь посылал им неожиданную помощь.

Но нужно, нужно нам слово Божие. Одним им мы можем отгонять диавола. Без поддержки слова Божия мы изнеможем в неравной борьбе. Наша душа нуждается в пище, которая обильно содержится в священном Писании, и нигде больше. Все книги и все проповедники не могут, помимо слова Божия, хотя бы на один день нас напитать. О, Господи! подавай нам каждодневно пищу слова. Она нам дороже царских лакомств.

Довольство. Как много людей и при роскошном столе не находят удовольствия в пище? Бывает и наоборот: скудная трапеза принимается с удовольствием и на пользу. Хлеб насущный оказывается слаще запасных яств. Встретил король Франции Людовик XI на прогулке поселянина и спросил его, сколько он заработывает? – «Сколько и король», отвечал спрошенный. – «А сколько зарабатывает король». – «Сколько употребляет», мудро отвечал поселянин.

Раздел. К королю английскому Альфреду, потерпевшему поражение от датчан, пришел нищий, прося милостыни. Королева сказала нищему, что у короля теперь все запасы заключаются в небольшом хлебе для себя и для друзей. Тогда король сказал: «дай неимущему христианину половину этого хлеба. Тот, Кто насытил пять тысяч пятью хлебами, может и нас всех насытить одною половинкою хлеба».

Полезный дар. Доктор Кук едва не утонул в быстрине реки: он удержался за ветку, а бывшую под ним лошадь унесло течением. Кук отделался болезнью. За ним ухаживала принявшая его в своей дом вдова, жившая близ роковой переправы. По выздоровлении Кук оставил вдове небольшую книгу духовного содержания.

Через пять лет заявился к Куку молодой человек и спросил:

– Помните ли вы о вдове, приютившей вас на время болезни, и об оставленной вами для нее книге?

– О вдове помню, но о книге забыл, ответил Кук.

– Эта книга, продолжал молодой человек, обратила ко Христу вдову, ее детей и послужила образованию целой общины.

Духовный голод. Римско-католическая святая Магдалина из Пацци с раннего возраста чувствовала пламенное тяготение к св. приобщению. Известно, что у католиков с 11 века прекратили приобщение кровию, а потому и приобщение детей до сознательного возраста. Пока Магдалина не могла быть допущена к приобщению, ее высшим наслаждением было смотреть на приобщение других. Когда мать Магдалины по приобщении, которое она принимала часто, возвращалась домой, девочка не отходила от нее весь день, садилась на ее одежды, говоря: «ведь, вы ныне – со Иисусом». Набожная дочь чувствовала благоухание таинства. Духовник разрешил Магдалине приобщиться в десятилетнем возрасте, и в первый раз она сочеталась со Христом на Благовещение 1575 года. Это был для нее день несказанной радости, день, по ее признанию, неповторившийся. Духовник, приметив восторженное благочестие девочки, разрешил ей каждонедельное приобщение. Она с нетерпением ожидала нареченного дня. В день приобщения она плакала от радости.

Цена причастника. Аббата Лакордёра перед праздником для некоторого важного дела хотели задержать в Париже. На просьбы остаться Лакордер возразил:

– Не могу. Не существует столь важного дела, ради которого я вправе был бы пренебречь исповедью нескольких питомцев моей коллегии, готовящихся на праздник приобщиться. Нельзя измерить глубокое влияние хотя бы единократного приобщения в жизни человека.

Враг знает цену Приобщения и всячески от него отвлекает.

Тяжелая вещь. «Как тяжело вечно есть одну и ту же похлебку, когда другие едят вкусные кушания», недовольно бурчал Дик, сидя пред суповой чашкой. «Что за удовольствие вставать такую рань да еще в такой холод, чтобы трудиться целый Божий день, а другие там веселятся себе, никогда не трудясь. Тащись теперь по снегу пешком, а другие едут в колясках.

– Какое великое счастие, произнесла вязавшая чулок бабушка, – иметь пищу, когда столько несчастных лишено ее; как хорошо иметь кров над головой, когда столько бездомных людей; какое блаженство быть зрячим и сильным к работе, когда столько слепых и страждущих!

– По вашему, бабушка, всегда все хорошо и легко, угрюмо произнес Дик.

– Нет Дик, на свете есть очень тяжелая вещь.

– Какая? – воскликнул Дик, обрадованный, что и бабушка умеет жаловаться.

– Я думаю, сказала бабушка, что тяжело лежит на сердце неблагодарность при таких милостях, дарованных Творцом.

Не одинока. Бедная женщина жила одна в лесной лачужке. Кто-то спросил, не томится ли она одиночеством?

– О, нет, отвечала она. Вера на ночь запирает двери и охраняет, а к утру Благодарность широко их раскрывает.

Вкусный обед. Преп. Феодосий просил посетившего его князя Изяслава принять участие в их трапезе. Князь из вежливости согласился, предполагая, что обед в суровой обители не может быть вкусным.

Подали краюшку хлеба, сырых овощей и разварной рис на постном масле.

Князю все это показалось вкусным и он съел много.

– Я не могу понять, сказал он игумену, почему у тебя так все вкусно? Я никогда не ел с таким удовольствием, хотя дома стол мой разнообразнее и богаче вашего.

– Это просто объясняется, ответил игумен. У нас здесь все делается с благословения Божия. Иноки готовять трапезу с памятью о Боге, и иногда поя псалмы. А у тебя, князь, пища приготовляется наемниками, спешащими отделаться. Не мало и печали бывает на твоей кухне, когда кто-нибудь из отроков, помогающих повару, провинится; тут же следуют наказание и слезы, горечь которых примешивается к твоей пище.

Умеренность Мания Курия. Этот победитель упорных врагов Римского народа Самнитян и Пирра проводил остаток жизни в деревне, возделывая землю и живя в хижине. Там нашли его Самнитские послы, сидевшим на скамье возле печки и евшим из деревянной чашки. Они подумали, что такого бедняка легко подкупить золотом. Он, отвергая подарок, сказал им:

– Стыдитесь своего предприятия, которое столь же недостойно вас, как и тщетно; не думайте, чтобы я, который не мог быть побежден в сражении, мог быть обольщен золотом. Скажите своим согражданам, что М. Курий желает лучше властвовать над богатыми, нежели быть богатым.

Когда Пирр был разбит при Беневенте, победитель М. Курий не взял ничего из царской добычи. Даже когда сенатом назначено было народу по 7 югеров земли, а ему 50, он отказался взять более 7, считая негодным для государства гражданином того, кто не доволен равною с другими частию.


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 1. Ч. 1-2. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle