Источник

Четвертый член символа веры

(Верую в Господа Иисуса) „распятаго же за ны при Понтии Пилате и страдавша и погребена».

Тексты

„Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. Кто даст с Сиона спасение Израилю?» (Пс. 13:3, 7).

„Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни». (Пс. 15:10–11).

„Поглощена будет смерть на веки и отрет Господь слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле». (Ис. 25:8).

„Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет». (Ис. 53:7, Ис. 53:11).

„Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Мф. 20:28).

„Сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф. 26:28).

„И сказал им: „душа Моя скорбит смертельно». (Мк. 14:34).

„Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». (Лк. 19:10).

„И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесенному быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единороднаго, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин. 3:14–16).

„Я есмь Пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». (Ин. 10:11).

„Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода». (Ин. 12:24).

„Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин. 18:11).

„Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15:13).

„Не тленным серебром или золотом искуплены мы от суетной жизни, преданной нам от отцев, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». (1Пет. 1:19; 2:24).

„Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души за братьев». (1Ин. 3:16).

„Будучи оправданы кровию Его, спасемся Им от гнева». (Рим. 5:9).

„Слово о кресте для погибающих есть безумие, а для нас, спасаемых, сила Божия». (1Кор. 1:18).

„Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшаго». (2Кор. 5:15).

„Смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Флп. 2:8).

Бог „вас, которые были мертвы в грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним (Христом), простив нам все грехи, истребив рукописание, которое было против нас, и которое Он взял от среды и пригвоздил ко кресту». (Кол. 2:14).

.„Мы имеем такого Архиерея, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». (Евр. 4:15).

„Кровь Христа, который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному. Все почти по закону очищается кровию; и без пролития крови не бывает прощения». (Евр. 9:14,22).

Изречения

„Крест – мне свет». (Crux est mea lux). (Древнее изречение).

„Без креста нет венца». (Англ. пословица).

„За Христом пойдешь, – добрый путь найдешь». (Посл.).

Не одни мытаревы согрешения, но и добродетели фарисея вознесли Иисуса на крест.

„Иисус Христос с неба переселился во чрево Девы, из чрева в ясли, из яслей на крест, с креста на престол, с престола в сердца людей». (Св. Григорий Богослов).

Церковь приносит жертву только за верных, Иисус Христос принес крестную жертву за всех». (Паскаль).

„Иисус Христос не хотел быть убитым без соблюдения форм правосудия, ибо гораздо постыднее умереть по суду, чем быть жертвою мятежа». (Паскаль)

„Особенное назначение человека в христианстве – приобщаться страстей Искупителя и страданиями очищать свою душу, чтобы сила жертвы (Христовой) могла в ней воздействовать. Крест – тайна жизни человека в христианстве. (Иоанн, еп. Смоленский – Соколов).

Христос „все ради нас выстрадал, чтобы нас спасти и сделать счастливыми». (Св. М. Игнатий Богон.).

„Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы в храме Бога Любви, распятой за нас». (Прот. Иоанн Сергиев).

Кричат: не нужно догматики, нужна мораль (нравоучение). Но сущность догматики: Он возлюбил нас. А мораль только вывод: будем и мы любить Его.

„После того, как Христос умер за нас, смерть не страшна». (В „Луче Духовном» слово покаявшагося разбойника пред казнию).

„Будем ждать – Бога ли, или вдохновенного Богом человека, который научит нас добродетели и, как говорит у Гомера Афина Диомеду, снимет повязку с наших очей». (Фил. Платон).

„Ах, еслибы у нас был руководитель к истине!» (Фил. Сенека).

„Много у Иисуса любителей царства Его небесного, но мало носителей креста Его. Много у Него искателей утешения, но мало согласных на страдания. Много участников трапезы, но мало участников воздержания. Все хотят со Христом радоваться, но не многие хотят что-либо потерпеть за Него. Многие следуют за Иисусом даже до преломления хлеба, но не многие, – чтобы испить чашу страдания. Многие чувствуют чудеса Его, и немногие следуют крестному поношению. Но хощет Бог, чтобы научился ты терпеть скорбь без утешения, и Ему совершенно покорил бы себя, и стал бы от скорби смиреннее. Телько тот сердечно почувствует страдание Христово, кому доведется пострадать подобно Христу». (Фома Кемпийский).

„У каждого свой крест, свое иго, не в смысле тягости, а в смысле назначения жизни, и если мы смотрим на крест, не как на тягость, а как на назначение жизни, то нам легко его нести; нам легко его нести, когда мы кротки, покорны, смиренны сердцем. А еще легче, когда мы отрекаемся от себя; и еще легче, когда мы несем этот крест каждый час, как учит Христос; еще и еще легче, если мы забываем себя в работе духовной, как люди забывают себя в работах мирских. Крест, посланный нам, это то, над чем нам надо работать. Вся жизнь наша эта работа. Если Крест болезнь, то – нести ее с покорностью; если обида от людей, то – уметь воздавать добром за зло; если унижение, то смириться; если смерть, то принять ее с благодарностью».

„Чем больше отталкиваем свой крест, тем становится он тяжелее». (Амиель).

„Несомненно важнее, как принимает человек судьбу, нежели какова она наделе». (Гумбольдт).

„Хочешь господствовать, служи; хочешь учить, учись; хочешь радоваться, постражди; хочешь жить, умри; хочешь обладать, отдай; хочешь пожинать, сей; хочешь удержать, употреби; хочешь рость, питай». (Лафатер).

Примеры

Принятие жертвы. Господь явился Маною и его жене в виде Ангела и исчез в пламени жертв, повторив супругам обещание о рождении у них сына (Сампсона). Видение Бога означало в древности близость смерти. Это и высказал Маной. Но жена его возразила:

– Если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы от рук наших, всесожжения и хлебного приношения и не открыл бы нам сего... (Суд. 13:23).

Заключение матери Сампсона основано на событиях и выведено по правилам разсудка. Мы не впадем в ошибку, если к себе применим разсуждение женщины.

Отец принял великую Голгофскую жертву и явил к ней Свое благоволение. Можем ли мы считать себя осужденными на погибель? Если бы погибель подобных нам грешников была неизбежна, то для чего – Заместитель, зачем – невинный Страдалец? Жертва Иисусова изгоняет всякий страх из сердец.

Эта принятая жертва уверяет нас, что мы – Божии избранники, Его род, люди близкие Христу, как невеста жениху. Бог заключил с нами завет, договор и уж Он-то не нарушит договора. Прошлое ручается нам за будущее. Мы не умрем, но будем живы, потому что Иисус среди нас до века, мы духом видим Его и в Нем познаем Отца. А богопознание есть жизнь вечная и блаженная.

Краеугольный камень. „Он для вас, верующих драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна» (1Пет. 2:7). Возле строющагося здания лежал огромный камень, строители же не употребляли его, пуская в дело меньшие камешки. Но строительство тогда только пошло успешно, когда этот камень заложен был в угол здания. Так было с Господом Иисусом. Он был не по плечу строителям. Для почитателей обряда Он казался слишком свободомыслящим. Он не боялся оскверниться чрез обращение с грешниками, мытарями. В субботы Он нарушал праздничный покой, исцеляя больных. Правила об омовениях и чистоте Он ставил ни во что. О посте, о молитве, о милостыне Он учил по-новому. Оскорблял словами осуждения людей почитаемых в народе, книжников и законникам. Такой камень не мог быть положен в основу иудейской церковности. Он оказался забракованным.

Все светские люди (интеллигенция) не могли быть Им довольны. Он поддерживал веру в чудеса, а они чудесь не признавали. Он говорил больше о небесном, чем о земном, говорил о грехе и прощении, порицал богатство и роскошь, предсказывал ад, уверял в общем воскресении. Он не был человеком передовым: говорил о злых духах и ангелах.

Простые люди любили слушать Иисуса, признавали в Нем необычайные ум и силу, но недоумевали, почему Он отказывается стать во главе порабощённого нечестивыми идолопоклонниками народа? Он питал их и исцелял, но это только ничтожная помощь. Вот бы свергнуть иго Римское – было бы достойным Его делом.

И мудрецы того времени, профессора лучших школ, утверждали, что Христос – примечательный и удивительный человек, но речи Его несовременны и темны. Например, Он говорит о новом рождении, – разве старик может помолодеть или войти в утробу матери? Собирается Он питать Своею кровию и телом, – что это может означать? Он – мечтатель, непрошедший основательной школы.

На вершинах духовного сословия такие мечтания казались опасными: „лучше, разсуждал архиерей, одному человеку умереть, нежели погибнуть всему народу».

Все эти недоумения в памятную пятницу пред Пасхой слились в общенародный крик:

– Распни Его!

Этот крик означал, что камень отвергнут строителями.

Лишь небольшая группа учеников, несколько женщин, человека два из высших классов ни душой, ни устами не участвовали в этом крике.

Этих-то людей Господь и утвердил быть строителями. Они прежде всего пренебреженный камень положили в основу зцания. Имя Иисуса произносится теперь с благоговением на всех наречиях рода человеческого, миллионы сердец Ему преданы. Его слово несравнимо сильнее повелений владык земных. Он – утешение живых и надежда умирающих. Его славят в гимнах, от Него ведут летосчисление.

Единственное содержание христианской проповеди – Иисус Христос. Но это часто забывается проповедниками. Капитан Вильсон, доставивший в Австралию первых проповедников христианства, услыхал беседу в объяснение притчи о блудном сыне. В беседе пастор ни слова не сказал о грехе, о благодати, о спасении во Христе, но только о юношеских увлечениях и об обязанности родителей прощать раскаявшихся детей. Вильсон по окончании беседы сказал:

– Чтобы учить людей таким истинам, не было надобности Сыну Божию приходить в мир.

Один кандидат на пастырскую должность с особенным тщанием приготовил проповедь для произнесения в присутствии уважаемого пастыря. Но тот не похвалил проповедь.

–  Чего же ей не доставало? Спросил юный проповедник.

– В проповеди не было упомянуто о Иисусе Христе.

– Но и в тексте, на который я проповедал, не было Иисуса Христа, оправ-дывался проповедник.

–  Знаете ли, молодой друг, возразил пастор, в каждом немецком городе есть улица Берлинская, то-есть направленная к Берлину. Так и в Писании каждый текст имеет направление к столице Библии, к Иисусу Христу.

Но как при выборе текста, так и при изложении учения Евангельского нужно приспособляться к способностям и нуждам слушателей.

Методист Веслей для проповеди среди знатных слушателей выбрал текст: „порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева» (Мф. 3:7): Один из оскорбленных проповедью слушателей сказал:

–  Эта проповедь была бы хороша для каторжных.

–  Нет! ответил Веслей: для тех я избрал бы текст: „вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». (Ин. 1:29).

Проповедь о Христе и, не будучи обличительной, оздоровляет душу. После первой проповеди Массильена в Версале, Людовик XIV сказал проповеднику:

–  Слушая других проповедников, я оставался ими доволен. После вашей проповеди я не доволен собою.

В чем любовь Божия? Во времена Лютера один домохозяин строил вы-сокий дом. Осматривая постройки, он упал с лесов, но без вреда для своей целости и здоровья. Он пришел к Лютеру и высказывал благодарность Богу за проявление любви к нему в час великой опасности. Лютер на это сказал посетителю:

–  Друг любезный! Вы обладаете другим лучшим и высшим признаком любви Божией к вам. Представьте себе страдания Христовы, и вы никогда не позволите себе сомневаться в любви Христовой.

Знамя спасения. Испанский суд приговорил англичанина к расстрелу. Английский и американский консулы заявили суду, что казнь должна быть отменена, так как она не соответствовала законам Англии, где родился осужденный, и Америки, гражданином которой он состоял. Когда испанское правительство не придало значения этому заявлению, консулы обвили осужденного своими знаменами и сказали:

–  Теперь стреляйте, если посмеете. Мстителями вам явятся две великия державы, знамена которых вы оскорбите выстрелами.

Осужденный был освобожден от смертной казни.

Так и Иисус обвивает грешника знаменем креста и Своей крови. Сатана убегает, завидя это знамя.

Источник святости. На исповеди женщина горько жаловалась на свои слабости и признавала свое душевное состояние отчаянным, безнадежным.

– Вот, сказала она духовнику: если бы я была так благочестиво настроена, как вы, тогда я могла бы быть спокойна за себя.

– Если бы ваши догадки о моей праведности были справедливы, отвечал духовник, то и в этом случае моя праведность так же мало могла бы оказать вам пользы, как для юродивых дев оказался недоступен елей дев мудрых. Но грех тяготеет надо мною и я каждодневно вынужден повторять слова молитвы: „остави нам долги наши». Однако я вам укажу на Праведника, Который и может, и хочет сообщать свою чистоту просящим у Него: это – Иисус Христос.

Упование грешных. Некто в полудремоте увидел себя стоящим пред воротами неба и слышал пение ликующих праведников. Вот пред ним прошли достопочтенные старцы. На вопрос сновидца: „кто это?» было отвечено: „это – пророки». „Не быть мне с ними», прошептал сновидец. За пророками проследовал с пением „аллилуия» блестящий хор апостолов. „Далек я и от них», печально проговорил сновидец. Вот движутся еще люди в белых одеждах с пальмами в руках. Их встречают громким одобрением. Это движется славное мученическое воинство. Еще ниже поник главою сновидец. Ему ли примкнуть к людям, до крови пострадавшим за истину Христову? Он видит теперь еще многолюднейшее шествие; различает в этом собрании Раав – блудницу, Манассию – царя, Давида, Магдалину, Петра – апостола, Савла Тарсийского и разбойника благоразумного. Сновидцу на его вопрос отвечают: „это – полчище греш-ников, спасенных благодатию». Возликовал сновидец. „С этими, сказал он, и я пойду». Идя, он думал, что не будет торжественной встречи полчищу грешников, спасенных благодатию. Но оказалось – наоборот. Раздалось громкое семикратное „аллилуия». Сновидец убедился, что самая великая радость на небе бывает о грешниках, спасенных кровию Господа Иисуса.

Память о кресте. Три пустынника пришли для назидания к почтенному авве Стефану и заговорили о путях спасения. Все они успели пространно высказать свои мысли, но авва хранил глубокое молчание. Наконец один из гостей спросил авву:

– Что значит, что ты не находишь слов для нас, а мы издалека пришли послушать полезное от твоей опытности?

– Простите меня, отвечал авва: я совершенно не слыхал ваших речей, и все, что я могу сказать вам, это то, что я день и ночь помышляю о нашем Господе Спасителе, пригвожденном за нас ко кресту.

После этих слов, гости ушли, получив от аввы большее, назидание, чем какое можно получить от пространных речей.

Только Христос спасает. Один образованный китаец на таком примере объясняет спасающую любовь Христа: некто попал в глубокую яму и лежал там на илистом дне, не имея сил подняться. Пришел Конфуций (основатель китайской религии), посмотрел на упавшeго и сказал: „Бедняжка! велико твое горе. Зачем ты был так неосторожен и попал в эту ужасную яму? Даю тебе совет: когда вылезешь из ямы, будь осторожен и не подвергайся такой опасности». Пришел Будда (основатель буддийской, весьма распространенной в Азии, религии) и, посмотрев на несчастного, сказал: „Жалкий человек! грустно видеть тебя в такой неволе. Если бы ты поднялся из этой ямы на две трети или даже на половину глубины ее, то я, может быть, сумел бы высвободить тебя». Несчастный слушал эти речи, не будучи в состоянии поднять из ила хотя бы одну ногу. Наконец, пришел Господь Иисус, услыхал стоны упавшего, наклонился всем телом к яме, простер руку Свою и извлек погибавшего. Поставив его на ноги, Спаситель ласково сказал: „иди и вперед не греши!»

Где спасение? Четырнадцати-летний индийский ребенок услыхал на улице проповедь миссионера о грехе и о его тяжких последствиях. Впечатление от проповеди засело в нем глубоко. На разных путях жизни тревожила его совесть. Вь торговле он потерпел неудачу и решился, оставив жену и детей, паломничать по индийским святыням; примкнул к одной секте, пытавшейся реформировать индийския верования, но все напрасно: нигде не находил он покоя. Наконец, он случайно услышал проповедь о кресте Христовом. Он подошел к проповеднику и открылся ему, что нашел то, о чем томилась душа его сорок лет. Он принял крещение, преодолев трудности, поставленные ему господствующей религией, государственной властью, семьей и родственниками. Во Христе он нашел свой мир.

В замену религии креста. Два пассажира оказались в вагоне рядом. Один был профессор, но из верующих, другой – искатель новых путей в религии. Когда новопутеец узнал, что профессор едет на религиозное собрание, он стал едко подшучивать над „пасмурным» православием. „Моя религия совсем другого рода», торжествующе закончил новопутеец.

–  В чем же собственно состоит ваша религия, спросил профессор.

–  Видите-ли, отвечал спрошенный: когда я пред воскресением приезжаю к себе на дачу, то я утром выхожу в луга и рощу; при виде окружающей меня красоты, слушая пение птиц, созерцая отражение солнца в каплях росы и голубого неба на тихих водах озера, я погружаюсь в божество и испытываю в душе такое восторженное состояние, что мне больше ничего не нужно. Такова моя религия!

–  Только-то? Ну, а в дурную погоду? – спросил профессор и серьезно посмотрел на собеседника.

Тот не был готов к такому вопросу и счел за лучшее обидеться и замолчать.

Ежедневный крест христианина. Если мне не будет креста сегодня, говорит себе христианин, то я не подвинусь к небу.

Крест – это все то, что разстраивает мое спокойствие, это – жало, которое раздражает, подстрекает и без которого я остался бы недвижим, принимая на себя всю пыль и прах, летящие на нас с дороги, и погрязая мало-по-малу во зле.

Крест – это орудие, двигающее нас вперед, вопреки нашему сопротивлению и апатии.

Оставаться в спокойствии в своем теплом гнездышке, которое мы старательно наполняем мягким пухом, это – сладостное состояние для человека; но наслаждаться с увлечением благами жизни и оставаться в невозмутимом спокойствии не есть удел христианина. Он принужден подни-маться выше и выше по суровой стезе.

Искупление. Незадолго до кончины своей, на месте рождения И. Христа, бл. Иероним написал следующую молитвенную беседу со Спасителем: „Как часто я взираю на место, где родился мой Спаситель и вступаю с Ним в сладостную беседу. О, Иисусе, говорю я, как жестки те ясли, в которых Ты лежишь ради моего спасения. Чем могу за это я воздать Тебе? Мне кажется тогда, что Божественный Младенец отвечает мне: „Я ничего не требую от тебя, воспой лишь: слава в вышних Богу. Я еще более готов страдать в Гефсиманском саду и на кресте». Тогда я продолжал: „О, возлюбленный, я должен Тебе дать, что могу: я отдам Тебе все мое имущество». Но Он отвечает: „небо принадлежит Мне, и земля также – Мое достояние. Я ни в чем не нуждаюсь; отдай имение бедным людям, – это Я приму, как бы оно было дано Мне». Я продолжаю: „я это охотно сделаю. Но Тебе самому, Боже, я тоже должен что либо дать или я умру от муки». Тогда отвечает Божественный Младенец: „если ты так усерден, то Я скажу тебе, что ты должен Мне дать: отдай Мне твои грехи, отдай твою неправедную совесть, твои злые помыслы и первородный грех». Я спрашиваю: „что будешь Ты, Господи, с этим делать?» Чудный Младенец отвечает: „Я возложу их на плечи Свои, и они сделаются Моим владением и славным достоянием Моим, как некогда сказал Исаия: на подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет». (Ис. 53:11). Тут я заплакал и сказал: „Святое Дитя, возлюбленный Младенец, как глубоко Ты тронул мое сердце! Возьми же у меня все, что принадлежит мне, и отдай мне то, что Твое, тогда я буду освобожден от греха и, наверное, получу жизнь вечную».

Заместительство. Христос был наказан за грехи людей. Это вменение Непорочному грехов людских и вменение грешникам правды Непорочного – великая тайна. Но все же понятие о заместительстве не совсем чуждо человеческому сознанию. Обычно оно является в тесной семейной жизни, в сострадании и в сорадовании, в защите немощных с готовностию пожертвовать своею жизнию. Из семейной области заместительство переносится на отечество и выражается в виде патриотизма, т. е. готовности жертвовать собою, имением и трудом для блага отчизны. Яркое выражение такой любви к родному народу мы видим в пр. Моисее и ап. Павле. Сердце человеческое может подняться до сочувствия к скорбям и радостям всего человечества, отживших людей и еще не вступивших в жизнь. В таком состоянии человек готов жертвовать жизнию для блага целого и еще считать эту жертву слишком ничтожною. В более определенном виде понятие о заместительстве является в области религиозной. Во многих языческих религиях сознавалась необходимость божественного участия в уврачевании зла в человечестве и страданий Божества за человечество. Это сознание прорицательно сказалось в жертвах и более ясно в мифах.

Вообще же, где есть любовь, там ясно чувствуется возможность замести-тельства. Когда дорогие люди подвергаются бедствиям, то мы просим Бога: избавь их, пусть несчастие лучше постигнет нас. Особенно часто так молят матери о детях.

Общеизвестно изречение царя Петра пред Полтавской битвой, что ему не жалко заплатить жизнью за благо отечества. Миссионер Уайтфильд в минуты опасности восклицал: „пусть погибнет Джордж Уайтфильд, если это послужит к славе Божией». Герцога Веллингтона, стоявшего при Ватерлооской битве на обстреливаемом холме, уговаривали не подвергать жизнь опасности, но он возразил: „что мне за дело до этого; была бы выиграна битва, а моя жизнь тут не при чем». Даже безрелигиозный революционер Дантон воскликнул: „пусть будет запятнано мое имя, только бы Франция осталась свободной».

Среди детей. На севере России жил вдовец промышленник с дочерьми десяти и одного года. Уходя на работу, он оставлял детей одних. Однажды вечером, почувствовав, что в избе холодновато, старшая девочка пошла в близ лежащий лес за дровами. При возвращении домой она с ужасом увидала около колыбели с ребенком волчицу с двумя волченятами. Девочка подошла к волчице и ударила ее поленом. Волчица несколько оробела и отступила. Девочка начала отгонять от колыбели волченят. Волчица озлилась, подскочила к девочке и вырвала у нее вместе с одеждой клок мяса. Бедняжка застонала, но скоро оправилась и стала палкой наносить удары волчице, которая снова отступила. Воспользовавшись минутой, девочка выхватила сестренку из зыбки, раскрыла стенной шкафчик и, положив в него малютку, заперла шкафчик вертушкой. Пока девочка, забыв о себе, управлялась с сестрой, волчица яростно напала на героиню и вновь выхватила у нее своими острыми зубами кусок мяса. Девочка упала на пол и лишилась сознания. В это время вернулся отец. Двумя ударами он прогнал зверей из избы. Потом он подошел к своей, изнемогшей от потери крови, дочери. Она пришла в себя, указала на стенной шкаф и сказала: „маленькая там».

Раны были столь глубоки, что героиня не могла выздороветь. Умирая, она не печалилась, что спасла сестру ценою своей жизни. Она приняла крест свой и последовала, хотя, быть может, и бессознательно за Христом.

Овечка избавительница. На карнизе католического храма в Вердене на Руре высечена каменная овечка. Старожилы так объясняют происхождение этой овечки. Над тем местом, где она находится, работал в люльке кровельщик. Веревка оборвалась, и он полетел с десятисаженной высоты вниз. Ожидать спасения было невозможно: садик был загроможден приготовленными для ремонта кирпичами и глыбами камня. Случилось же неожиданное: упавший встал невредимым. В промежутке между кирпичами и камнями паслась овца и на нее-то упал кровельщик, раздавив ее силою падения. Смертью своею овца спасла жизнь человеку.

Благодарный кровельщик в память своего избавления заказал высечь при карнизе овечку-спасительницу.

Это событие для нас может иметь значение притчи. Глубоко мы пали и вследствие этого падения могли бы утратить жизнь души, если бы нас не избавил Агнец Божий, изнемогший под тяжестью наших грехов. Забудем ли мы это благодеяние?

„Я отдаю жизнь Мою», (Ин. 10:15). Француз Лено в начале минувшего века хотел установить новую религию и жаловался Талейрану, что дело у него не налаживается. Тот ответил: „Меня не удивляет, что вас встречают трудности. Новую религию учредить – дело не шуточное. Однако я мог бы вам указать путь, на котором ваше предприятие могло бы иметь успех». Заинтересованный Лено усиленно просит не оставить советом. „Ну, вот, говорит дипломат: начинайте с чудес, исцеляйте больных, изгоняйте бесов, воскрешайте мертвых, а затем после вашей казни и погребения, на третий день воскресайте. Если вы все это сделаете, то, быть может, вам удастся достигнуть своей цели».

Чем ты обязан Христу? Такой вопрос предложил миссионер индейцу. Тот взял червя, окружил его сухими листьями, зажег их и, когда червь стал метаться, он вынул его из костра и поставил на безопасное место.

–  Вот что сделал для меня Христос, пояснил индеец.

Когда одному простодушному матросу разсказали о любви Христа, он заметил:

–  Так добр ко мне был Спаситель, а я Его еще ни разу не благодарил.

Жертва Иисуса. Превозносят капитана, который на пылающем судне печется только о том, чтобы обезопасить пассажиров, а сам, стоя при руле, делается добычей огня. Чтут тех артиллеристов, которые при вторжении неприятелей в крепость поджигают пороховые склады и, делаясь сами жертвой взрыва, кладут свою жизнь на алтарь отечества. Вечной славой покрыт грек Леонид, с горстью храбрецов сдерживавший при Фермопильском проходе полчища неприятеля. Немецкие евангелики воспевают в стихах Георга Деймлинга, который в тридцатилетнюю войну с немногими борцами задержал неприятеля на Неккарском мосту и тем дал возможность разбитому войску евангеликов вновь укрепиться для отпора войску католиков. Не увянет слава Вильгельма Телля, отдавшего жизнь за освобождение отчизны.

Но когда Христос говорит: „Я – пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь за овец», то эти слова значат более. Жертва Иисуса приносит наибольший плод. Не ради того Он отдает Свою жизнь, чтобы Своими страданиями доставить временное покойное существование, и не ради того, чтобы смертью запечатлеть истинность Своего учения, но чтобы выкупить нас навсегда от власти греха и смерти и отворить нам двери к вечной жизни, полной правды и любви.

Безумие. „Недопустимо, воскликнул хулитель веры, чтобы через кровь Распятого достигнуто было прощение грехов! Не безумие ли это?» Ему ответили:

–  Да, крест, учение о нем – безумие. Так говорит ап. Павел.

–  Вы шутите, обиделся вольнодумец. Может ли ап. Павел быть одного мнения со мною о кресте?

Вместо ответа пред хулителем креста раскрыли книгу посланий, и он в ней прочел: „слово о кресте для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых – сила Божия» (1Кор. 1:18).

Это изречение произвело сильное впечатление на вольнодумца; он начал читать Библию сначала таясь, а потом открыто. Скоро он познал в кресте силу Божию.

„Спор в небесах». Это – название старинной английской поэмы. Святые в Новом Иерусалиме заспорили, кто из них может считать себя самым великим памятником спасающей благодати Божией. Каждый разсказывал свою историю, утверждая, что именно на нем особенно проявилась сила Божия. Общее внимание остановилось на двух соревнователях. Им разрешили снова разсказать свою историю. Первым говорил глубокий старец: он вел ужаснейшую порочную жизнь, полную всяких грехов. Он был вором, лжецом, богохульником, пьяницей, убийцей. И уже на ложе смерти пришел к нему Христос и он был прощен. Вторым говорил такой же старик и объяснял, что еще мальчиком он был приведен ко Христу и с тех пор его тихая, незаметная жизнь была стремлением к небу. Все голоса склонились в пользу второго. Без сомнения, нужна была великая сила милосердия, чтобы исторгнуть из огня первого, эту угасающую головню. Нужна была безконечная глубина милосердия, чтобы простить этого ветерана греха на закате его грешных дней. Но еще большая сила милосердия была необходима, чтобы охранить от греха душу второго в течение всей его жизни, полной соблазнов: чтобы спасти его от грехов юности, сохранить чистым его христианское отрочество, помочь ему непорочно провести зрелые годы, сделать полезной всю жизнь и дать терпение и надежду его старости. К первому благодать пришла в конце жизни, со вторым она была неразлучна с начала жизни. Первый спасен от смерти во грехе, второй – от жизни во грехе. Первый спасен от вины греха, второй – от власти греха.

Простит ли нас Господь? Буньян в странствованиях пилигрима изображает беседу Христа с виновниками распятия. „Покайтесь, говорит Господь, и каждому Я дам место в обителях Отца Моего».

– Но я из тех, кто устроил заговор против Твоей жизни. Могу ли я спастись?

– Я был одним из лжесвидетелей, которые говорили против Тебя. Неужели и я получу милость?

– Я был из тех, которые кричали: распни Его, и добились, что Варавва освобожден вместо Тебя. Что будет со мною?

– Но я из тех, кто плевал Тебе в лице; из тех, которые издевались над Тобою, когда Ты висел на кресте. Есть ли для меня место у Отца Твоего?

– Но я презирал Тебя, я ненавидел Тебя, я радовался Твоему позору. Есть ли для меня надежда?

Каждому из них Спаситель отвечает: „Я проповедую прощение всем, для каждого, каждому. Я пришел грешников спасти. Каждого, всех, кто придет с мольбой о покаянии».

Усвоение учения о кресте. В Англии студент спросил профессора богосло-вия, сколько времени он изучал учение о Искуплении. „Всю жизнь», был ответ. Признав ответ этот не серьезным, студент с таким же вопросом обратился к другому профессору. Тот ответил:

– Чтобы понять Искупление, нужна вечность!


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 1. Ч. 1-2. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle