Брак есть таинство

Источник

Православная церковь учит, что брак есть таинство. Но как понимать это учение? Что разуметь под браком, как таинством, или под таинством брака? Одни из наших отечественных богословов1 разумеют под этим церковное благословение брачного сожития, известное у нас под именем венчание, оттого что, при этом благословении на главы жениха и невесты возлагаются венцы и чрез это возложение венцев, сопровождаемое благословением от священнослужителя, жених и невеста сочетаваются между собою браком. Другие2 под таинством брака разумеют супружеский союз или брачное состояние двух лиц разного пола.

Брак есть таинство. Таинствами в христианской церкви называются богоустановленные священнодействия, сообщаются верующим под видимым знаком невидимую благодать3. Следовательно, и брак, как таинство, должно означать одно из таких священнодействий, совершаемое церковью над сочетавающимися браком, подобно тому, как когда мы говорим, что священство есть таинство, то под священством разумеем не духовное сословие, а святительское рукоположите. Если же брак, как таинство, относится к священнодействием церковным, то под таинством брака надобно разуметь церковное благословение брачного сожития, а не брачный союз.

Брачный союз существовал и в ветхом завете и существует в настоящее время у не-христиан (напр. иудеев) и у протестантов, и однакож ни в ветхом завете не было, ни у иудеев и протестантов нет таинства брака в таком смысл, в каком оно существует в православной церкви. Но если под браком, как таинством, разуметь брачный союз, то надобно признать таинством и брак Иудейский и брак протестантский.

Скажут: св. апостол Павел (Еф. 5:32) брачный союз называет великою тайною.

Св. апостол Павел называет брачный союз мужа с женою великою тайною, как таинственный образ союза Господа Христа с церковью. «И будут двое (муж и жена), – пишет он, – одна плоть; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Здесь, очевидно, слово: тайна употреблено не в том смысле, в каком такие священнодействия церковные, как крещение, миропомазание, причащение и пр., называются в церкви Христовой таинствами; ибо брачный союз не заключает в себе знамения и силы благодатного освещения, не сообщает никакой благодати под внешним знаком. Посему приведенное изречение св. апостола не относится к ученью о браке, как таинственном священнодействии церковном, совершаемом над сочетавающимися браком; в этом изречении тайною называется супружеский союз, а не церковное его благословенье, не браковенчание, чрез которое этот союз освящается и запечатлевается благодатью Христовою.

Древние писатели церковные не определяют ясно, что надобно разуметь под браком, как таинством, – брачный ли союз, или церковное его благословенье. Только Феодор Вальсамон, великий канонист восточной церкви, со священническим благословением брака (γαμική ίερολογία) соединяет значенье брака, как таинства.

Если, таким образом, под браком, как таинством, должно разуметь не супружеский союз или брачное состоянье двух лиц разного пола, а священное действие, совершаемое церковью над сочетавающимися браком, или церковное благословенье брачного союза, известное у нас под именем венчание, то, вместе с этим, решается и другой вопрос: кто совершает таинство брака? Его совершает священнослужитель, пастырь церкви, как строитель тайн Божьих. Св. Григорий Богослов говорить: «я сочетатель, я невестоводитель»4; «я сочетаваю юные руки рукою Бога»5. Св. Иоанн Златоуст учит: «священник совершает брачный союз молитвою и благословением»6. Тоже утверждают св. Павлин, епископ Нолы7, Тертуллиан8 и многие другие. И в наших метрических книгах, в рубрике: кто совершал таинство, именуется священник, венчавший брак. Иначе и быть не может, потому что одни священнослужители, как раздаятели благодатных даров, могут сообщить вступающим в супружеский союз чрез таинство брака или браковенчание божественную благодать, освящающую и скрепляющую этот союз.

При таком разумении таинства брака, внешнюю или видимую сторону сего таинства составляет не столько изъявление добровольного взаимного согласия на вступаете в брачный союз сочетавающихся лиц9, сколько – и даже главным и существенным образом – венчание и благословенье, т. е. сочетание супругов посредством возложения венцов на их главы и благословенья их во имя Господне10. В самом деле, а) изъявление согласия женихом и невестою предшествует браковенчанию, бывает до начала, а не во время его совершения: б) вопросов о добровольном взаимном согласии брачущихся нет ни в греческом чине браковенчание11, ни в наших славянских требниках 1623 года12. и вообще печатанных при патриархах Филарете и Иосифе13, ни в последовании о второбрачных14.

Латинские богословы15 под браком, как таинством, разумеют супружеский союз, и потому утверждают, что это таинство совершают сами сочетавающиеся чрез изъявление взаимного согласия16, и что это изъявление согласия составляет главную силу и существенно – необходимое условие при бракосочетании (форму таинства)17. Но это несправедливо. Словесное обещание, если нс утверждено силою благословения, преподаваемого церковью в таинстве браковенчания, само по себе не может быть прочным и крепким, и, без содействия церкви, не может низвести от Бога на брачущихся особую благодать. Брачные союзы, заключенные без церковного благословения, древние учители, напр. Тертуллиан18, св. Амвросий медиоланский19, и др., считали блудом.

Протестанты, как известно, не признают таинством ни брачного союза, ни его молитвенного благословения.

* * *

1

Преосв. Макария – «Правосл. догмат. Богословие». Т. II, стр 366 СПб 1857.

2

Преосв. Филарета, архиеп. черниг., – «Правосл. догмат. Богословие». Ч. 2, стр. 342–347. Чернигов. 1864. А. С. Хомякова – Сочинения богословские, стр. 14, 323. Прага. 1867.

3

«Правосл. исповедание“, ч. 1, отв. на вопр. 99.

4

Творенья св. отцов, т. III стр. 288.

5

Письмо 57.

6

Бес. 49 на Бытие.

7

Pоema XXV.

8

Le monogam, cap XI.

9

Архим. Антоний – «Догмат. Богословие», стр. 385. Преосв. Макария – «Правосл. догмат. Богословие“, т. II, стр. 369. Преосв. Филарета, архиеп. черниг., – «Прав, догмат. Богословие“, ч. 2, стр. 350.

10

Преосв. Евсевий – «Беседы о седьми священ таинствах правосл. каф. церкви» стр. 491.

11

См. напр. Εὐχολὄγιον τὀ μἐγα ἑν Βενετία, 1839.

12

См. «Описание находящихся в Императорской публичной библиотеке старопечатных книг 1564 – 1640 годов“ к «Христ. Чтении“ 1857 года за август, сентябрь, октябрь и ноябрь.

13

Прибавление к «Творен. св. отцов», ч. XVI, кн. 2, стр. 281.

14

Некоторые из наших духовных писателей (напр. свящ. К. Никольский – «Пособие к изучен. устав. богосл.“, стр. 574; свящ. Смолодович – «Литургика“, стр. 314) отсутствие вопросов о добровольном взаимном согласии жениха к невесты в последовании о второбрачных считаются особенностью сего чиноположения. Но это едва ли сделано с особенным намерением, а, кажется, произошло просто: включив эти вопросы в первое чинопоследование, не включила во второе.

15

Walter – Kirchenrecht. S. 610 und 622.

16

Zhishman находит это учение и в «Правосл. испов.» ч.1, отв. на вопр. 115

17

Это учение вошло в западной России, как утверждает г. Неволин («Ист. гражд. зак.“, ч. 1, кн. 1, стр. 140), в нашу Кормчую (гл. 50).

18

De pudiat, c IV. De monog. c. X.

19

Epist. 70 ad Vigil.


Источник: Прот. Т. Серединский. Брак есть таинство // Христианское чтение. 1869. No 5. С. 689-694.

Комментарии для сайта Cackle