А.В. Попов

Источник

Слово в день рождения Государя Императора

Ныне мы, братие, празднуем день рождения нашего Государя.

В жизни каждого человека важен день рождения, и радостен бывает он. Жена, егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея; егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир (Иоан.16:21). Жизнь есть драгоценный дар Божий, величайшее благо, которое открывает для человека ряд других благ – во внешней природе, в его собственном существе духовном и телесном и в окружающем его обществе людей. Но все же на земле, после падения прародителей наших, нет полной и совершенной радости. Кая житейская радость печали бывает не причастна! В жизни каждого из нас немало бывает скорбей и страданий, и они удел всех земнородных. А так как, по слову Премудр. Соломона, и царь есть человек смертный, подобный всем, и наравне с другими имеет общий вход в жизнь и одинаковый исход, и, родившись, первый голос обнаруживает плачем одинаково со всеми (Прем.7:1–6), то, конечно, есть скорби и страдания и в жизни нашего возлюбленного Государя.

Да не покажется странным, братие, что в радостный день рождения Государя мы ведем речь о скорбях и страданиях Его. Оправдание сему можно находить и в том, что рождение Государя падает на день, когда Правосл. Церковь воспоминает Многострадального Иова. Конечно, такое совпадение, быть может, кажется для иных случайным. Но для взора верующего человека нет ничего случайного, и тем более в таком важном событии, как рождение властелинов, которых воздвигает Сам Господь потребных вовремя (Сир.10:4). Посему не случайно, а скорее таинственно совпадение рождения Нашего Государя с днем памяти Многострадального Иова.

Св. Праведный Иов, – кто не слыхал о том, как этот многоименный человек, богатством кипя и стады, внезапу богатства, славы обнищав лишися; многий в чадех, безчаден и бездомок напрасно, и иже первее на престоле, наг ныне на гноищи гноен (из Кан. Андр. Критск.). По Божию попущению ужасные бедствия постигают этого праведного мужа, и удар за ударом поражает его. Один за другим приходят к нему вестники с печальными вестями о погибели всего его имения; еще этот говорит, приходит другой и сказывает о погибели всех его детей и слуг, а через некоторое время его и самого поражает тяжкая болезнь (проказа). Легко ли было Иову переносить все это? Разве плоть его – медь? и твердость его – твердость камней (Иов.6:12)? Если бы положить на весы страдание его, оно верно перетянуло бы песок морей (ст. 2–3)! И однако Иов мужественно переносит постигшие его несчастия и во всем этом не согрешил устами своими (2, 10), не роптал на Бога. Но его еще ждут раны, более чувствительные, чем внешние беды. Три друга его, которые пришли навестить его в несчастии, вместо того, чтобы утешить его, стали обвинять его в разных пороках, так как думали, что Господь наказывает его за грехи. Верно злоба твоя велика, так говорит один из них, и беззакониям твоим нет конца! Верно ты брал залог от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду! Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе, а человеку сильному ты давал землю; вдов отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками (22, 5–9)! И такие упреки бросались тому, о котором Сам Господь говорил, что нет такого на земле, как Иов: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (1, 8)! Как же Иову не сказать было друзьям: доколе будете мучить душу мою, терзать меня речами? вот уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня (19, 2–3)! Придумываете речи для обличения, нападаете на сироту и роете яму другу вашему (6, 26–27)! Будет ли конец ветреным словам вашим (16, 3)? Помилуйте меня, помилуйте меня, вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. Зачем и вы преследуете меня и плотию моею не можете насытиться (19, 21–22)?

От времен древних перенесемся, братие, к нашим дням; от знаменитейшего из сынов востока (Иов.1:3) к нашему отечеству и его Верховному Вождю. Велика земля наша и одарена от Господа щедрыми дарами; именуется она Святою Русью и населена народом, вера которого известна во всем мире; цари её величаются «благочестивейшими» и не по имени только, а и по житию таковы. Но по неисповедимым судьбам Божиим в последнее время разные места нашего обширного отечества постигают бедствия. К Царю нашему, как некогда к Иову, одно за другим приходят известия то о неурожаях, то об опустошительных пожарах, то о разрушениях от землетрясения, горных обвалов, то о наводнениях. А в самые последние дни ко всему этому присоединились и война со всеми её ужасами, потерями, жертвами, – война, которая насильно навязана Миролюбивейшему Царю. И разве Государю нашему легко переносить все эти беды? Разве не страдает Он за родную землю?

Но сердцу Его наносятся еще более чувствительные раны. Как Иов не был понят своими друзьями и тяжко страдал оттого, так и Русский народ и его Венценосный Вождь до сих пор не могут добиться от других народов правильной себе оценки. Самые лучшие их намерения встречаются с недоверием и заподозреваются в искренности,6 им приписываются чудовищные планы; самые добрые их начинания толкуются превратно, искажаются, высмеиваются, все хорошее замалчивается, а недостатки раздуваются до грандиозных размеров и объявляются во всеуслышание всему миру; страна наша выставляется как самая непросвещенная, какие-нибудь азиаты – вроде японцев – куда культурнее нас! Правительство наше самое-де несовершенное, которое только и может сносить один русский народ.

Не будем перечислять дальше сих безумных глаголов: они и без того хорошо известны всем нам, соотечественники, живущим за границею.

Суди, Господи, обидящыя и побори борющыя ны (Пс.34:1)! А нашему возлюбленному Государю вместе с благопоспешством Моисея, мужеством Давида и мудростью Соломона, подаждь и терпение Иовлево.

Помоги Ему и всему Русскому народу верить в Правду Христову, в правоту своего дела и по-прежнему держаться правых стезей Господних, что бы ни говорили недоброжелатели наши. Тогда и Господь не оставит нас, а поможет и укрепит десницею правды Своей, и в стыде и посрамлении останутся все препирающиеся с нами (Ис.41:10–11).

Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте (Иак.5:11). Возвратил Бог потерю Иова и дал ему вдвое больше того, что он имел раньше, и благословил последние дни его более, нежели прежние (Иов.42:10–17). Верим и уповаем, что и ныне Милосердый Господь, наказав нас кратким печали посещением, изобильно исполнит сердца наши веселия и радости! Аминь.

6/19 мая 1904 г.

г. Сан-Франциско

АПВ, 1904, т. VIII, № 10, с. 181–183.

Богословский сборник ПСТБИ, 2000, вып. VI, с. 207–211.

Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк / Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 119–121, 123–124.

Святитель Тихон – Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие / Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 248–251.

* * *

6

«Так в тексте, скорее – в неискренности...» (Слово, сказанное в Сан-Францисском кафедральном соборе в день рождения Императора Николая II // Богословский сборник ПСТБИ, 2000, вып. VI, с. 210).


Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи / [сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

Комментарии для сайта Cackle