святитель Тихон Задонский (Соколов)

I. Плоть и дух

«Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:5–8).

«Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим. 8:9).

«Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:12–13).

«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14).

«Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14).

«Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:16–17).

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23).

«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8).

Рассуждение о плоти и духе

В человеке, христианскую веру воспринявшем, два закона обретаются: закон плоти и закон духа, или закон телесный и закон ума, как изобразил святой апостол Павел, говоря: «в членах моих (телесных) вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» (Рим. 7:23). Или, как тот же апостол говорит, противопоставляются в человеке плоть и дух: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5:17).

Различие закона плоти и закона духа

Между этими законами непрестанная брань: что один хочет, от того другой отвращается, – что плоть хочет, того дух не хочет.

Плоть хочет гордиться, величаться, превозноситься, но дух смиренномудрствовать.

Плоть хочет в славе и чести быть, дух же «все почитать за сор" (Флп. 3:8).

Плоть хочет покоиться, дух же бодрствовать, трудиться.

Плоть хочет праздновать, пьянствовать, веселиться, а дух воздерживаться, поститься, о грехах сетовать.

Плоть хочет врагам своим мстить, а дух – любить врагов, добро творить ненавидящим.

Плоть хочет чужое похищать, а дух и свое раздавать требующим.

Плоть хочет сладострастиям своим угождать, а дух целомудрствовать.

Плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию.

Так и в прочем плоть и дух противятся между собой.

Различие плотского и духовного мудрования

От этих двух противоположностей двоякое противоположное мудрование бывает: мудрование плотское и мудрование духовное.

Плотское мудрование – такое, когда делается то, что хочет плоть; духовное мудрование когда делается то, что дух хочет.

Мудрование плотское – это гордость, высокоумие, сластолюбие, невоздержание, блуд, нечистота, сребролюбие, хищение, роптание, злословие, вражда, ссора, злопамятство, месть и прочее, что закону Божию противится.

Мудрование духовное – это смирение, воздержание, целомудрие, чистота, терпение, мир, кротость, непамятозлобие и прочее, что закон Божий хочет.

От двух же этих противоположных мудрований двоякий и противоположный человек бывает: плотской и духовный. Кто что мудрствует, таким и человеком называется. Кто плоть слушает и плотское мудрствует, тот плотским человеком называется; кто духу следует и плоть покоряет духу, тот духовный.

Признаки плотского и духовного человека

Плотской человек весь ум свой и замыслы имеет только к приобретению временного, а духовный всегда стремится к вечному.

Плотской человек звание свое проходит для одного своего временного прибытка, а духовный трудится во славу Божию и для пользы ближнего.

Плотской человек, если что достойное похвалы сделает, в этом веке ищет награждения; а духовный от Бога ожидает за добродетель в будущем веке воздаяния.

Плотской человек, хотя и делает похвальное, но делает это ради тщеславия и приобретения суетной славы, а духовный все намерение простирает во славу Божию и в надежду жизни вечной.

Плотской человек перед всеми гордится, возносится, ему никто не равен, выше всех себя ставит, всех презирает, а духовный – пред Богом и людьми смиряется.

Плотской человек не терпит в презрении быть, а духовный с охотой это принимает.

Плотской человек хулящего хулит, укоряющего укоряет, злословящего злословит, ненавидящего ненавидит, а духовный, когда хулят его, утешается, когда гонят, терпит, клянущего благословляет, добро творит ненавидящему.

Плотской человек не любит и ближнего, а духовный и от врагов своих любви своей не отъемлет.

Плотской человек злопамятен, и за малую обиду ищет отмщения, а духовный и за отнимающих жизнь у него молится: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60).

Плотской человек коварно, лестно, хитро со всяким поступает; а духовный со всеми простосердечным является.

Плотской человек чужое грабит и похищает, крадет; а духовный и от своего уделяет требующим.

Плотской человек непримирим, а духовный и «с ненавидящими мира бывает мирен" (Пс 119:6).

Плотской человек склонностям и вожделениям нечистым следует, а духовный – чистоте и целомудрию прилежит.

Плотской человек разум свой употребляет всегда или для своей корысти, или на разорение ближнего, а духовный все свое старание полагает на созидание братии своей. И потому плотской человек для общества вреден, а духовный полезен.

Плотской человек всякий грех за ничто ставит, а духовный от всякого и малейшего греха бежит, как от лица змеиного.

Плотской человек надежду свою возлагает на честь, на богатство, на силу свою, на своих ­покровителей, а духовный упование свое возлагает на помощь Вышнего и милостивый Промысл Творца своего.

Плотской человек больше всего опасается лишиться чести, богатства, изгнанным быть, а духовный на все это с охотой, или великодушием, готовым себя показывает.

Плотской человек не хочет с этим светом расстаться, а духовный с радостью желает разрешиться от телесных уз.

Конец плотского и духовного

Плотскому человеку смерть страшна: «Смерть грешников люта», – говорит Псаломник (Пс. 33:22), а духовному – мирна.

Плотской, умирая временно, умирает и вечно: «Помышления плотские суть смерть», – говорит апостол. А духовный чрез эту смерть к вечной приходит жизни, «ибо помышления духовные – жизнь и мир» (Рим. 8:6), – говорит тот же апостол.

Пособие в подвиге против закона плотского или против плоти.

Первое. Божия благодать, без которой не можем добра творить. «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5), – Христос к апостолам говорит. Благодать Божия усердной, частой и смиренной молитвой испрашивается. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам», – говорит Христос (Мф. 7:7).

Второе. Стараться прилежно против природной злобы стоять и понуждать себя к добру, ибо «употребляющие усилие восхищают царствие небесное», – говорит Христос (Мф. 11:12).

Третье. Доброе в младых летах воспитание иметь. Ибо от воспитания вся жизнь зависит.

Четвертое. Помышлять, что за преступление закона Божия и временная посылается от Бога казнь.

Пятое. Помышлять и твердо знать, что желающему и старающемуся ничто не неудобно, ибо Бог всемогущий помогает желающим и старающимся.

Шестое. Или подвизаться против греха и со Христом здесь и в будущем веке иметь участие в царствии Его, или покоряться греху и с дьяволом осужденным быть на веки бесконечные: одно из двух следует непременно. (Об этом еще смотри в рассуждении о грехе).


Источник: Собрание творений : в 5 томах / Святитель Тихон Задонский. - Москва : Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2003-. (Святоотеческое наследие). / Т. 1. Житие, слова. Наставления пастве, родителям и детям, священникам. «Плоть и дух». – 800 с. / Плоть и дух. 639-794 с.

Комментарии для сайта Cackle