святитель Тихон Задонский (Соколов)

XXXIII. Всегда к исходу или к смерти быть готовым

«Будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий» (Мф. 24:44).

Святой Златоуст об этом

Для того Бог сделал для нас неизвестным день нашей смерти, чтобы мы, ради неизвестного конца нашей жизни, всегда себя содержали в добродетели (Беседа 4 на Послание к евреям).

Потому мы смерти боимся, что живем в нерадении и не имеем чистой совести (Беседа 5 к народу антиохийскому).

Для того Бог трудную и тяжелую жизнь нам дал, чтобы мы настоящей скорбью побуждаемы были к желанию будущих благ (Беседа 6 к народу антиохийскому).

После смерти мы уже ничего заслужить не можем. Сейчас время покаяния, а будущее – суда; сейчас время подвига, а будущее – поче­сти; сейчас время труда, а будущее – упокоения; сейчас время страдания, а будущее – воздаяния (Беседа 9 о покаянии).

Смерть не зло, но худая смерть – зло (Беседа 35 на евангелиста Матфея).

Тот обретет душу свою, кто в духовной войне, где есть надежда воскресения, положит ее и таким образом по смерти к гораздо лучшей жизни приведет ее (Беседа 55 на евангелиста Матфея).

Так как жилище наше на небесах, то мы всегда должны себя приготовлять к отшествию отсюда и туда все свои блага предпосылать, чтобы не потерять их (Беседа 12 на евангелиста Матфея).

Никакого прощения после смерти мы не получим, если прежде смерти не исполним того, что обещали Богу (Толкование на псалом 142).

Рассуждение о приготовлении к смерти

Приготовление к смерти не что иное, как истинное покаяние (о котором смотри в своем месте).

Многие, особенно нынешнего века люди, то до болезни, то до старости, то до смерти отлагают покаяние. Откладывание это – тяжкий грех и прелесть дьявольская. Грех тяжкий, ибо это знак крайнего нерадения о спасении и сна греховного. Прелесть дьявольская, ибо так он помрачает наши душевные очи, чтобы не видеть нам от этого последующей душевной пагубы. А сколь бедственно отлагать покаяние, следующие показывают причины.

Первая. Смерть нам известна, и неизвестна: известна потому, что непременно умрем; неизвестна потому, что когда умрем, не знаем.

Вторая. Смерть похищает больных и здоровых, ходящих и сидящих, спящих и бодрствующих.

Третья. Смерть похищает всякого чина людей, никого не минуя, царя и князя, богатого и нищего, славного и бесчестного.

Четвертый. Смерть похищает праведного и грешного, покаявшегося и непокаявшегося, готового и неготового.

Пятая. Смерть похищает часто тотчас по согрешении, и в каком грехе застает, с тем и на тот свет отсылает.

Шестая. После смерти есть две дороги: одна ведет в вечное блаженство праведных; другая ведет в вечное неблагополучие грешников ожесточенных и непокаявшихся. Вечность же одно только начало имеет, а конца не знает; всегда начинаться будет, а никогда не престанет. Сто тысяч лет и веков, как одна минута, или лучше сказать, как ничто в сравнении с вечностью. Ужасно и подумать о вечности, и без воздыхания вспомнить о ней невозможно. Сто крат лучше через весь век в огне мучиться, чем лишиться блаженной вечности и попасть в неблагополучную. Поминай, поминай почаще, грешник, о вечности, пока еще время имеешь, и в твоей власти состоит неблагополучной избежать, а блаженной же вечности участником быть.

Пособие в приготовлении к смерти

Первое. Помнить, что следует необходимо умереть, а когда, неизвестно, как выше сказано.

Второе. На ум приводить осужденных на смерть колодников, которые с часу на час ожидают, когда будет то время, в которое их на смерть поведут, ибо и мы все к смерти судом Божиим приговорены. "Ты земля и в землю отойдешь», – говорит Бог праотцу нашему Адаму и всем нам (Быт. 3:19). И каждый день исполнения этого определения Божия ожидать должны, ибо не ведаем, в который час Господь наш к нам придет, утром, или в полудни, или вечером, ночью или днем; да и повседневный случай показывает нам то же.

Третье. Поминать умирающих и утопающих в море, которые находятся в таком страхе, смятении и тесноте, что знают об этом только те, кто в таких случаях бывал.

Четвертое. Твердо знать, что и с тобой то же может случиться, что с другими случается. Многие нечаянно в воде утонули, и с тобой то же случиться может; многих живыми земля поглотила, и с тобой то же случиться может; многие громом и молнией поражены были, и с тобой то же может быть. Многие, заснув, не восстали ото сна, и ты себе того ожидай. Многие, ходя, сидя, обедая, окончили жизнь свою, и ты тому же случаю подлежишь. Иные, празднуя, танцуя, скача, пали бездыханными и не восстанут до восстания общего, и тебя то же может постигнуть. Иные, вином и сном отягчены, не пробудились и будут спать до трубы Архангельской, и ты себе того ожидай. Иные в объятьях блудниц восхищены; иные в воровстве, хищении, разбое, убийстве Божиим судом поражены, и ты того же бойся.

А что с тобой до настоящего времени ничего подобного не случилось, то делает «благость Божия, которая ведет тебя к покаянию» (Рим. 2:4), и за это ты весьма Бога благодари всегда, до кончины жизни твоей, что Он по милосердию Своему тебе в такие случаи впасть не попустил, а впредь бойся и поступай осторожно. Прочие, которых вышесказанные случаи постигли, их не чаяли себе, однако приключилось с ними то, чего не ждали: и ты, хотя и надеешься избежать таких случаев, однако ж, могут они с тобой приключиться. Так что, глядя на бедствия других, учись осторожнее поступать и внимай себе. Почти столько смертей, сколько людей: единым образом все рождаемся, а умираем различным. Сам приход смерти тебе не так будет страшен, если ее каждый день и час будешь ожидать, так же, как нестрашен бывает неприятель, нападения которого ожидаем всегда. Помни, что бесчисленным случаям смертным подлежишь, а когда умрешь неизвестно – это суд Божий сокрыл.


Источник: Собрание творений : в 5 томах / Святитель Тихон Задонский. - Москва : Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2003-. (Святоотеческое наследие). / Т. 1. Житие, слова. Наставления пастве, родителям и детям, священникам. «Плоть и дух». – 800 с. / Плоть и дух. 639-794 с.

Комментарии для сайта Cackle