святитель Тихон Задонский

Жизнь вечная

Праведным, святым, и всем грешникам, кающимся сокрушенным сердцем, обещается Богом вечная жизнь, вечная радость и вечное блаженство! Будут с Богом вовеки. Будут Бога лицом к лицу видеть, и этим, как пресладким питьем, наслаждаться вовеки. Будут утешаться вовеки, будут радоваться и ликовать вовеки. Будут, как цари и господа, царствовать вовеки. В вечную жизнь ту никакой грешник не войдет, если сокрушением сердца и горячими слезами не омоется и не очистится, если верой не убелит одежды свои Кровию Агнца (Откр. 7, 14).

* * *

Видишь, христианин, что как вода, мимо текущая, и все по ней плывущее, так время нашей жизни и все со временем благополучие и неблагополучие наше проходит. Так и вся наша жизнь пройдет. Как ныне у нас прошедшие дни наши, и все в них случившееся, счастье и несчастье наше прошло, так и вся прочая жизнь наша, и все, что случится в ней, пройдет. И как прошедшие дни наши, как во сне, видим, и с ними все благополучие и неблагополучие, так и прочее время при конце жизни, как во сне, будем видеть. И только помнить будем тогда и мечтать, что то-то и то-то с нами было. Такова-то наша жизнь в мире сем!

Не такой будет жизнь будущего века, как Слово Божие и вера наша нас уверяет. Там жизнь наша однажды начнется, но никогда не кончится, будет непрестанной и непременной. Тело наше не будет иметь немощи, дряхлости, старости, смерти и тления, а будет тело духовное, нетленное, бессмертное, здоровое, сильное, легкое и благоцветущее. Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа (1Кор. 15, 42–44, 53–55)? Также будет там слава, честь, покой, мир, утешение, радость, веселье и блаженство непрестанное. Непрестанно будут видеть Бога лицом к лицу избранники Божии и оттого непрестанно утешаться, радоваться, веселиться; непрестанно будут со Христом, как члены с головою, царствовать. С Ним страдаем, чтобы с Ним и про славиться (Рим. 8, 17).

Также и в неблагополучной вечности непрестанная будет смерть. Однажды умерев, осужденные непрестанно будут умирать и желать смерти; непрестанно будут мучиться и страдать, и никакого не будут чувствовать утешения, прохлаждения, облегчения. Это смерть вторая, и смерть вечная.

* * *

Где ни живет человек, пока в мире сем живет, не без опасности живет. Человеку от утробы материнской до гроба – непрестанная брань. Поэтому прилично и правильно о вечной жизни слово такое говорить нам, христианин: там нам воистину безопасно будет. Там ничего мы опасаться не будем; там будем жить без всякого страха, будем жить во граде спокойном и мирном; там совершенный мир и покой будем иметь, почему вечная жизнь в Священном Писании называется покой (см.: Мф. 11, 29; Евр. 4, 11).

* * *

Если только в одной вечной жизни безопасность, мир, покой, радость, веселье, и истинное, и совершенное, и вечное блаженство, поспешим туда, христианин, поспешим, презрев всю суету мира сего. Там нам безопасно будет. Блажен, кого Ты избрал и принял, вселится он во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего: свят храм Твой, дивен правдою. Услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко (Пс. 64, 5–6)!

* * *

Жизнь вечная есть дар Божий, который Христос, Сын Божий, Кровью Своей заслужил верующим во имя Его, как говорит апостол: дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 23). Ибо человек, как грешник и сам в себе проклятый, и ничему иному, как только вечному осуждению подлежащий, ничего не может заслужить и не заслуживает, как только смерти, как сказано: возмездие за грех – смерть (Рим. 6, 23). Сам себя может погубить и губит, но сам себя спасти не может. Надобно Сыну Божьему, как Пастырю доброму, взять его, как овцу заблудшую, на плечи Свои (см.: Лк. 15, 4–6) и принести к Отцу Своему, как говорит Христос: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). Он овец Своих, то есть верующих в Него, и слушающих гласа его, и по Нем грядущих, пасет, спасает и отверзает им дверь вечной жизни.

* * *

Вечная жизнь со всем своим блаженством – это истина, а временная жизнь со всеми благами мира сего – это тень. Тень видна, пока древо стоит и солнце сияет; падает древо – падает и тень, или скрывается солнце – исчезает и тень. Так и жизнь эта. Умирает человек, отходит от него и жизнь земная, а с жизнью все его блаженство, как тень, исчезает, и бывает так, как будто и человека и блаженства его не было. Рассуди сам, где ныне цари, князья, вельможи, богатые, сильные, мудрые?

Где слава и блаженство их? Пали они, исчезла слава и блаженство их, как тень при падении дерева или когда спрячется солнце. Таково и всё мира сего блаженство!

Истина – это вечная жизнь, которая, однажды найденная, никогда не отходит. Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13, 44). Поле означает здесь век будущий, в котором Царствие Небесное со своим сокровищем скрыто. Там оно скрыто, но в Святом Писании нам открыто, и здесь обретается. Кто его обретает? Тот, кто истинно и живо верит Божьему слову и обещанию, и на него верою взирает, и надеждой стремится к тому. Таковой с радостью от всего в мире этом отрекается, и все дорогое для мира за ничто почитает, одним желанием обрести то неоцененное сокровище объятый. Ибо небесное сокровище подобно прекрасному и бесценному жемчугу, против которого все богатство мира сего – как ничто.

Отвратим же сердце наше от мира сего и поищем тот многоценный жемчуг, да с прилежанием поищем, не ленясь, ибо насколько сокровище сие дорого, настолько важно и насущно для нас – едино есть на потребу (Лк. 10, 42).

* * *

Видим, что здесь [в этой жизни] всякий желает и хочет жить в городе хорошо устроенном, красивом, богатом и славном и в доме пребывать также богатом и красивом, а в вечной жизни будет город красивый, пребогатый и славный, град Божий, вышний Иерусалим, которого художник и строитель Бог. Кто может описать красоту его? Ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил (там) Бог любящим Его (1Кор. 2, 9). Город этот – чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камня ми. Улицы города – чистое золото, как прозрачное стекло, и прочее (Откр. 21, 18–19, 21). Там дом небесного Отца, в котором много обителей (Ин. 14, 2). В том городе, прекрасном и преславном, и в тех пресладких обителях водворятся избранные Божии, будут в жилищах покоя, и в храминах безопасных, и в покоях премирных.

Видим еще здесь, как приятно людям, любовь между собой имеющим и собравшимся воедино, обедать, ужинать, есть, пить и веселиться. Видим это в мире, а там избранные Божии возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом (Мф. 8, 11), есть и пить будут за трапезою Христовой в Царстве Его (Лк. 22, 30). Тогда насытятся от тука дома Господня, и потоком сладости Его напоятся (Ис. 65, 13–14; Пс. 35, 9), так как там источник жизни.

Видим здесь, как любят люди одеваться в одежды красивые и светлые, а там избранные Божии облекутся в виссон чистый и светлый, в ризу спасения и одежду правды (Откр. 19, 8; Ис. 61, 10). Тогда уничиженное тело святых преобразится так, что оно будет сообразно слав ному телу Христову (Фил. 3, 21). Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43).

Еще видим здесь, что всяк желает во дворе царском жить и слыть придворным его слугой, а там избранные Божии и святые будут жить в доме Божием, во дворе Небесного Царя. Блаженны живущие в доме Твоем (Господи), во веки веков они будут восхвалять Тебя (Пс. 83, 5).

Еще примечается здесь, что всякий хочет слышать сладкое пение, и сколь сладко утешается им, сказать невозможно, а там слышится сладкое пение Ангелов святых и избранных. Во граде том, на каждой его улице, поют пресладкую песнь: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя (Откр. 19, 6–7).

Еще видим и слышим здесь, сколь приятно и радостно торжествуют люди над побежденными врагами своими, от которых много напасти и бедствия претерпели. А там избранные Божии будут во веки торжествовать над врагами своими, смертью и адом, петь победную песнь и в радости духа восклицать, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом (1Кор. 15, 54–55, 57)!

Ничто так здесь людям не приятно, как согласие, мир и любовь между собой иметь. Бесспорна эта истина у всех, не только у христиан, но и у язычников, все того желают и ищут. Там будет между избранными Божиими совершенный мир, согласие и любовь, потому что все будут совершенно друг друга любить, и все одного хотеть, чего один Отец Небесный хочет, и не хотеть, чего Он не хочет. Тогда исполнится совершенно воля Небесного Отца.

Всякий знает, как ныне радуется человек, сыскав себе друзей честных, постоянных и почтенных, а там будет избранных Божиих дружество со святыми Ангелами. Тогда будет едина Церковь, едино стадо Ангелов и людей, и едиными устами и единым сердцем будут хвалить и воспевать Пресвятую Троицу, Бога и Создателя своего. О, любезное и вожделенное дружество, в котором Ангелы с людьми, и люди, как Ангелы, соединятся с Ангелами! Ибо будет незазорное, нелицемерное, истинное и святое дружество.

Также, как приятно и любезно людям здесь жить в безопасности, в тишине, никакого страха не бояться, от всех наветов вражьих свободными быть. Там будет совершенная безопасность и тишина, всякий страх там места иметь не будет, потому что всякая вражда и злоба оттуда удалена. Враги и наветники17 в своем месте заключены будут, и между теми и этими утвердится великая пропасть(Лк. 16, 26).

Как здесь утешается всякий славой и честью, кто любит ее, всякому известно, хотя и знает, что она, как цвет, увядает, или, как тень, исчезает, или, как сновидение, отходит, а там будет слава и честь истинная, постоянная, вечная, великолепная, тогда откроются сыновья Божии и явится слава их. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (1Ин. 3, 2). Тогда святые Божии, которые единородному Сыну Божию здесь были сообразны в страдании, сообразны будут и во славе. Поскольку с Ним страдаем, – говорит апостол, – чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (Рим. 8, 17–19).

За сколь великое блаженство почитает человек премудрость. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум (Притч. 3, 13). Там открываются блаженным все премудрости Божьего сокровища, познают ясно Бога с Его божественными свойствами, и в Боге увидят таинства, ныне сокровенные, ибо разум будет просвещен божественным светом. Как ныне воздух солнцем, светло и ясно сияющим, просвещается, и чист, ясен и светел бывает, так тогда души избранных Божиих просветятся светом вечного и незаходящего солнца – Бога, и сами воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43). Тогда исполнится совершенно пророческое слово: во свете Твоем (Господи!) узрим свет (Пс. 35, 10).

За великое почитают люди здесь царю всегда предстоять и смотреть на лицо его, всеми такие ублажаются, а особенно, когда царь будет благочестивый, праведный, милостивый и мудрый. Ибо предстоящие царю и к славе царской приобщаются. Там избранные Божии предстанут Христу, Царю Небесному, и увидят Его в божественной славе, и во веки веков будут с Ним, как Сам Спаситель о том молил Небесного Отца Своего: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне (Ин. 17, 24). О, как возрадуются тогда люди Божии святые, когда станут пред Царем славы, и сами славы Его причастниками будут, так как с Ним страдают, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8, 17). Того, в Которого ныне не сомневаются и не стыдятся веровать и исповедовать Богом своим, хотя и родился от Девы, и как человек на земле пожил, пострадал и умер, уже не верою, но лицом к лицу в божественной Его славе увидят. И хотя здесь ради Него ныне поношение. Бесчестие, гонение и страдание терпят, там ради Него и с Ним, как члены тела с главой, и как меньшая братия и сыновья Божии с Единородным Сыном прославятся, вознесутся, возвеличатся и увенчаются!..

Если, и не видев, любят Его, и доселе не видя, но веруя в Него, радуются радостью неизреченною и преславною (1Петр. 1, 8), – тогда в явление славы Его насколько более возрадуются и восторжествуют (1Петр. 4, 13). Сколь ненасытно желают люди Бога видеть, люди, сердце которых любовью Его уязвилось, которые с пророком поют Ему: как лань охотно стремится к источникам вод, так душа моя стремится к Тебе, Боже. Воз жаждала душа моя явиться к Богу крепкому, живому (Пс. 41, 2–3). Тогда люди голод свой утолят, и жажду свою прохладят ненасытным видением прелюбезного Божества. Теперь мы видим, – говорит апостол Павел, боголюбивая душа, – как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу (1Кор. 13, 12). Ныне, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не видением (2Кор. 5, 6–7). Тогда увидим Его лицем к лицу.

Ныне создание Его видим и от создания Создателя познаем, но Создателя не видим, а тогда самого Создателя лицом к лицу увидим. Ныне благодеяниями Его пользуемся, насыщаемся и утешаемся, но Благодетеля не видим, а тогда самого Благодетеля увидим. Ныне слышим святое слово Его, пророками и апостолами Его объявленное, но Глаголавшего не видим, а тогда Самого Его увидим. Ныне дарования Его, как ручьи из источника, на нас щедро изливаются, но Дарователя не видим, а тогда Его увидим и от Него Самого, как источника приснотекущего, черпать будем преизобильно, непрестанно, без сытости и без конца. Ныне посещающего нас, и толкающего в двери сердец наших, наказывающего и утешающего, как Отца, опечаливающего и увеселяющего Его чувствуем, но Самого не видим, а тогда само лицо Его святейшее, как Отца дети, увидим, и возрадуется сердце наше, и радости нашей никто не отнимет у нас (Ин. 16, 22).

Ныне в молитве, пении, славословии и хвалении стоим пред Ним и молимся Ему, призываем Его, поклоняемся Ему, поем Ему и хвалим Его, но Самого, Которому молимся, поклоняемся и поем, не видим, ибо мы ходим верою, а не видением (2Кор. 5, 7), а тогда Самого лицом к лицу увидим, и будем видеть во веки и поклоняться, будем петь и хвалить без труда, и видеть без сытости, и увидим Его, как Он есть (1Ин. 3, 2). Тогда придем и явимся лицу Божию (Пс. 41, 3). Тогда насытимся, когда явится нам слава Его (Пс. 16, 15). Тогда исполнится слово изреченное: как утешает кого либо мать его, так утешу Я вас; и увидите это, и возрадуется сердце ваше (Ис. 66, 13–14). Тогда будет Бог все во всем (1Кор. 15, 28).

Ублажают люди здесь того, кто имеет тело здоровое, легкое, благоцветущее, красивое и прочими естественными дарованиями украшенное, а тогда в избранных Божиих будут тела нетленные, здоровые, благоцветущие, красивые, славные, легкие, духовные, светлые и бессмертные. Ибо сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1Кор. 15, 42–44).

О, прекрасная и вожделенная весна, которая такие прорастит цветы на земле новой! Ибо мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2Петр. 3, 13). Не будет тогда ни старых, ни немощных, ни прокаженных, ни расслабленных, ни слепых, ни хромых, ни печальных, ни унылых, но все в благоцветущем и совершенном здравии будут, и будут во веки.

К блаженству избранных Божиих и то присовокупится, что они так уверены будут в непрестанном и вечном своем блаженстве, как уверены будут, что Бог, с Которым будут и Которого видеть будут, есть вечный и бесконечный и царствию Его не будет конца, и сами не захотят того лишиться, что получили. Сам рассуди, какая радость, веселье и восклицание будет в сердцах их, когда в таком блаженстве будут, какого язык сказать, и ум вообразить, и сердце понять, и глаз видеть, и ухо слышать здесь не может, – и будут в том блаженстве во веки без конца. Утешатся избранные Божии блаженством небесным, но еще и еще будут утешаться тем, что без конца то, что имеют, иметь будут. Без конца видеть Бога будут, без конца во славе будут, без конца, как солнце, в Царствии Отца их сиять будут, без конца в радости и веселье несказанном и непрестанном будут.

Видишь тень, видишь и истину, познавай же от тени истину. Тень – временное, а истина – вечное блаженство. Оставь тень и держись за истину, да постигнешь истину. Помни слово Спасителя: много званных, но мало избранных (Мф. 20, 16). Мы благодатью Божией позваны к вечной жизни, постараемся же не только между званными, но и между избранными быть. Помышляй об этом прилежно и часто, и омерзеет тебе мир со своими прелестями и похотями.

* * *

Для вечной жизни созданы мы Создателем нашим, и к ней Словом Божиим позваны, святым крещением обновлены, и Христос, Сын Божий, ради того в мир пришел, чтобы нас туда призвать и привести, – и потому одна только жизнь вечная необходимо нужна. Поэтому пусть твое первейшее старание и попечение о том будет, чтобы вечную жизнь получить. Без нее всё ничто, даже если и весь мир в своей власти будешь иметь. Получению ее всякий грех и пристрастие к суете мира сего препятствует. Берегись же всего того, дабы не лишиться вечной жизни. Временную жизнь бережешь, хотя и непременно оставишь ее, и все делаешь, чтобы ее не лишиться, насколько несравненно более должно беречь вечную жизнь и все старание полагать, чтобы ее не лишиться! Ибо все временное против вечного – ничто. Ищи же вечную жизнь, как единственное твое истинное добро, и всего того, что дверь к нему затворяет, со всяким усердием избегай.

Человеколюбивый Бог хочет тебе спасения, – да будет же и твое о том желание. Тогда непременно спасешься. Желай и ищи спасения так, как голодный – пищи и жаждущий – питья, и получишь то, что желаешь.

* * *

17

Наветник – клеветник.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle