Источник

Обличение

Не должно гневаться никому за слово обличительное. Не гневаешься, человек, на зеркало за то, что пороки на лице твоем показывает, зачем же гневаться на проповедника, что он словом грехи твои тебе показывает? Зеркало показывает тебе то, что имеется на лице твоем, так обличительное слово обличает тебя в том, что есть в душе твоей.

* * *

Если кто гневается за слово обличительное, видно, что он те грехи в себе имеет, которые слово обличает вообще. Ибо это значит, что то, что в слове он слышит, в том обличает его и совесть его. Когда, человек, гневаешься за обличительное слово на проповедника, то гневайся и на совесть твою, которая тебя обличает. Однако же, как ни ярись, она не престанет тебя обличать, всегда будет тебе говорить, что видит в тебе. Лучше гневаться на себя самого, что грешил и совесть свою уязвлял. Покайся и перестань делать то, чем совесть уязвляется; и совесть уязвлять тебя уже не будет, и слово обличительное не будет тебя касаться. Тогда покой, мир и радость в душе твоей благодатью Божией будет вселяться.

* * *

Как зеркало ради того поставляется, чтобы пороки на лице были видны и так бы стирались, так обличительное слово не ради иной какой причины должно говорить, но ради того только, чтобы люди познали свои грехи и каялись, и так бы себя исправили.

* * *

Без болезни не нужно и лекарство, и где греха нет, там не потребно и обличение. Оставь грех, тогда и обличение касаться тебя не будет, ибо не будет того, в чем оно обличает. Обличение подобно зеркалу, которое показывает пороки на лице; а если пороков на лице не будет, то и не покажет их. Не гневаешься на зеркало за показание пороков твоих – не гневайся же и на обличительное слово, которым пороки души твоей показываются. К тому же, когда гневаешься на обличение, вообще бываемое, то тем показываешь, что и совесть твоя тебя обличает в том, о чем слово.

* * *

Лучше тебе здесь, в мире этом, и тайно внутри себя и перед собой одним обличение претерпеть, и оставить грех и покаяться, и так спастись, нежели на всемирном том суде обличиться и постыженным отослаться во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12; 13, 42 и др.).

* * *

Иной грех от немощи, иной от произволения, предрассуждения и против совести бывает. От немощи грех, которому и благочестивые люди подлежат, легко и ласково обличать должно. Но грехи, против совести и от произволения творимые, а особенно застарелые и в обычай вошедшие, требуют жестокого и строгого обличения, как застарелая болезнь – горького и жестокого лекарства. Такие грехи явно к погибели ведут грешников и не могут иначе, как жестоким наказанием с помощью Божией отогнаться. Строго должно таковых обличать, дабы этим гласом, как громом, пробудились ото сна греховного и сотворили истинное покаяние. Надо везде истину говорить и не молчать о том, что должно говорить. Грех, по-надлежащему не откровенный и не обличенный, или за грех не почитается, или за легкий вменяется, хотя грех в себе такую тяжесть имеет, что и малый может погрузить грешника на дно адово, ибо всякий грех против величества Божия бывает. А когда за грех не почитается или легким быть судится, то и неисцелен пребывает, что весьма опасно.

* * *

Страшно и это слово, возлюбленные! Обличу тебя и пред ставлю пред лицем твоим грехи твои (Пс. 49, 21). Ибо и это слово говорит великий Бог. Кому? Грешнику, как выше в том же псалме написано: грешнику сказал Бог (Пс. 49, 16). О чем говорит? О том, что Он обличит грешника за все его грехи, и все его беззаконные поступки пред лицом его представит. Где? На всемирном позорище, где все святые Ангелы будут и все люди, жившие от начала мира до конца, соберутся. На том всемирном собрании обличится каждый грешник, и его бессовестные и богопротивные поступки предстанут перед ним и всему миру явлены будут.

Обличу тебя и поставлю пред лицем твоим грехи твои. Ты, грешник, то и то делал: если ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие. Уста твои размножали злословие и язык твой сплетал коварства. Сидя в собрании на брата твоего ты клеветал и для сына матери твоей полагал препону (Пс. 49, 18–20).

Грешник! Ты разоряешь закон Мой и отвергаешь слова мои совершенно, и думаешь, что все это останется без наказания, и Я не взыщу с тебя за это? Чем нечестивый прогневал Бога? Тем, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет» (Пс. 9, 34). Нет, нет, не так будет, как ты беззаконно мечтаешь и тешишь себя.

Я за все, что ты ни делал, взыщу, и все твои беззаконные дела, слова, помышления, начинания, замыслы и поступки представлю пред тобой. Вот ты, грешник, то и то мыслил и начинал, то и то делал и говорил, и так Мой вечный и нерушимый закон разорял, и слова уст Моих, святые слова, презирал и попирал.

Обличу тебя и представлю пред лицем твоим грехи твои. Блуднику и всякому осквернителю представятся все его скверные мечтания, слова, взгляды и дела, где и когда их совершал, и с кем нечистотой смешался.

Злобному представится, кому и чем навредил, кому и когда ядом отравленную чашу подал, и так жизнь его или отнял или сократил; кого и перед кем своей клеветой обесславил, и так был причиной его бесчестия, поношения, поругания, посмеяния, печали, и прочего.

Вор и расхититель увидит перед собой все свои воровские дела, тайно, или явно, или обманом сотворенные. Увидит, где и что, и у кого нагло похитил, или коварно присвоил, или тайно украл.

Беззаконный купец увидит, какие товары бессовестно продавал и людей обманывал; какие гнилые вещи за хорошие, дешевые за дорогие и одни вещи за другие продавал; сколько воды в вино мешал, сколько раз и за какой товар большей цены, чем он стоит, требовал, и так бессовестно поступал. Вот ты того и того, в такое-то время, продавая свои товары, обманывал, и так против совести своей поступал, и более почитал свою скверную прибыль, нежели заповедь Мою – не кради.

Лукавый и льстец увидит все свои коварные замыслы перед собой положенными, и обличится, когда, кого и в чем обманывал и прельщал и кому льстил своим языком.

Хулителю и ругателю представятся все его хулы, которые он на Бога, своего Создателя, и на святых Его угодников извергал, и на прочих людей, сотворенных по подобию Божию, и обличится, где, когда и перед кем пагубные те слова говорил.

Нечестивому начальнику представится его нерадение о подчиненных, насилия, озлобления людей, ему порученных, и прочие его беззаконные дела.

Нерадивому пастырю будет показано его небрежение о стаде Христовом и прочие его грехи.

Судья-взяточник увидит преступление клятвы и присяги, попрание правды и суда Божьего и прочие беззакония, им совершенные.

Небрежный родитель увидит свою беспечность в воспитании своих детей, и что от этого они развратились и погибли, и предстанут перед ним соблазны, которые он детям подавал.

Беззаконному господину представятся все его наглости, насилия, и оскорбления, и озлобления, которые он своим рабам и крестьянам причинял, и их бесчеловечно мучил, или несносными работами и оброками обременял.

Словом, всякого грешника грехи, которые он тайно или явно совершил, там ему явятся и будут ему представлены.

Представятся и вам, миролюбцы и прихотливцы, представятся вам банкеты ваши, пиршества ваши, балы ваши, оперы ваши, маскарады ваши, танцы ваши, картежные игры ваши, собачья охота ваша и другие ваши забавы, так как вы, привыкнув к ним, отвратили ваше сердце от Бога, Которого исповедовали, и приложили к этой суете. И не к Богу и Царствию Его, а к прелести мира обращали свои желания, и в том утешение и веселье свое находили. Тогда вы вместо прошедшего веселья увидите настоящую и вечную вашу скорбь, печаль, болезнь и воздыхание.

Обличу тебя, и представлю пред лицем твоим грехи твои. Тогда обличится всякий грешник и услышит: вот человек и дела его! Услышит блудник: вот человек и дела его! Услышит вор, расхититель и грабитель: «Вот человек и дела его!».

* * *

Допустим же, возлюбленный, до сердца нашего обличительное Божие Слово и это в сердце нашем углубим, дабы всякую нечистоту и гнилость оттуда выгнать и приготовить его к восприятию евангельского живого утешения. Ибо надо непременно отстать от грехов и печалью о грехах сокрушить сердце свое тому, кто хочет сподобиться милости Божией. Покаемся же и умилостивим Бога нашего, дабы загладились грехи наши, дабы не явились они с нами на Страшном Суде Христовом, дабы не сказал кому из нас тогда Судия:

«Вот человек, и дела его!». Напишем слово сие Божие: обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои (Пс. 49, 21) – напишем в памяти нашей, дабы и всегда оно слышалось внутри нас, когда ко греху какому будет поощрять нас враг наш.

Теперь говорит Бог грешнику: обличу тебя, – дабы покаялся и дабы тогда не обличать его. Если же не покается, то непременно обличит тогда и скажет: «Вот человек, и дела его!» Теперь грозит грешникам, дабы покаялись и спаслись, ибо благ и человеколюбив, но тогда на непокаявшихся самим делом исполнит угрозу. Теперь говорит грешникам: покайтесь, – но тогда скажет: отвечайте Мне! Теперь зовет к Себе грешников: приидите ко Мне, – но тогда ответит грешникам: отойдите от Меня! Вы не знали Меня в мире, и Я вас не знаю ныне. Вы не слушали Меня тогда, когда Я увещевал и хотел вас спасти, и Я вас не слушаю ныне, молящихся. Идите от Меня, про клятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41).


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle