Источник

Верность

Любочестие, славолюбие, сладострастие, сребролюбие и прочие похоти сего мира – все подобны прелюбодейке, к которой душой прилепляется христианин, если честь, славу, серебро, золото, сласть и прочую похоть любит и так оставляет Христа, бессмертного Жениха, и любви мира, как нечистой блуднице, душу свою отдает.

О! Сколь тяжко согрешают против Христа, возлюбившего их и предавшего Себя за них, христиане, которые не сохраняют той верности Ему, которую, вступая в христианство, обещали до конца хранить. А так и всех благ духовных, которых в Крещении сподобились было, самовольно, к крайнему своему бедствию, лишаются. Не напрасно святые апостолы от любви мира сего отводят нас. Не любите мира, ни того, что в мире (1Ин. 2, 15), – говорит святой Иоанн. Дружба с миром есть вражда против Бога: кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4). Так вредна любовь к миру сему, что любящий его врагом Божиим бывает, – что страшно и помыслить, хотя слепой человек того и не понимает.

* * *

Видишь или слышишь, что муж отрекается от жены, если она не хранит верности ему, но, оставив его, с другими беззаконно смешивается и прелюбодействует. Знай точно, что так и Христос, небесный и пречистый Жених, отрекается от такой души, которая прилепляется к миру сему, похоти плотской, похоти очес и гордости житейской, если не хранит Ему верности, которую при вступлении в христианство обещала до конца жизни своей хранить. Таким он скажет: «Не знаю вас, откуда вы», – когда придет во славе Своей (см. Лк. 13, 25).

* * *

Видишь или слышишь, что жена честная и верная мужу своему никого не любит, кроме мужа своего, и никому не пытается угодить, только мужу своему. От этого супружества плотского обрати ум твой к супружеству духовному, в котором христиане верой сопряглись небесному Жениху Христу. Об этом Павел святой так говорит к верным коринфянам: обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2Кор. 11, 2). Рассуди же, как должны христиане хранить любовь к этому небесному Жениху! Как должны удаляться от нечистой любви мира сего, к единому Христу прилепляться, нравиться, угождать, любезными быть и волю Его святую исполнять и никого, кроме Него и ради Него, не любить, если верность Ему хотят сохранить.

* * *

Рабы Христовы должны до конца верными быть, как Сам Господь говорит им: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10). Всякое дело от конца, а не от начала совершенство свое получает. Конец все совершает.

* * *

Верным рабам Христовым должно Господу своему служить всегда, в благополучии и неблагополучии. Раб истинный и верный должен быть неотлучен от господина своего. Так и Христов раб должен быть всегда со Христом Господом своим и Ему неотступно служить. Иначе лицемерная и неистинная служба есть, когда в благоденствии нашем любим Христа и служим Ему, а в злоденствии негодуем, ропщем и так сердцем отстаем от Него. Неотступными рабами Христовыми должны мы быть и везде Ему следовать, как Сам от нас того хочет: кто Мне служит, Мне да последует (Ин. 12, 26).

* * *

Поскольку душа человеческая всю доброту и красоту получает от Христа, Которому верою обручается, то несомненный признак того, что она эту доброту имеет и хранит, – когда от Него не отлучается к мирской любви, но к Нему, как невеста к Жениху, верой и любовью прилепляется, следует стопами Его, подражает смирению, терпению, кротости и любви Его и так хранит верность свою Ему, и как в смирении и страдании Его не отлучается от Него, так и в славе Его неотлучна от Него будет. Этого вера от души, Христу обрученной, требует.

Как верность хранит мужу своему жена, когда от него ни в бесчестии, ни в изгнании не отлучается, так душа признается верной Христу, если от Него в смирении и страдании не отлучается. И как жена неверной мужу своему почитается, когда любит кого-то больше мужа своего или так же, как мужа своего, или в несчастье оставляет его, так та душа не хранит веры Христу, Сыну Божьему, которая к миру прилепляется и не хочет со Христом в смерти, терпении и страдании быть. И Христос такую душу неверной Себе почитает. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38). И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Это и значит обещание и присяга Христу, при Крещении христианином данная, то есть что он как имя свое Христу записал и отдал, так верою и любовью Ему всю жизнь свою будет служить и следовать, как Сам Христос от христианина требует: кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). Если хранит душа это обещание, то сохраняет и веру Христу – Жениху своему – и с верою красоту и доброту, ей Христом данную.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle